Ульяна Э
14:25 06-01-2013 Край, где много ёлок, или поездка в район Поднебесных Зубьев.
- Ты ёлку на Новый год будешь ставить?
- Не, я поеду туда, где много ёлок!


Итак, 30 декабря - 5 января съездила с группой кедровцев (~10 человек) в район Поднебесных Зубьев. Дорога в одну сторону заняла чуть больше полусуток: поезд Новосибирск - Новокузнецк, электрички Новокузнецк - Междуреченск, Междуреченск - Лужба.
Со станции Лужба до Кузбасского приюта пешим ходом что-то около 10-15 минут, на лыжах немного быстрее. Зимой, конечно, когда Томь можно перейти по льду.
Кузбасский приют - самый большой из ближайших: две улицы, больше десятка избушек разной давности постройки карабкаются вверх по склону небольшой горы, есть банька и конюшня с рыжим Орликом. Не знаю, кем он ещё служит, кроме живой фабрики по переработке съедобных отходов. Смотрители приюта живут там же, в центральной избе. Домики разные: новые (из бруса с пластиковыми окнами), старые (бревенчатые с резными наличниками) - но почти все имеют два этажа: кухня с общей комнатой внизу и спальней наверху.


Быт.

О прибытии руковод сообщил загодя, поэтому у крыльца отведённого нам (уже натопленного - в отличие от электричек!!) двухэтажного дома нас встретила женщина с кучей разнообразных ЦУ - от "не трогать дрова и печку" до "когда идти в баню". Дом оказался историческим - одним из самых первых здесь построенных, с потемневшими от времени бревенчатыми стенами и светлыми досками "новых" веранды и подобия крытого балкона над ней. И старыми не закрывающимися дверями... Пришёл мужик и "балконную" дверь на втором (спальном) этаже наглухо приколотил к косяку, а насчёт входной (одинарная, со сквозной замочной скважиной и отходящая на палец от косяка) хозяева развели руками - мол, ничего не поделаешь. В итоге переговоров сурово приколотили над ней гвоздями старые спальники на манер занавески, после чего в доме при натопленной печке пар изо рта идти переставал, а пару раз, когда переборщили с углём, было даже жарко. Вообще-то отоплением в домах занимается специальный человек, но когда на второе утро мы проснулись ночью от холода и два часа выгребали шлак и раскочегаривали печь, то послали его нах решили топить в дальнейшем сами. С углём оказалось не так просто: он разгорается при более высокой, чем дерево, температуре, и поэтому если разжигаешь печь "с нуля" - надо сперва сделать "костёр" из дров, дать прогореть, а уж на жар потом уголь сыпать. Причём крупные куски лучше кидать после засыпки мелких, а потом их достаточно кочергой разбить на части, чтоб они продолжали гореть. И на ночь лучше куски покрупнее кидать - это как с дровами. Вот только шлака от угля до хрена остаётся, в отличие от тех же дров... словом, мне было интересно, и я один день фактически только вознёй с углём и занималась... Дом-то из-за двери тепло держал недолго, а печка была хоть и из кирпичей, но невелика, и служила в основном для обогрева. Хотя посудину с горячей водой и котёл чая грели именно на ней. Для остального предлагались обычная электрическая плита и пара чистых (незакопчённых) кастрюль. Да, электричество было! Так что вечерами слушали через колонки музыку - классическую, англоязычные песни и какие-то ведические завывания мелодии. В общем, что на плеерах люди притащили, то и слушали. Мне, правда, нравилась из них только классика, но остальное тоже слушать можно было.)))

