Понедельник, 17 Ноября 2025 г.
17:13 Есть колбаса
От вида которой пахнет плацкартным вагоном.
14:59 Второй в этом году виток книжного списка готов
Девять месяцев ушло на 65 книг. На самом деле меньше (и месяцев и книг), потому что большую часть года я целиком занимался игровыми пересказами, а книги отложил.
В следующем тоже 65, я думаю 3-4 месяца на него уйдет, у меня за год трансформировался порядок прохода по спискам, книжная доля в нем уменьшилась, на каждую разобранную здесь книгу приходится примерно с десяток игр и еще пара сезонов сериалов или десяток томиков комиксов или полнометражек. С другой стороны я и сам сейчас значительно быстрее иду по штучу. В целом я надеюсь что к концу следующего года подойду по истории к двадцатому веку, витка 3-4 за год сделав.
У меня на самом деле есть далеко идущие планы, мне хочется в первом приближении догрести историю, потом взяться за один сюжет из чистых графоманских соображений, после чего я хочу вплотную вернуться к истории видеоигр и написать историю мобильных игр, после чего историю отечественного геймдева. Это все планы на следующие лет скажем пять, и я стараюсь намеренно вялотекуще к ним двигаться, акцентируясь на одном направлении только когда оно подходит к концу (или только если мне за него деньги плотят), а в остальное время переключаясь туда сюда между разными долгими задачами.
12:47 Путь Nvidia: Дженсен Хуанг и становление технологического гиганта (c) Ким
Книга 2024 года, то есть написанная уже в эпоху нейросетей, которые все работают на чипах энвидии, что делает эту корпорацию основным вообще техногигантом США. Более того сейчас это самая дорогая компания в мире. В прошлом году компания выросла в три раза, при том, что и до этого она была огромной. С 1999 года компания ежегодно росла более чем на треть, вложив в ее акции тысячу баксов двадцать пять лет назад - сейчас можно было бы получить более миллиона.
Все три десятилетия у руля компании был один и тот же человек - Дженсен Хуанг. В начале книги приводится интервью, которое автор взял у Хуанга. Тот критически смотрит на себя, и считает первые пятнадцать лет своего руководства неудачным и даже вредным для компании.
Хуанг родился в Тайване, но в детстве (в семидесятые) он переехал в США. Он довольно быстро становится профессиональным игроком в настольный теннис, работает официантом, вобщем живет небогато. В старшей школе увлекается программированием на мейнфреймах. Поступает в институт на инженера. После обучения идет на работу в АМД.
В то время микрочипы разрабатывались вручную, и компания LSI была первой, которая начала практиковать автоматические методы их сборки, чем занимался стартап Sun Microsystems. Внутри стартапа он познакомился с двумя инженерами - Кертисом Примом и Крисом Малаховски, у которых была еще более передовая идея - разработка процессоров, которые заточены под отдельные узкоспециализированные вычисления, например трехмерное моделирование. Короче - видеокарты.
Это были еще времена перфолент.
Наступает 1977 - выходит Эпл 2. Начинается эпоха персоналок. Первая видеокарта с EGA графикой разрабатывается для компьютера IBM в 1984 году, и позволяет выводить 256 цветов.
В 1983 выходит Лиза - первая персоналка с графическим интерфейсом. Когда этот компьютер провалился в продаже и Эпл начали сворачивать производство, многие сотрудники перешли в Сан. В целом в мейнфреймах видеокарты существуют давно, однако на персоналках к началу восьмидесятых они еще крайне примитивны, та же Лиза была вынуждена ограничиться монохромным дисплеем, как и Макинтоши. Сан Микросистемс хотят чтобы персоналки стали цветными, причем многоцветными.
Разработка первого графического ускорителя Сан подходит к концу в 1989. Он называется GX идет дополнением к компьютеру SPARCstation и стоит 2к баксов, и позволяет к примеру быстрее прокручивать текст, но самая впечатляющая его демонстрация в игре A-10 Attack! (ранее Aviator), который полностью полигональный авиасим, работающий в разрешении 1280×1024 и был рассчитан на пвп залеты через сеть станций Сан. Игра выходит в 1991.
Компания Сан быстро растет и становится слишком забюрократизированной, так что главные герои решают сваливать. Они решают сделать новый чип для Самсунга. Хуанг в первую очередь нужен как человек, способный составить такой договор, чтобы Самсунг потом не украли технологию. Идея в том, что Хуанг и компания проектируют чипы, а Самсунг занимается их производством.
