Basilews
19:46 25-01-2013 О том, как на Марсе нет адвокатов
Теперь самое интересное с этими "порнокомиксами". Я сколько смотрел, не нашел в них нигде ссылки на Edgar Rice Burroughs, Inc. На сайте ERB, Inc., в свою очередь, ни слова о комиксах Dynamite Entertainment, хотя в новостях там много писали о Диснеевском фильме.

Итак: комиксы Warlord of Mars - нигде не официальные. Динамитчики посылали свое предложение в "Тарзану" еще в 2007 году, но там им отказали, сославшись на то, что лицензия на выпуск комиксов о Тарзане и Марсе принадлежит Dark Horse. Ну и что за печаль? В США срок копирайта на ранние книги Берроуза (в том числе 5 частей марсианского цикла) истек, и печатать их (равно издавать разные адаптации) может кто угодно. Поэтому в 2010 году начали выходить эти комиксы.

[изображение]


Дальше - больше. Год назад ERB, Inc. подала в суд на DE, обвинив издательство а) в нарушении патентных прав, что б) это может ввести читателей в заблуждение относительно того, кого ERB, Inc. официально поддерживает (у меня напр. такое заблуждение возникло) и в) что комиксы граничат с порнографией, в каждом выпуске героиня изображена с преувеличенными женскими атрибутами и на некоторых обложках выглядит топлесс. Кроме того, контора ссылается на то, что в Англии первоисточники по-прежнему закопирайчены.

В Dynamite на это ответили, что раньше ERB, Inc. не предъявляла таких претензий, а книги, которые в публичном доступе, и раньше переиздавались с использованием торговых марок без ссылки на держателя, и это не преследовалось. Отмазка смешная: ну раньше не преследовалось, теперь будет преследоваться. Тут надо сказать, что история этих трейдмарок интересна сама по себе. Я думал, их вообще нет, но оказывается, что старик Берроуз еще при жизни зарегистрировал TM Tarzan, и аналогично были защищены другие имена (в т.ч. Барсум, Джон Картер и Дея Торис). Поэтому напр. лицензированное кино называется "Джон Картер", а нелицензированные комиксы - "Владыка Марса". Дальше еще интереснее. Во-первых, нарушает ли права заявителя название Warlord of Mars: Dejah Thoris или его следует считать отдельной торговой маркой? Во-вторых, динамитчики пишут, что Warlord of Mars - это принадлежащая им торговая марка, но при этом она зарегистрирована на ERB, Inc., вот она в базе данных.

Что касается копирайтов, то говорят о том, что контора лицемерит, подавая в суд Нью-Йорка и одновременно ссылаясь на английские законы.

Мое отношение к этой истории? Двойственное. С одной стороны, как-то нехорошо, когда что-то выпускается не с одобрения официальных владельцев франшизы и тем более вопреки им. Все-таки напр. в ЗВ при всех чудачествах Лукаса всегда понятно, где канон и даже какого уровня. Когда хозяев нет (в данном случае они не при делах), каждый пишет во что горазд, в результате и выглядит всё по-разному, и разные истории не связаны друг с другом.

Есть еще такой сентиментальный момент. Берроуз не просто писатель, он еще и "внутримировой" персонаж, он лично или по переписке знаком с большинством своих героев, участвует в некоторых приключениях (пускай и отстраненно). Берроуз просил Джона Картера проведывать его детей, а теперь его потомков бесцеремонно отодвинули в сторону. Предисловие якобы Берроуза в комиксе поэтому выглядит особенно цинично.

С другой стороны, хозяева ERB, Inc. - это уже довольно далекие потомки писателя, кажется, внуки. И контора ничего же не делает, чтобы развивать свои бренды. Конкретно по марсианскому циклу - лет 50 назад выходили марвеловские комиксы (они считаются такой же классикой, как аналогичная марвеловская серия в ЗВ, и именно с ними в первую очередь познакомился режиссер экранизации Эндрю Стэнтон), но с тех пор больше ничего не было. Политика конторы заключается в том, чтобы всеми силами удерживать бренды в своих руках - Тарзан и Джон Картер должны прежде всего восприниматься как творения Берроуза. В результате ERB, Inc. ведет себя как собака на сене: к выходу кина можно было ожидать лавины всякого мерча и новых историй, в результате же мы увидели только переиздание старых марвеловских комиксов, приквел World of Mars (доставляющий, это правда, и явно нацеленный на подрыв динамитовского бренда), ну и адаптации двух первых книг (я сам их не видел, но читавшие говорят, что ацтой. Ну достаточно посмотреть на обложку).

Что касается "порнографии", то в первоисточнике все ходят голыми же. Ну допустим сиськи можно было и поболе прикрыть, но что хуже: комикс 16+ с иллюстрациями в стиле Бориса Вальехо, но по сюжетам полностью в духе Берроуза, или ОФИЦИАЛЬНАЯ (!) экранизация, которая расходится с первоисточником? В которой есть движущийся город Зоданга, слабохарактерный Тардос Морс, всесильные жрецы и т.д.? Нет, я не говорю, что фильм плох, мне нравится то и другое.

Чем эта тяжба закончилась, я не знаю, но судя по тому, что комиксы продолжают выходить, то либо компании по-тихому договорились, либо ничем. Я думаю, что все останутся при своих. "Динамит" будет и дальше издавать свои серии, они могут адаптировать 5 книг из 11, включая "Тувию" и "Шахматистов", ну а дальше простор для фантазии, которую они и так демонстрируют в приквелах и вбоквелах. Контора издаст "Владыку Марса" и снова впадет в спячку.