emergency
15:35 25-12-2012 и ещё по списку
я много над ним сижу, потому что реально давно хотел что-то такое сделать, но долгое время не мог определиться, в какой форме

Сейчас хочется рассказать о временных периодах в истории игр. Всего я насчитал девять периодов. Они частично основаны на поколениях консолей из википедии, но я внёс всякие правки. Чуть расскажу про каждый.

1958-1971
Игры только появляются. Консолей нет. Компьютеры стоят в институтах и там чото на коленке делаецца.
Этот период заканчивается выходом Pong и бумом видеоигр.

1972-1976
Odyssey, Pong, Arcade

Здесь игры сразу разделяются на три направления
1) Игровые автоматы
На них все лучшие игры и дизайнеры и вообще всё самое крутое.

2) Приставки
Они за редким исключением выпускают только одну игру - Pong. Причём с жуткими контроллерами.

3) Прото-персоналки
Это ещё не персональные компьютеры, потому что стоят они всё ещё в институтах. Но теперь у компов в НИИ сделаны кучи терминалов, что резко повышает количество дорвавшихся лаборантов.
Лаборанты делают в основном жутко задротские симуляторы, ещё более задротские экономические стратегии и квесты.
И смотрят на Понг как на говно. Это вот пренебрежительное отношение пользователей компов к консольщикам - оно с этих времён пошло.

Окончанием периода можно считать появление реальных персоналок - Apple (в англоговорящем мире) и MSX (в японоговорящем), а так же первой консоли с вменяемым кнопочным контроллером - Atari.

1977-1983
Atari, Apple, MSX

Значит персоналки пошли, а игровые автоматы постепенно сдыхают. Заметьте, что это ещё не IBM PC (он тока в 81 году появится, а популярным станет только с появлением EGA графики, т.к. CGA выглядела как говно). MSDOS ещё не изобретён (тоже в 81 и плюс лет пять ещё уйдёт на правку багов)

Этот период на консолях в основном выходят аркады и шутемапы. Вовсю рулит пакмен. При этом не смотря на то, что аркад полно - платформеры ещё не изобретены (изобретут только совсем под конец в 83 году).

На компах самые популярные жанры - RPG (ультима, M&M, Визардри, онлайновые MUDы) и квесты Zork (из которого вот-вот родится культовая компания следующего периода - инфоком).

Самый шик в это время - интерактивное кино (см. Dragon Lair). На фоне текстовых адвенчур - смотрится безумным некстгеном. Графон такой что убицца можно.

На портативных консолях вовсю "электроники".

Период заканчивается крахом видеоигр, после выпуска ET. На фоне этого краха выходит новая надежда - Mario Bros, изобретая своим появлением жанр платформеров.

1984-1990
8-bit Nes, Spectrum, Commodor, DOS

Братья Марио фактически в одиночку вытягивают консольную индустрию, обеспечивая стабильные продажи Денди.
Рулят платформеры, файтинги. Экшн ролевушки - зельда из этого периода вылезла.

На персоналки приходит IBM вместе с микрософтом и досом. Они воюют со спектрумом и комодором, и благополучно забарывают их своей главной фичёй - персоналки можно апгрейдить. И скоро они дорастают до VGA графона, по сравнению с которым всякие спектрумы ваще не котируются.
На компах симсити, виг командер, поднимает голову сиерра с графическими квестами,

Японцы кстати до сих пор сидят с MSX. В результате рождается металгир и много ещё всякго.

На портативных консолях - тетрисы, фактически ставшие у них понгом.

Конец этого периода - выходит Соник, моментально демонстрирущий, что денди ваще не смотрится.

1991-1995
16/32-bit Genesis, Snes, NeoGeo, Gameboy, Amiga

Растут характеристики компов, и уже что-то вменяемое можно пускается на портативных приставках - геймбоях. Главный местный хит - покемоны.

Среди консолей в полную силу идёт война Сеги и Нинтендо. У Сеги лучше платформеры, зато у нинтендо - ролевые игры. У сеги круче маскот, зато у нинтендо лучше игры про этого маскота. У сеги лучше музыка, зату у нинтендо - более плавная графика. Сега - подростковые мотивы, нинтендо - закос под Искусство.

Везде цветёт двумерная графика. В этот период на всех консолях выйдут самые красивейшие двумерные игры за всю историю.