В 1992 году индустрия переходит на шину PCI, что значительно увеличивает пропускную способность систем. А так же выход винды. Видео переходит на формат AVI. Успех винды показывает героям, что пользователям персоналок нужны системы с быстрой и мощной графикой (до этого в Сан они работали над чипами для рабочих станций). Писюки под виндой - первые реально массовые персоналки с графическим интерфейсом от мейнфреймов (есть еще маки, но они значительно менее распространены).
Герои считают что двигателем индустрии графических карт будут видеоигры. К 93 году они уходят из Сан. Они в основном двадцатилетние все. Перед уходом они узнают, что Сан работает над языком программирования Джава и не будет против если их чип будет под него заточен. Сан пытается удержать инженеров в той или иной форме, однако они не видят будущего в рабочих станциях, считая что надо как можно быстрее работать для персоналок.
Первый чип называется NV1, во многом это просто перепил чипа GX под пс совместимые машины. Компанию называют Invidia, что переводится с латинского как "зависть", герои были убеждены что все завидуют их чипам. От первой буквы отказались, чтобы было больше похоже на название чипа NV1. Не смотря на всю зависть, вкладываться в их контору никто не хочет. Они пытаются продать технологию Эпл для маков, но Джобс отказывается.
Проблемы на первых этапах были в том, что у компании не было продукта. У них был собственный чип GX, переделанный для работы под винду. Он с одной стороны был уже к тому моменту довольно старым, с другой - все еще мощнее всех конкурентов. Для демонстрации запускают пс версии Авиатора на ранних вр гарнитурах. Не без труда они получают первые инвестиции в 2 ляма.
В компании Прим взял должность технического директора, Малаховски менеджментом, а Хуанс бизнес-решениями. Это делает последнего генеральным директором. Они начинают создание первого массового чипа - главная их идея в том, чтобы сделать девайс ускоряющий именно вывод трехмерной графики, в то время как существующие чипы для пк в то время заточены под 2д. Одновременно они хотят еще выдавать лучший звук чем популярные в то время СоундБластеры. Шаг был рисковым, в то время звуковые карты были отдельными девайсами.
Главная бизнесовая задача в то время - добиться поддержки их стандарта от Интел. Нвидиа напирают на открытость своих архитектур, что позволяет другим разработчикам ускорителей свободно конкурировать на чипах Интел, не добиваясь постоянно поддержки компании. Интел соглашаются.
Производителем чипов выбирают компанию SGS-Thomson, которая сама по себе довольно малоизвестная и слабая, что позволяет и выбить лучше условия и меньше бояться кражи. Чип презентуют в 1994 на выставке. Этим сильно впечатляется Сега, и подписывает договор о NV2 для своей следующей консоли, а так же Сега переводит часть своих сатурновских игр на пс с поддержкой NV1. И еще приобретает акций на 5 лямов. Так же получают заказ от компании Diamond Multimedia на 250 тысяч чипов, которые продаются по 300 баксов каждый под брендом Edge 3D.
Однако первый чип не очень хорошо продается - резко падают цены на рам, в то время как в нвидиа для NV1 сделали громоздкую неудобную архитектуру (в частности с переходом на четырехугольники вместо обычных полигонов) с расчетом на внутреннюю память процессора. Чипы работают хорошо, но разработчики не хотят заморачиваться, когда проще тупо докупить оперативы, и с полноценной поддержкой системы выходят только порты сеговских Virtua Fighter и Daytona USA. А с обычными треугольниками ускоритель работает плохо.
Ухудшило ситуацию то, что Doom работал на обычном стандарте и с обычной вга графикой, и все с него страшно перлись.
Вобщем чип был обратно не совместим и требовал чтобы все под него переходили, чего никто делать не желал. "Мы создали отличную технологию, но плохой продукт" - резюмирует один из создателей. Забавно, что ровно на том же в те же годы умерла Сега.
В результате продажи никакие, Нвидиа сваливается в долги. В этот момент они понимают, что для продажи чипа нужно подписываться с разработчиками прорывной игры, которая бы значительно лучше выглядела именно с этим чипом.