Баня была по договорённости, в первый раз бесплатно, потом - 100 рэ с человека за раз. А, да! За пользование домиком тоже взималась плата - 3,5 т. р. в день. Поскольку нас было 14 человек на 5 дней, сумма с каждого вышла небольшая. Баня, кстати, была прикольная: там тоже дверь не закрывалась. Ну, во всём приюте двери запирались только в сортирах, это традиция такая. Но с баней фишка была в другом: там, собственно, был пункт водозабора. В бассейн рядом с парилкой по шлангу из реки лилась вода, которую и набирали в вёдра. Ну, если моются - постучишь, попросишь набрать; а кто и так зайдёт... впрочем, особо стеснительные всё равно были в купальниках. Зато здорово из парилки сразу сигать в ледяную воду, а потом обратно!

...Кстати, проблема мытья посуды холодной водой долго не стояла: быстро сообразили заливать в рукомойник воду нужной температуры и мыть "по-городскому".

Рядом с конюшней, где находился конь Орлик, жили в клетках также белый толстый скучный кролик и маленький дикий соболёк. Говорили, что его с повреждённой лапой вытащили из капкана. Соболёк жрал куски мороженой рыбы и рычал на меня, когда я подходила близко. А Орлик был пофигист: позволял себя гладить, если приносили пожрать, и уходил, если ничего не приносили. Наверно, его туристы уже достали.
Из фауны в приюте были ещё собаки. Две или три, "чейные". В последнюю ночь кто-то из наших неосмотрительно вытащил пакет с несъедобным мусором на веранду, и его там старательно разворошила одна из собак.

А, ещё забавный бытовой эпизод: в последний день нашего пребывания заехала "некоммерческая" партия детей (которые не платят за приют), а заготовленные для них продукты находились на заколоченном "балконе" нашего дома! И их вытаскивали оттуда через окно по приставной лестнице.


Вылазки.

Итак, нас было 14 человек: сперва 10, первого января подъехали ещё 4. Часть каталась со склона на горных лыжах, часть на лесных и беговушках ходила по тем же склонам, долинам и перевалам. Лесные лыжи удобнее беговых в тайге: ходишь по целине, куда хочешь, легче забираешься в гору и меньше тонешь в снегу. Снега, кстати, там очень много: лыжная палка почни вся в сугроб уходит, если ручкой вниз воткнуть. Кажется, совсем недавно прошли снегопады, и всё стояло в громадных пушистых шапках, даже столбы и чуть ли не провода.)))) Сугробы у домов доходили порой до крыш (отчасти потому, что с крыш сбрасывали снег) и очень часто - выше середины окон. Но в эти пять дней погода стояла великолепная: солнечная, почти безветренная, с -12...-25 холода, и небо в основном было ясным. Красота!.. Ёлки в лесу (а тайга здесь преимущественно еловая и кедровая, но ёлок больше) лапы книзу опустили под тяжестью сугробов, и вообще край напоминал Араданские горы, только ветра и снега тут меньше. Немудрено, Хакассия-то близко!

В первый день, как прибыли, вчетвером походили по одному из склонов горы на берегу Томи: поднялись, прошли вдоль, потом спустились по какой-то промоине к реке. Спуск оказался достаточно крутым и узким, поэтому не ехали, а шли "лесенкой". Длина "эскалатора" составила метров около сорока. Спустились - порадовались: в других местах склоны были совсем уж крутыми и скалистыми. Вернулись по буранке (лыжня от снегохода, "Бурана"). Дома починились: я - кольцо палки, ещё один человек - крепление (привинчивали к лыже обратно).