На персоналки приходит кинематографичность, реалтайм стратегии и FPS. Dune и Doom, Doom и Dune. Это лучший период для большинства компаний. Игра на персоналках сочетают в себе глубину, которая даже не снилась консольным - и при этом зачастую не уступают в подаче. Засчет этого персоналки отвоёвывают огромное количество людей. Продажи идут бешеные.

Игровые автоматы сжимаются до пределов единой консоли - Неогео, с одновременным выходом версий для автоматов и для приставки.

Конец этого периода - Quake и C&C, включающие в себя все черты игр следующих лет - технологии, показательный отказ от мультяшной тёплой ламповости и ещё раз технологии. Начинается гонка технологий.

1996-2001
64-bit PSX, N64, Saturn, 3DO, Windows

Почти все (кроме нинтендо) дружно переходят на CD диски. Это резко увеличивает размеры игр в десятки раз. Поначалу не все представляют, что пихать на всё это место - выходят игры забитые кучами роликов. Сразу увеличивается продолжительность игр.

Среди консолей быстро начинает доминировать Сони со своим плейстейшеном. Вовсю растёт Square.

На компьютерах идёт безумная гонка апгрейдов. Шутеры от первого лица воюют за графон.
Выходят финальные лучшие части большинства серий - M&M6, Grim Fandango, SQ6, перед тем, как компании начнут дохнуть, не справляясь с новыми технологиями и "правилами игры". Привлечённые графоном приходят новые игроки, которым нужны другие игры - они уже не готовы сотни раз перезагружаться и требуют на порядок больше контента.

Не справляющиеся с объёмами компании вынуждены продаваться. Растёт в монстра EA.

Выходит Ультима Онлайн, Эверквест, Линейка, предвещая бум онлайновых игр.

Распространяются игровые клубы, за которые воюют Q3, UT и CS.

Конец этого периода - GTA3 и Моровинд, демонстрирующие, какие будут игры дальше.
Они будут большими.

2002-2005
PS2, Xbox, GBA, Mobile, Flash


На консолях продолжает доминировать Сони. PS2 окончательно сублимирует в себе всё лучшее, что было в играх для персональных компьютеров - графон и глубину, но при этом стабильно держит планку качества. Война ими выиграна на всех фронтах.
В спокойной ситуации развивается большинство известных консольных серий - God of War, FF, Silient Hill, Hitman и т.п.

На персоналках упадок. Все либо умерли, либо ушли в консоли.
Параллельно новые два направления - WoW открывает бум онлайна, и одновременно в интернетах начинают крутиться шаровары, из мутного потока которых выплывают новые виды игр - казуальные. Luxor, Bejeweled.

До игр понемногу дорастают мобилы.

Привычные портативные консоли открывают собственное направление, уже не ограниченное одними портами, где идёт свой золотой век. Mega Man Zero, Advance Wars.

Конец этого периода - Uncharted, демонстрирующий, что игры это уже не специальная олимпиада, а форма искусства, способная рассказывать истории не хуже кино и книг без каких-либо скидок на технологии и механики.

2006-2009
PS3, Xbox360, Wii, DS, PSP, Browser

На консолях снова начинается война по всем фронтам. Сони и Микрософт играют на привычном поле больших игр для подростков, в то время как Нинтендо понимает, что игры нового времени могут объединять всю семью.

Портативные консоли понимают, что они вдруг стали маленькими вариантами больших приставок и не до конца в курсе, что теперь с этим делать.

Персоналки продолжают вариться в онлайне (от которого откалывают браузерки), портах и казуале. Поднимает голову инди-движение (впрочем, быстро перехваченное консолями).

Конец этого периода - маленькие-большие Angry Birds и Farmville.

2010-...
Social, iPhone, Vita

Всё накрывают социальные сети. Консоли благополучно пропускают удар и пытаются как-то приспособиться к новым правилам. Впервые вдруг оказывается, что количество полигонов ничего не решает, даже если держишь планку качества.

Приходят новые игроки, которым уже не нужны блокбастеры. Им нужен способ хорошо провести время. Нужен сервис.

На фоне этого привычное разделение между направлениями игр - размывается. Большинство хитов - мультиплатформы, где-то ещё держатся за эксклюзивы, но всё меньше и меньше.

Вопщем, с моей точки зрения - список самых знаковых игр в истории, каждая из которых воплощает в себе черты своего времени, выглядит так:
Pong
Pac-man
Mario Bros
Sonic
Quake
GTA3
Uncharted
Farmville