Проблемы затрагивают и отношения с Сегой, которая начинает отказываться от сотрудничества. Однако договор не позволяет Сеге совсем бесплатно выйти из сделки, так что Нвидиа делают прототип NV2 и Сега откупается лямом, чтобы разойтись. Этот лям позволяет компании удержаться на плаву.
Все силы брошены на NV3. Тем временем сотрудники компании Силикон Графикс (делающей спецеффекты для кино в основном) основывают главного конкурента - 3dfx и к 1996 году выпускает первый ускоритель Voodoo. В отличие от чипов NV - у вуду все в порядке с позиционированнием и совместимостью. Главное - специально под нее был заточен GLQuake, и Q2.
3dfx думают купить Нвидиа, но считают что компания развалится сама, и дешевле будет после этого нанять отдельных сотрудников. Позже 3dfx не раз будут сокрушаться, что не убили конкурента в этот момент.
Тем временем NV3 приобретает рыночное название - RIVA 128. Микрософт выкатывает стандарты графики Direct3D и OpenGL, таким образом уничтожая хаос, создаваемый разными производителями видеокарт. 128 в названии чипа говорит о размере шины, которая самая большая и мощная для персоналок своего времени. Нвидиа решают сделать чип для самых богатых игроков, которые хотят получать лучший графений из возможных, в то время как Вуду ориентированы на средне доступный сегмент.
Видеокарта презентуется в 1997 году и выдает на бенчмарках показатели лучше чем у всех конкурентов. Другое дело что она страшно сырая и постоянно падает, у компании просто нет денег на тесты, в случае провала Нвидиа просто закроется. Результат всех впечатляет и Рива 128 прекрасно продается. Что не менее важно - это привлекает в компанию инженеров со всего мира, желающих работать над лучше графикой для игр.
Компания сразу же использует максимально бесчеловечные подходы к сотрудникам, постоянные переработки и очень быстрые увольнения если человек не тянет. Но если тянет - быстрое повышение. При этом топы так же должны были работать на износ или вылетали. Люди проводят в компании круглосуточно и по выходным, фактически живут в офисах.
Нвидиа первая привносит практику регулярного обновления драйверов для своих девайсов, причем делает это самостоятельно, не полагаясь на партнеров.
С девяносто седьмого в гонку включается Интел, которые начинают кроме процессоров производить и графические ускорители начиная с i740. Для Нвидиа это большой удар - они вынуждены так или иначе сотрудничать с Интел, так как графика должна подходить к процессору, однако теперь становятся партнерами своего конкурента. Стратегия Нвидиа - убить Интел, пока производство графических чипов у него не вырастет достаточно.
Для конкуренции с чипом интел готовят RIVA TNT. К этому времени компания вынуждена переносить все больше частей производства чипов в свои офисы, в первую очередь тестирование. Так же компания запускает многопоточную сборку, чтобы выпускать новый чип каждые полгода, в соответствии с полугодовыми циклами обновления компьютеров в магазинах.
Так же в чипах компании создают тн "менеджер ресурсов", фактически внутреннюю операционную систему. Идея в том, что часть фичей чип реально выполняет, а другую часть дольше и хуже, но эмулирует программно. В результате чипы можно затачивать под фичи, которые еще не оттестированы, и если фича не проходит тестов - она кое как но эмулируется. Все это сделано, чтобы компания могла быстрее развиваться и подстраиваться под изменение технологий и рынка быстрее всех. Это все внедряется к 1999 году.
Все это позволяет Нвидиа загасить 3дфх уже к началу нулевых. В 2002 3dfx банкротится, и ее ключевые сотрудники и патенты переходят к конкуренту.
При этом для полноценного производства чипов компания все равно мала, там реально заоблачные траты. К примеру в наше время только стоит станок штампующий чипы стоит в районе 400 миллионов баксов.
В 1999 Нвидиа выходит на рынок продажи акций и оценивается в 600 миллионов. Начинается запуск линейки GeForce. Компания к этому времени настолько стандартизировала процессы, что достаточно заменить одну их карту в компьютере на другую - и та заработает сразу, больше никаких танцев с бубном не понадобится. Чтобы все разработчики комплектующих распространенного по всегда имели возможность проверить свою совместимость с девайсами Нвидиа - компания регулярно и бесплатно рассылает им новейшие карты.
После неудачи с Сегой компания избегает связей с держателями консолей, но решается на партнерство с Микрософтом при запуске первого Иксбокса. Это позволяет капитализации компании увеличиться в четыре раза за первый же год.