На второй день опять вчетвером, но немного в другом составе, прошли вокруг двух горок, со склона одной из которых вчера спускались к реке. То есть, задумали пройти вдоль Томи до притока, подняться по нему и свернуть вверх по долине обратно, перевалить через водораздел, выйти на берег Амзаса (более крупный приток Томи) и спуститься вдоль него вниз к приюту. Такой овальный маршрут, огибающий мини-хребёт из двух гор. Часть пути по Томи была довольно однообразной: шли по давешней буранке вдоль берега, один раз отклонились обойти полынью, пересёкшую след от снегохода. Свернули на место впадения притока и потропили по пухляку поодаль от незамёрзшего ручья. Ручей неожиданно оказался "двойным", причём каждый из составляющих тёк в личном снеговом "каньоне", поэтому по зарослям пришлось попетлять в поисках снежных мостиков через них. Перебрались, пошли вверх по руслу вдоль нужного нам берега, забравшись немного выше по склону. Так, вдоль склона, шли довольно долго: по открытым белым полянкам, ныряя под лапы ёлок и кедров, карабкаясь на упавшие стволы, иногда и зигзагом вверх, огибая особо глубокую промоину или слишком уж тесную группу ёлок. Сфотографировались вместе с громадным толстенным кедром. На снегу следов, кстати, было мало, а заячьих, кажется, не было вовсе; только заметённая старая лыжня одно время "шла" с нами. Словом, шли да шли вдоль левого склона; приток, как и было на карте, свернул в соседнюю долинку, а в "нашей" обнаружился не указанный на карте ручеёк! Ну, хорошо, лишний ориентир... Шли, в общем, и шли. Потом со ставшего совсем уж крутым склона спустились в долинку и шли уже понизу, любуясь на ёлки и снежные шапки (ну, по крайней мере, я - любовалась!). Солнце село (а закаты в горах долгие); по плану, уже должны были дойти до водораздела - а долинка упорно шла вверх без малейшего намёка на спуск! То есть, начало этого самого спуска нам мерещилось наверху постоянно - ну, как оно в горах обычно бывает: ещё, кажется, чуть-чуть, и вот - но только мерещилось... В общем, когда долина вместе с ручьём неожиданно круто завернула влево, мы догадались, что, кажется, не там идём! Ручеёк-то необозначенный, оказывается, начинался не с нужного нам водораздела, а с ложбинки одной из двух гор, вокруг которых мы ходили! И мы, сами не заметив, свернули и поднялись почти на вершину, вместо того чтобы огибать у подножья, спускаясь к Амзасу! А возвращаться обратно к развилке не хотелось: это ж когда мы домой-то придём?! Поэтому решили подсократить маршрут, продолжив то, что начали - спустились с вершинки (одной из вершинок) горы прямо в долину ручья, который снабжал наш приют водой. Спуск... о, это было нечто! Ради него стоило забраться на гору! "Ночная глиссада", спуск зигзагом по пухляку меж ёлок в синих сумерках (кое-кто и вприсядку спускался), а потом вдоль ручья по прямой, когда ты стоишь, а лыжи едут... ностальгия, да.))))) Впрочем, видно было достаточно хорошо, и включённые фонари служили больше маяками, чем освещением.

Следующий день, увы, был у меня рисовательно-хозяйственным, ибо, как идиот, не выложила обувь с вечера на просушку и оказалась на утро с сырыми берцами.((( А в бахилах на босу ногу только за водой бегать. Так что, того... дежурила по кухне и осваивала азы печного отопления на практике.

