Определение
Поправки к Закону Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области"
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о правах ребенка
В данном постановлении Верховный Суд дал правовую оценку отказу в удовлетворении заявления Бакумовой М.В. об оспаривании содержания статей поправок к Закону Костромской области "О гарантиях прав ребенка в Костромской области". В феврале 2012го года по инициативе губернатора области Костромская областная Дума приняла поправки к указанному закону, запретив пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства), бисексуализма и трансгендерности, а также педофилии и религиозных сект.
Бакумова в своем заявлении оспаривала статьи 1 и 2 в части запрета
пропаганды гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства), бисексуализма и трансгендерности - вот откуда растут ноги у "нетрадиционных сексуальных отношений". Вариант "гомосексуализма" им показался слишком неопределенным, и они приняли такое наименование. Но уж лучше бы они скопировали определение костромской облдумы, тем более, что, емнип, последнее в списке никак к сексуальным отношениям не относится. Опору Бакумова выбрала - с моей непрофессиональной точки зрения - очень шаткую: п.1 статей 8, 10 и 11 Конвенции о защите прав и основных свобод очень здорово ограничиваются своими п.2, согласно которым ограничения возможны, если они исходят из пунктов действующих законов. Статья 13 Конвенции о правах ребенка - с той же тз - вообще никак не была нарушена, т.к. поиск информации самим ребенком никак не регламентируется, а пункт "с" статьи 29 той же конвенции вообще реально использовать против позиций заявителя. В общем, подход странный.
Далее выделю интересные куски Определения. Копирование осложнено тем, что в блокноте текст распадается на строки, и приходится их мучительно склеивать
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых норм положениям федерального и международного законодательства, суд исходил из того, что из содержания областного закона не усматривается общего запрета, порицания гомосексуализма, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности и его отрицательной оценки в общей системе правового регулирования, а содержится лишь запрет публичных действий, направленных на пропаганду среди несовершеннолетних.
Семейными ценностями в Российской Федерации признаются в соответствии с положениями части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерациии статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации семья, материнство,отцовство и детство, которые находятся под защитой государства. Учитывая изложенное, а так же национальные традиции отношения к семье как биологическому союзу, основанному на браке мужчины и женщины
Указанные положения находятся в системной взаимосвязи с нормами и других международных договоров, обязывающих государство и общество осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей
Таким образом, федеральным законодательством к числу семейных ценностей в соответствии с национальными традициями и с учетом международных норм гомосексуальные отношения, бисексуализм, трансгендерность не отнесены.
Таким образом, представительный орган Костромской области, принимая оспариваемые нормы, не ввел дополнительного необоснованного ограничения прав, а действовал в рамках собственной компетенции, устанавливая запрет пропаганды гомосексуализма, бисексуализма, трансгендерности, как отношений, отрицающих семейные ценности
Определение пропаганды берут из пункта 29 статьи 3 Модельного закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию:
пропаганда - деятельность физических и (или) юридических лиц по распространению информации, направленная на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения;
пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних предполагает активные публичные действия с указанными выше целями, связанные с формированием привлекательного образа нетрадиционной сексуальной ориентации, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений.
Соответственно, запрет пропаганды мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности не препятствует реализации права получать и распространять информацию общего, нейтрального содержания о нетрадиционных сексуальных отношениях, проводить публичные мероприятия в предусмотренном законом порядке, в том числе открытые публичные дебаты о социальном статусе сексуальных меньшинств, не навязывая их жизненные установки несовершеннолетним как лицам, не способным в силу возраста самостоятельно критически оценить такую информацию.
Резюме: в определении заявлено, что государство в соответствии с законами РФ и мировыми правовыми нормами обязано защищать общепринятые семейные ценности. К ним мужеложство, лесбиянство, бисексуализм и трансгендерность не относятся. Скользкий момент - закрывается ощущение, что эти два пункта в совокупности обязывают защищать традиционные семьи от нетрадиционных элементов. В этом месте можно делать страшные глаза и фантазировать на тему способов защиты. Но далее объясняется, что защита осуществляется недопущением пропаганды, как публичных активных действий(я это понимаю, как то: парады, кричалки, раздача листовок и сувенирной продукции, поклейка тематических плакатов на вертикальные и горизонтальные поверхности и пр.)в местах, определенных законом о защите детей. При этом не подпадают под запрет как сами представители, их жизнь и привычки, так и их возможность собираться, обсуждать и принимать какие-то решения - в том числе публично - а также возможность детям искать информацию вида "что есть что".
Как-то так.