В эти годы главный инженер не выдерживает марафона из уходит, из трех основателей остаются двое.
В целом конкуренция на рынке графических чипов была настолько серьезной, что ни одна компания кроме нвидии (и интела, для которого графика была сторонним делом) долго не продержалась. Обычно компании умирали через 2-4 года. Чтобы выживать требовалась адаптация с огромной скоростью, переработки, отказ от личной жизни итд.
С 2000 Нвидиа еще увеличивает поток, благодаря тому что использует детали, плохо показывающие себя на высоких скоростях, в более дешевых картах, работающих на более низких. Компания пытается сделать графические ускорители доступными для каждого (и успешно этого добивается). В том числе компания продает девайсы собранные из бракованных деталей себе в убыток, потому что иначе вообще выбросила бы их. Одновременно это позволяет ей гасить конкурентах, пытающихся заработать на дешевизне, потому что перебить убыточное производство они не могут.
Начиная с Джифорса 256 компания производит многоядерные устройства, фактически это набор девайсов внутри одного, работающие одновременно. Более того Джифорсы снимают огромную часть нагрузки с центрального процессора, так что компьютер начинает в целом работать быстрее, даже когда особой графики на экране нет. Появляется аббревитура GPU, фактически графическую карту, которую разработчики приложений могут запрограммировать под себя.
С нулевых начинается работа над шейдерами. Идея в том, чтобы разработчики игр могли сами придумывать как им лучше использовать видеокарту. В 2001 выходит GeForce 3 - первая карта, поддерживающая шейдеры. К этому моменту компания уже в двадцать раз дороже чем в 1999.
К этому времени главным конкурентом становится ATI, который значительно эффективнее работает с графикой на нарождающемся рынке ноутбуков. В ответ они подписывают с Эпл и начинают поставлять свои карты для Маков.
Компания пытается выбить себе лучшие условия у Микрософт и поэтому не может нормально адаптировать свои чипы к новым версиям Директ 3д. Это позволяет АТИ в 2002 вырваться вперед со своими Радеонами, так как они не выебываются. В попытке обойти проблемы в GeForce FX Нвидиа вынуждена ставить на карты огромные шумные вентиляторы. Компания снова чуть не умирает, они считают что выжили только потому что АТИ не стали их добивать, хотя могли.
Глава о том, как видеокарты адаптировали для науки и инженерии. Пока я ее листаю - нажал на иконку нвидии у себя на экране, и она тут же начала что-то внутри себя выкачивать и обновлять.
В 2006 в картах уже более сотни ядер, в то время как в процессорах было всего несколько. Это было не очень нужно в нулевых, однако стало ключевым фактором почему карты нвидиа используются в датацентрах и стали массово закупаться как для майнинга криптовалюты, так потом и для нейросетевых вычислений.
Однако в нулевых компания уже настолько велика, что может находить ключевых разработчиков в отраслях и обучать их пользоваться своими технологиями, таким образом переделывая рынок под себя.
Глава о внутреннем устройстве компании. Нвидиа максимально открыта, гендир постоянно на связи с полусотней начальников отделов и основные совещания идут в больших залах, где набирается под сотню человек. Вобщем это более плоская структура.
Отдельно налажена система отчетов, таким образом что рядовые сотрудники пишут отчеты о своей работе и они идут на самый верх гендиру, и структурированы таким образом чтобы он мог быстро пробежаться взглядом по любому отделу и направлению, читая именно отчеты с самого низа, никак не обработанные менеджерами. Кроме отчетов высылаются тысячи писем где сотрудники делятся какие перспективы и идеи они считают интересными для компании, и все это тоже через единое форматирование идет гендиру.
К концу нулевых годов Нвидиа добивается того, что видеокарты становятся самой навороченой частью электроники (до это были процессоры). Процессоры становятся какбы дополнением к видеокартам.
К концу книга несколько сдает (как и большинство книг), там описания отдельных технологий - нейросетей, ртх. Ну и заключение.
Дженсен Хуанг на 16 месте в топе самых богатых людей мира за 2025 год. Впрочем, учитывая насколько фанатично он работает, вряд ли он прямо как-то сильно этим богатством пользуется.
Книга ужасно переведена, но так себе норм. Мне бы хотелось чтобы она сильнее не сходила с рельс истории.
