Time-searcher
23:17 11-11-2013
Отписавши про мифы праславянской лингвистики, тут же наткнулся на практическое приложение полученных результатов. А именно: в случаях, где два родственных слова имеют в концах их корней разные носовые согласные - N в одном, M в другом - то надо искать слово-предок с носовым гласным и без этих согласных.

Посмотрел я на слово "пена":
Родственно др.-прусск. sроауnо "пена бродящего пива" (из балт. *spáinā), лит. spáinė "полоса пены", далее – др.-инд. рhḗnаs м. "пена, накипь", осет. fink, finkΏä – то же (Уленбек, IF 17, 94; Aind. Wb. 184), д.-в-н. feim "пена", лат. spūma "пена, брызги", рūmех "пемза", согд. руm᾽kh.

N и M в концах корней - в наличии. Ищем слово, которое содержало бы корень рę-, где - носовой E. И находим польское слово рęсhеrz "пузырь". Мало того, что корень имеет искомое сочетание, так слово ещё семантически родственно словам со значениями "пена" и "пемза". А поскольку лингвистам знакомо чередование носовых гласных о̨<->, то родственником слова "пена" оказывается и "пузырь".

Думаю, что родство с питьём есть: рус. пьяный, др.-греч. πί̄νω "пью" - с "пеной" вяжутся.
Можно теперь подумать, связаны ли эти слова семантически с понятием "натяжение", тогда родство пополнится кустом слов: пять "натягивать", пясть, пята, пяльца, лит. pinù, pýniau, pìnti "плести" и т.п.