Постепенно перехожу к новой для себя практике - параллельному чтению нескольких книг. По кусочку из каждой, потом еще и так далее.
В данном случае это "Золотая Орда. История в имперском контексте" Почекаева, "Ганзейский союз. Торговая империя Средневековья от Лондона до Пскова и Новгорода" Доллингера и "История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней" Ходжсон. По Ватикану мне проще всего идти просто по спискам римских пап.
Окей, орда.
К началу пятнадцатого века Золотая Орда чувствует себя плохо. С одной стороны в ней закончились гражданские войны, и она навела порядок на русских например территориях. С другой - огромный ее кусок захвачен Тамерланом (он бы захватил все, но помешали эпидемии чумы).
Другое дело, что уже в 1405 Тамерлан умирает. На троне Золотой Орды (остатках трона) все это время Тохтамыш, но он сам протягивает только до 1406.
Все это вместе, гражданские войны, атаки Тамерлана, эпидемии черной смерти - доконали татарскую административную систему. Каждый стал сам за себя, то есть точно как в европе, но без католической церкви (вот тебе и проблемы светской имперскости) и без единого национального самосознания, в противовес тем что нарождались по всей европе.
Пошел массовый отъезд культуры, то есть совпадение подъема турецкой культуры и науки и вообще Османской Империи со спадом татарской - ничерта не совпадение. Примерно как и американская культура и наука пошли в резкий рост с падением немецкой. Вообще на мой взгляд в истории сильно недооценивают процессы, когда одна нация загнобила свое прогрессвное культурно-научное крыло и перестала существовать, растворилась как цивилизация, как народ, канула в небытие мировой истории, или сильно сдала.
Со смертью Тохтамыша - на трон вошел Едигей. В конце четырнадцатого века он умело маневрирует между Тамерланом и Тохтамышем, умудряется даже подружиться с Литвой, которая до этого была неизменным фронтиром, ограждающим Орду от Европы. Сам Едигей при этом успешно Русь от Литвы отбивает, вообще эти вот ранние победы Московской Руси над католиками и крестоносцами чаще всего имеет смысл воспринимать как часть золотоордынской вялотекущей войны с западом.
Кто убивает Тохтамыша до конца не ясно, но Едигей в это время постоянно с ним воюет, и так или иначе захватывает его владения. За власть в Орде начинается наследственная резня, причем Москва тоже поддерживает своих кандидатов, и эти кандидаты - не Едигей, так что он Москву осаждает, но отходит. К этому времени русские княжества уже вполне заметные игроки во внутриордынской политике. И заметьте - здесь не идет речи о независимости. Москва пытается не отделиться от Орды, а управлять ей на правах улуса.
В любом случае в Орде идет обычное средневековое бурление говн. Есть Джучиды - родственники Тохтамыша. Есть Едигей (он мало того, что не ждучид, так еще и не чингизид), есть родственники и у Тамерлана, и каждый естественно тянет одеяло на себя. Ситуацию раскачивают соседи, аналогично как Франция и Англия в это время поддерживают несогласных друг у друга - точно так же и Литва активно поддерживает любую золотоордынскую оппозицию. Сам Едигей так толком ничего и не добивается, проведя всю жизнь в борьбе вплоть до 1420 года.
В целом его участие только ускорило и так довольно неизбежный развал.
После смерти Едигея - в орде больше не остается политиков, стремящихся объединить весь Улус Джучи под единым началом. Теперь каждый пытается создать свое независимое княжество, свой мини-улус. Ситуация усугубляется тем, что на границах Орды усиливаются соседи, Турция, Китай, Литва, Москва наконец, и теперь уже раздробленные татары выглядят как жертва.
Даже только территории Руси теперь раздроблены как минимум между десятком улусов. Часть из них прямые марионетки литовцев.
Основные постордынские ханства, формирующиеся в пятнадцатом веке - Тюменское, Крымское, Казанское, Казахское и Астраханское.
Совсем последняя попытка возрождения Золотой Орды идет в 1460-70 годах ханом Ахмадом, владельцем Приуралья изначально. Он захватывает часть улусов и активно участвует в борьбе Венеции с османами (и те и другие к пятнадцатому веку серьезные европейские силы), ищет поддержку в Польско-Литовском княжестве.
К этому времени заканчивается период внутренних распрей в московском княжестве, которое решает что вот теперь наступило время выходить из состава орды, и повторно, как и за век до этого, отказывается платить дань. Ахмад идет карательным походом, но едва-едва разоряет только небольшой пограничный город. На Московском троне Иван Третий, и он ведет аккуратную политику, то соглашаясь платить дань то отказываясь, скорее пробуя почву, чем решаясь на полноценный бунт. Одновременно Иван успешно берет в союзники крымского хана, то есть это не война русских против татар, а война русских с одними татарами против других.
Это приводит к знаменитому Стоянию на Угре в 1480 году, где армии Ивана и Ахмада стоят на разных берегах, после чего Ахмад отступает без боя. Это символически считается концом татарского ига на Руси.