Воскресенье, 16 Ноября 2025 г.
19:19 Между прочим
Во время событий четвертого эпизода Звездных Войн - труп Дарта Мола валяется совсем рядом с домом Люка Скайвокера на Татуине.
10:52 Resiliencia - Roonin
Суббота, 15 Ноября 2025 г.
05:05 Шахматы
Каждый раз, когда противник делает реально неожиданный ход автоматически думаешь - а не обосрался ли я.
А следует думать - а не обосрался ли он.
Пятница, 14 Ноября 2025 г.
06:20 Good Boy
Хоррор от лица песича.
Фильм так себе призраки хуизраки, а главный герой хороший мальчик. По хорошему такие сюжеты должны быть про котов, это коты тусуются со злыми духами, а не песели. Но кота еще никто не сумел заставить играть в кино, ну или вообще делать хоть что-то полезное.
04:39 Хармс собрание сочинений том 3
Третий том это стихи.
Большую часть контента я и так знаю как облупленный. Но иногда и незнакомые попадаются:
"Я долго думал откуда
на улице взялся тигр.
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
на улице взялся тигр."
На первой трети тома стихи заканчиваются. Снова проза.
"У нас в деревне умер один человек и оставил своим сыновьям такое
завещание.
Старшему сыну оставляю 1/2 своего наследства,
среднему сыну оставляю 1/3 своего наследства, а
младшему сыну оставляю 1/9 своего наследства.
Когда этот человек умер, то после его смерти осталось всего только 17
лошадей и больше ничего. Стали сыновья 17 лошадей между собой делить.
«Я, — сказал старший, — беру 1/2 всех лошадей. Значит 17:2 это будет 8 1/2».
— «Как же ты 8 1/2 лошадей возьмешь? — спросил средний брат. — Не
станешь же ты лошадь на куски резать?»
— «Это верно, — согласился с ним старший брат, — только и вам своей
части не взять. Ведь 17 ни на 2, ни на 3, ни на 9 не делится!»
— «Так как же быть?»
— «Вот что, — сказал младший брат, — я знаю одного очень умного
человека, зовут его Иван Петрович Рассудилов, он-то нам сумеет помочь».
— «Ну что ж, зови его», — согласились два другие брата.
Младший брат ушел куда-то и скоро вернулся с человеком, который ехал на
лошади и курил коротенькую трубочку. «Вот, — сказал младший брат, — это и
есть Иван Петрович Рассудилов».
Рассказали братья Рассудилову свое горе. Тот выслушал и говорит:
«Возьмите вы мою лошадь, тогда у вас будет 18 лошадей и делите спокойно».
Стали братья 18 лошадей делить.
Старший взял 1/2 — 9 лошадей,
средний взял 1/3 — 6 лошадей, а
младший взял 1/9 — 2 лошади.
Сложили братья своих лошадей вместе. 9+6+2, получилось 17 лошадей. А
Иван Петрович сел на свою 18-ю лошадь и закурил свою трубочку.
«Ну что, довольны?» — спросил он удивленных братьев и уехал."
Очевидно адаптация задачки из учебника, но милая.
В целом том явно собран из сочинений для детского журнала "Чиж", в котором работал Хармс. И там как-то много занудной хрени, я будто сам себя читаю. У меня подозрение что редактор бил Хармсу по рукам, не давая ему развернуться в полном безумии.
Довольно много он пишет вообще какой-то гнусной рекламы этого самого чижа.
"Одного мальчика спросили:
- Слушай, Вова, как ты можешь принимать рыбий жир? Это же так невкусно!
- А мне мама каждый раз, как выпью ложку рыбьего жира, даёт гривенник, - сказал Вова.
- А что же ты делаешь с этими гривенниками?- спросили Вову.
- А я кладу их в копилку,- сказал Вова.
- Ну а потом что же? - спросили Вову.
- А потом, когда у меня в копилке накапливается два рубля, - сказал Вова, - то мама вынимает их из копилки и покупает мне опять бутылку рыбьего жира."
Я считаю что лучшая детская проза должна писать о вещах, которые ребенок в принципе понять не может и вообще хороший сюжет должен у любого человека оставлять легкое чувство недоумения.
Когда люди это чувство недоумения в тексте уничтожают - они уничтожают текст целиком.