Третьего января вдесятером сходили к Зубьям, на пик Дураков, около 30 км в общей сложности. Часть взяла с собой лыжи, часть пошла пешком. Вышли в половине седьмого утра, пришли примерно в столько же вечера, двумя партиями: "лыжники" первыми, "пешеходы" вторыми.
Туда шли пешим ходом все: во-первых, в гору, во-вторых, всё равно по наезженной буранке. Там, на пути, находилось ещё несколько приютов, небольших, по 1-3 домика. Путь был очень живописным: широкая, затем узкая долина Амзаса, склоны гор с "шерстью" леса и проглядывающими из-под снегов скальными выступами, чёрные зеркала воды в реке и мелкие порожки, видные меж утонувших в сугробах берегов... Дорога полого шла то вверх, то вниз (но вверх больше), знай шагай да шагай. С утра было прохладно, -25 с ветерком, но потом потеплело. Шли, в общем, и глазели по сторонам на виды. Да уворачивались от начавших позже ездить туда-сюда "Буранов". Один в стороне ехал, свернул резко и свалился в сугроб: мужик в одну сторону, машина - в другую, под ель. Наши ребята ему помогали потом снегоход из-под дерева вытягивать.)))
После очередного приюта свернули на лыжню. Вот тут "пешеходам" пришлось туго: снег проваливался до колена, особенно под парнями. Но через некоторое время наткнулись на "пешую" тропу и пошли по ней; в конце концов, спешились все, потому как прямиком вверх по склону в лыжах забираться неинтересно. Снег был хорош: рыхлый почти до самой границы леса, а потом - наст разной плотности до самой вершины. Почти наверху мы наткнулись на палатку туристов - летнюю, без печки, укрытую от ветра за снежной стенкой. Суровые люди! Сами хозяева пошли на вершину.
Собственно, недалеко от палатки я и устроилась - рисовать. Место уж больно красивое! И склон со снежными надувами, и панорама гор внизу, и вид на белые вершины - Дураков и Строителей... Остальные девять забирались на пик. Там наверняка тоже было красиво - но зарисовать бы не удалось.
А потом - начался - спуск!! Вот тут-то часть отряда порадовалась, что не зря тащила лыжи!)) Вставал на них каждый в зависимости от навыка - кто раньше, кто позже. Я покатилась сразу, как кончился наст. Да-да, зигзагом и напрямик, слегка придерживаясь направления тропы. Жаль, что гора быстро кончилась!.. А потом, выехав на буранку, решили разделиться и идти вперёд, не дожидаясь "пешеходов". Спускаться по той же дороге оказалось, разумеется, гораздо быстрее, поэтому в хату заявились через 12 часов, а не через ожидаемые 14, и пешая часть группы не так уж намного и отстала от лыжной.))) Зато большинство устало так, что завалилось дрыхнуть раньше одиннадцати вечера! И проспало баню...

На последний день особых планов не было. Выспались, сходили вверх по горе и вниз на лыжах - попрощались, можно сказать, - "сдали" избушку и пошли на вокзал. Пришли за 20 минут до электрички и, чтоб не мёрзнуть, устроили "толкучку": очерчивается круг, внутрь входят двое и стараются вытолкнуть один другого из круга, без ударов, захватов и бросков. Я от игры были в восторге!! Хотя парни постоянно выталкивали меня из круга.)))))
...А дальше неинтересно: ехали, приехали и разъехались по домам.


А теперь - слайды!(с)
Несколько зарисовок из поездки.

1. Ночь. Прорва звёзд на небе вверху, языки тёплого света из окошек внизу и тёмные крылья склонов гор по сторонам.
2. Бой гусениц, или утренние скачки в спальных мешках.
3. Вид из окна на две ёлки, сугробы и крышу соседнего домика.
4. Гора Дураков (небольшой пик слева) и гора Строителей (правый, каменистый пик).
5. Панорама, собственно, с этой самой горы.
6. Склон горы Дураков.










Комментарии:
Человек Разумный
14:53 06-01-2013
Рисунки очень понравились, особенно первая картинка)).
Гость
16:17 06-01-2013
Отличный рассказ, Ульяна! Я вся в слюнях от зависти!))) Мне понравился рисунок "Бой гусениц"... я прям смех слышу от него!))) С Новым годом!

Анна Примак
Гость
17:10 06-01-2013
Интересный рассказ, но еще более интересны рисунки! Передают тамошние ощущения)))
Скоро напишу отчет, как мы в Лавинке отдыхали.
Акша
17:25 06-01-2013
Спасибо, дорогие гости, за комментарии, мне очень приятно.))))

Ульяна Э.
Гость
10:52 07-01-2013
А мне очень понравились рисунки 3, 4, 5. Здорово! И рассказ классный!
Гость
11:58 07-01-2013
Гость, спасибо.
Ульяна Э.
Гость
10:13 08-01-2013
молодчина!!! рассказ и картины классные!)))))))))))) юмор классный)) спасибо за компанию)))
Наташа Кабанова