А через год Ахмада убивает собственный телохранитель. На этом история Золотой Орды завершена. Сыновья Ахмада дерутся между собой, и следующим, кто объединит ее территории будет уже Иван Грозный.
В принципе с этого момента имеет смысл уже читать историю Московской Руси, уже видимо третьим проходом. Я не уверен что смогу вменяемо осилить ее параллельно с остальными странами, ну то есть если по хорошему - это надо читать по книге за каждого правителя, то есть на пятнадцатый век это 4-5 книг минимум.
Другой вариант - идти мельком, просто чтобы не терять общую нить, и потом еще раз вернуться пятым проходом, уже подробно. Или возможно какой-то компромиссный подход - идти в общем, но отдельные моменты отдельными книгами.
Я пока думаю короче.
В любом случае, далее Ганза.
Ииии как-то я чувствую, что мне это не очень интересно. Ганза в пятнадцатом веке сходит на нет. С одной стороны поднимается итальянское возрождение, с другой скоро уже начнется колониализм, с третьей ганзу выдавливает Московская Русь, да и прочие нарождающиеся национальные государства тоже. В результате Ганза оставляет много следов, особенно в культуре Прибалтики и скандинавских стран, но в наше время интересна скорее как приложение к ним, и не более.
Ислам.
Хмм... ну ислам 14-15 веков это на 90% история Османов. Вобщем я лучше по османам книгу возьму скорее всего позже на этом витке.
Ватикан.
На переломе веков идет великий западный раскол. Там на самом деле очень смешно (вообще история церкви, любой совершенно, на 80% состоит из комедии и на 20% из адского мрачняка). В конце четырнадцатого века завершается авиньонское пленение римского папы, он возвращается в Рим, и после его смерти, Рим назначает одного, а Авиньон другого.
Чтобы что-то решить собирается собор, однако оба папы туда не являются, и собор назначает третьего.
Чтобы решить проблемы уже между тремя параллельными римскими папами, собирается новый собор. На него снова никто не является, и собор назначает четвертого римского папу.
Этот вот четвертый параллельный папа - Мартин V - 1417 - оказывается суперудачным, и раскол завершает. Вообще вступление в Рим Мартина не простое, город захвачен пиратами и фактически разрушен. Мартин все восстанавливает. До конца жизни Мартин воюет за власть с кардиналами, и в процессе этой войны и умирает.
Евгений IV - 1431 - бывший монах-отшельник, перед избранием подписывает права кардиналов и после избрания сразу же от своих слов (и подписей) отказывается. Много враждует со всеми, бегает от римского восстания, в целом считается суровым и последовательным.
Николай V - 1447 - бывший дипломат, считается одним из самых успешных пап своего времени, налаживал отношения всех со всеми, именно он помирил церковь с искусством эпохи возрождения, ультрасовременным для своего времени, это представьте если бы сейчас церковь принялась бы бананы на скотче на стены вешать. При этом в пятнадцатом веке это была совершенно не молодая организация. Вобщем Николай был таким прогрессором.
Каликст III - 1455 - он же Альфонсо Боржиа. Юрист. Безуспешно пытается устраивать крестовый поход против турок, которые как раз в 1453 захватили Константинополь. Вобщем он концентрируется на борьбе с турками все правление.
Пий II - 1458 - считается выдающимся гуманистом и вообще человеком культуры, опять же на фоне итальянского возрождения папство выглядит крайне выигрышно на самая прогрессивная мировая культура, проповедники будущего. Вообще в это время Ватикан становится не столько про религию, сколько про культуру.
Павел II - 1464 - марионетка кардиналов фактически, изолированный ими и ведущий достаточно странную политику. Считался гомосексуалистом, что опять же скорее воплощало нравы эпохи возрождения.
Сикст IV - 1471 - это вообще уже олигарх местный, занимающийся скорее там внутренними склоками, ну и покровительством над искусством конечно
Иннокентий VIII - 1484 - в целом мало отличается от предшественника, однако дает ход известному "Молоту Ведьм", который позже станет причиной многих процессов инквизиции
Александр VI - 1492 - он же Родриго Боржиа. К этому времени папы-олигархи считают Ватикан чем-то типо личного княжества, а папский сан - чем-то типо "Лорда Ватикана". Короче заняты чисто делами своей области.
Вообще к концу пятнадцатого века папство полностью утонуло в Возрождении, смотря как окружающий мир скорее как на объект культурной экспансии (ну то есть пытаясь быть прогрессивными и красивыми), крестовые походы против турок толком на складывались, с религией прогрессивность тоже вязалась слабо, как и весь средневековый мир в то время - церковь разлагалась. Что позволяло ей добиваться впечатляющих результатов на местах (опять же см Возрождение), но не способствовало единству.
Что вобщем в результате и приведет к реформации.
Так, и на этом по сабжу (сабжам) все. Доп книг по пятнадцатому веку еще выше крыши, но о них далее.
Чего я в упор не понимаю
[Print]
search_facility