Последняя треть тома - примечания. Еще более занудные даже чем сам том. Вобщем этот несколько разочаровывающий.
Четверг, 13 Ноября 2025 г.
15:08 Не понимаю
Если людей так массово херачит магнитными бурями - почему их вообще в трубочку не сворачивает при любом МРТ?
Магнитная томография создает в десятки если не в сотни раз более мощное магнитное поле чем все вообще на что способна природа. Если у человека от магнитной бури башка болит, мрт должно ему сразу взрывать башню начисто.
13:20 Листаю подшивку Дилетанта за 2015
Статья об известной фотографии где куклусклановцы в костюмах дедов-морозов дарят старому негру радиоприемник. Там оказываются у куклусклана были сложные отношения с властями, так что вот такие акции тоже проводились. Надо про них отдельную книгу прочитать.
Статья про англо-русские отношения. Оказывается, английскую принцессу брал в жены аж Мономах в 1074 году. И таким образом сын Мономаха - Мстислав - вообще-то наполовину англичанин.
Так же Англия была первой страной, которая признала Русь Ивана Грозного. Тогда же впервые была налажена торговля между этими странами. Русь к примеру помогала Англии строить суда, которыми последняя загасила испанскую гегемонию. Грозный в частности пытался свататься к Елизавете, но она отказала. В ответ Грозный в письме назвал ее шлюхой.
Впервые когда Англия опосредованно выступила против России - были уже времена Петра Первого, когда англичане воевали с Данией, которая была союзником России, и поэтому не смогла поддержать Петра в войне со Швецией.
Позже страны оказались на разных сторонах баррикад в семилетней войне, но напрямую не воевали.
Позже уже Россия поддержала США в войне за независимость, помешав Англии остановить отделение колоний.
Во время наполеоновских войн Россия и Англия были чаще всего союзниками. Во время войны 1812 года Англия выдала России больше денег, чем сама же Россия потратила за всю войну. В частности Англия оплатила восстановление сожженной Москвы.
Далее начинается время Большой Игры, когда идет битва за Среднюю Азию. При этом реально в открытом бою страны встретились только во время Крымской Войны. В результате Большой Игры с одной стороны Средняя Азия в основном осталась за Россией. С другой стороны к главному английскому сокровищу - Индии, Россия подойти не смогла. С третьей - Англии удалось значительно ограничить переход под Россию Балкан. Главное - Англия последовательно не давала России Стамбул. Частью Большой Игры была и проигранная Русско-Японская. Завершением этой холодной войны считается образование Антанты в 1907.
Это не мешало одновременно и России и Англии помогать к примеру Греции в получении независимости от Турции.
В гражданской войне 1920х Британия условно поддерживала белое движение, но намеренно недостаточно. А в самом начале гражданской войны, когда еще шла Первая Мировая - англичане даже помогали большевикам отбиваться от немцев (те угрожали захватить военные грузы, застрявшие в Архангельске).
Статья про то, как брат Геринга занимался спасением евреев.
"
Хождения по чужим монастырям со своим уставом."
Статья про то, как в КНДР строили православный храм.
Статья про то, что до пятнадцатого века люди практически не ели ничего сладкого, сахар в любой форме был деликатесом. Все это звучит сомнительно. А в чем проблема ну там скажем варенья нахерачить из ягод скажем?
Наводнение в Москве 1908 года
Статья с разными планами раздела Германии в 1945.
История иконоборчества. Это движение возникало неоднократно в куче разных стран, и интересно тем, что Библией поддерживается совершенно прямым текстом, как известно идолов еще Моисей уничтожал. Более того, в самих библейских текстах нет никаких вообще упоминаний икон, это все полностью стопроцентно выдумано после Библии и вопреки ей. Тем не менее - иконы остались непобедимы до сих пор. Единственный пример массовой победы иконоборчества - это ислам, где икон нет и не может быть, категорический запрет.
Статья о переписи населения СССР 1937 года (она же "расстрельная перепись"), по которой оказалось что больше половины советских граждан считают себя верующими.
Статья про американский авианосец, который участвовал в ядерных испытаниях и так серьезно облучился, что его оказалось проще затопить, чем чистить. Потом спустя шестьдесят лет его подняли на поверхность.
Статья про зарождение партизанского движения в вв2. Первыми партизанскими отрядами были части красной армии, оказавшиеся в тылу у немцев. В том числе отдельный приказ РККА обязывал отряды переходить к партизанской войне в случае окружения и потери связи с командованием.
Описание как шел лендлиз через Арктику. Это все было довольно опасно кстати, даже без учета самой войны.
Истребление бизонов
Самое древнее выкопанное археологами свидетельство убийства одним человеком другого датируется 430 тысячелетием до нашей эры.
"
Во время ремонтных работ в драматическом театре Нижнего Тагила (Свердловская область) обнаружено послание заключенных, которые строили это здание в 1954 году. Текст написан на листе тонкого металла красной масляной краской, обращение к будущим поколениям было замуровано в потолке. В послании сказано, что «театр построен не комсомольскими бригадами... а создан на крови и костях заключенных - рабов ХХ столетия». Авторы желают «грядущему поколению», чтобы его жизнь «не знала рабства и унижения человека человеком». Под обращением стоят три подписи заключенных - И. В. Кожина, Г. Г. Шарипова, Ю. Н. Нигматулина - и дата: 15 марта 1954 года."
Статья об истории фразы "новый русский". Словосочетание появилось в газете Коммерсант в самом начале девяностых и изначально несло положительную коннотацию. Новая элита России короче.
Карта Российской Империи, нарисованная в 1745 году
Статья про то, как начиная с 1917 года на Красной Площади устраивали братские могилы героев революции. Там полплощади реально было кладбищем.
Статья про то, что если бы Япония не капитулировала после ядерных ударов, США планировали продолжать аналогичные ядерные бомбежки по прочим городам страны.
Большой набор статей про Робин Гуда, прототипов героев, политическую ситуацию, прочих благородных разбойников в истории.
Тот самый митинг, на котором немки смогли отбить своих мужей-евреев у Гитлера
Статья про картины, которые Айвазовский написал в виде благодарности США за раздачу продовольствия. Это 1893 год.
Заметка про людей которые покушались на Гитлера, см та самая операция Валькирия. Интересно, что после войны они считались в Германии героями, при том что все они вообще-то были гитлеровцами и общие принципы идеологии вполне разделяли.
Статья про отношения России и США во время гражданской войны в последней. Автор утверждает что это был пик сближения стран.
Фото из комнаты, где шла прямая трансляция захвата Бин Ладена
Большой набор статей про советский атомный проект.
Статья про операцию Ганнерсайд, где созники уничтожили нацистские ядерные разработки.
Статья про Фурцеву, которая была единственной женщиной в высшем советском руководстве.
Блин, между этим постом и предыдущим аналогичным прошел почти год. Я все-таки обгоняю время, но с трудом.
12:31 В игровой части моей ленты обсуждают новые девайсы Валв
В частности новый виар шлем, в котором наконец-то сделали то, о чем я уже пять лет как пишу - рисование картинки на основе трекинга глаз.
Что позволяет сэкономить 90% ресурсов компьютера, изображать конкретно только то, что ты видишь, потому что человеческое периферийное зрение на самом деле ужасно работает, почти все что мы видим какбы вокруг узкого окошка посередине поля зрения - дорисовано мозгом на основании прошлых движений зрачка.
И вот, слава яйцам, наконец-то эту фичу применили на практике. Это несложным способом повышает мощность компьютера на порядок.
Среда, 12 Ноября 2025 г.
12:06 Где-то раз в месяц
Меня вдруг спонтанно накрывает ощущение счастья от того, что я живу в Батуми, от общей атмосферы душевного отдохновения и релакса окружающей действительности, от доброжелательности примерно любого встречного, от того что на улице у дома всегда 24/7 пахнет либо морем, либо шашлыком либо и тем и другим и еще кофием тоже. Возможно на меня влияет, что всю ближайшую неделю +20, идеально ясно и спокойно, а так же то, что я совершенно обжился, затарился всеми мелочами, которыми хотел, и ничего не парит.
Можно было бы сказать "божжже", но я неверующий так что перефразирую так - вашужмать какже хорошо что я в Батуми. Уже скоро полтора года безвылазно вообще, и никуда не хочу, ничего не хочу, совершенно. Грузия не идеальная страна, Батуми не идеальный город, здесь куча своих проблем, но божжжжже, в смысле вашужмать.
06:32 Я помню Мавроди рассказывал
Что у него в офисе МММ в девяностые, была комната, доверху набитая деньгами, их никто не считал, просто сваливали в этой комнате, и если было нужно, брали на что-то, опять же не считая.
Так вот когда заходили гости, он (или его помощники) показывал им эту комнату, после чего уходил, оставляя гостя внутри одного. В комнате висела скрытая камера, и по словам Мавроди, люди в такой ситуации преображались. Жалко сами записи не стали публичными. Впрочем Мавроди мягко говоря не самый честный человек на свете.
Я думаю, что бы сделал я, оказавшись одним из таких гостей. Ничего бы не сделал. Причем не из порядочности, а из трусости. Никогда нельзя недооценивать стремление человека не найти себе лишних проблем.
Понедельник, 10 Ноября 2025 г.
17:04 я: случайно кликаю мышкой в случайном месте
компьютер: СПОЧНО ЗАКРЫТЬ ВСЕ ОКНА УДАЛИТЬ ВСЕ ПРОГРАММЫ ОТФОРМАТИРОВАТЬ ДИСКИ СНЯТЬ ВСЕ ДЕНЬГИ С КАРТЫ НАПИСАТЬ ВСЕМ БЫВШИМ ВЫКЛЮЧИТЬСЯ И ВЗОРВАТЬСЯ
11:17 Между прочим
Согласно современной археологии - велоцирапторы были размером максимум по пояс человеку, не больше.
03:20 нда
Воскресенье, 9 Ноября 2025 г.
15:52 Между прочим
В 2018 году на Международной Космической Станции появилась дыра в открытый космос, размером примерно в 2 миллиметра. Отверстие обнаружили не сразу, и до того момента, пока его не заделали, один из космонавтов затыкал его пальцем.
Вопрос, насколько это было опасно? Ну, для пальца?
Ответ - ни на сколько. Перепад давления оказывал на палец силу примерно в размере 0.32 ньютонов. Что примерно соответствует весу мяча для гольфа.
Если бы дыру не заделали - кислород на станции закончился бы через 18 дней.
Вопрос - если бы в космической станции возникла дыра размером с человека, как бы это ощутили космонавты?
Ответ - они бы почувствовали (и услышали) ветер. Собственно та самая "утягивающая сила" - это по факту была бы сила ветра.
Вопрос - насколько сильный ветер?
Ответ - грубо говоря, в районе 300 ньютонов. То есть стоящего человека скорее всего сбило бы с ног резким перепадом давления, если он оказался рядом с пробоиной в этот момент. Однако далее по полу его бы не потащило, т.к. для этого требуется прямо вот на порядки более сильный ветер. То есть человек сможет сравнительно спокойно перемещаться ползком или на четвереньках в помещении с дырой в космос метрового размера, в том числе подползать к самому отверстию и от него.
Это в случае, если действие происходит в помещении где есть гравитация. Если гравитации нет, то человека потащит к пролому, однако он без чрезмерных проблем сможет схватиться за что-то, в том числе находящееся снаружи корабля - и втащить себя назад внутрь.
Чтобы создать достаточно сильный ветер, который протащил бы человека по земле - понадобилось бы отверстие размером примерно 2 на 4 метра, при этом самому человеку нужно стоять от него как максимум на расстоянии десяти метров, или ближе. При этом ветер будет не постоянной силы, ну то есть в момент прорыва возникнет какбы удар, но после этого "утягивающая сила" почти сразу снизится на порядок.
13:53 IT: Welcome to Derry e1
Я не сказал бы чтобы прямо сильно хороший ужастик, но качественно снятый бодренький изобретательный. Удивительно жестоко обращающийся с детьми. Я какбы понимаю, что жестокое обращение с детьми это ключевой смысл всей франшизы It, но здесь люди прямо превзошли себя, вобщем годная замена к окончательно освинячевшемуся Stranger Things.
10:39 Стиль модерн-футуризма
Когда показано далекое будущее после ядерной войны когда цивилизация отстроилась заново и в результате развилась ровно точно до того же состояния что и сейчас вплоть до названий компаний и имен президентов.
05:19 В наше время
Если тебе не нравится любая франшиза режиссер сериал или автор, а все его страшно любят - достаточно просто чуть подождать, когда тема свалится в говно (что почти всегда значительно раньше, чем может показаться) и можно будет присоединиться к всеобщему хейту.
Листаю подшивку Дилетанта з...
[Print]
emergency