Volkodav
02:07 22-02-2014 О последних событиях на Украине
Вчера было какое-то нерационально подавленное состояние, вплоть до головной боли. Сегодня уже приотпустило. Связано с украинскими событиями, особенно вечерними сборам в Раде и голосованием. Тогда результат был предсказуем, но по факту же неизвестен. Сейчас известен, и мысли о том самые разные.

Война не началась - это объективно хорошо. Из ночи с 21 на 22е февраля все выглядит так, что Янукович выдал Захарченко определенный карт-бланш. Вероятно, полагаясь на его заверения о том, что все удастся быстро разрулить. В определенной степени печально, что не удалось - там было полсотни метров до сцены и еще сотня до края Майдана - и все.. Это еще на тот момент, когда силовиков с щитами от цели отделяла в достаточной степени неорганизованная в плане обороны толпа.

Но что в реальности мог дать разгон Майдана? Фактически, если подумать - ничего хорошего. Вероятно, отдубасили бы сотню-другую самых ярых "захистников" - ярых, но глупых, которые не захотели сбежать - еще столько же повязали и развезли в участки.. А дальше? Во-первых, этих развезенных требуется охранять. В смысле, от подельников, которые захотят их освободить. Т.е. требовалось размазать силы по городу, причем вряд ли получилось бы хоть в одной точке создать хоть какой-то перевес сил над летучими отрядами штурмовиков. Во-вторых, удерживать Майдан можно только при условии удержания всех окружающих площадь зданий. А если уйти оттуда - туда тут же набегут новые старые "захистники". А удержание зданий предполагает удержание периметра. А к ним примыкают другие здания, и т.д. и т.д. В условиях, когда на улице открыто применяют оружие, но приказа применять его в ответ нет - удержать Майдан было бы невозможно. А, значит, и разгонять его было бы бесполезно.

Я на днях читал одну хорошую статью. Ситуация на Украине развилась в нынешнюю по одной очень характерной причине, присущей, кстати, обоим сторонам - на протяжении всего конфликта все хотели быть хорошими. И ни одно дело не делали до конца. Беркут ни одного разу не разогнал сборище так, чтобы его участники в конкретный момент поделились на тех, кто лежит, и кого чуть погодя поймали. Боевики ни одного разу не перли напролом - не в масть собственным же обещаниями и жесткой риторике. Руководство обоих сторон создавало свою картинку - каждый для собственной целевой аудитории. В результате негодовали все, но придраться было особо не к чему.

Выходит, в какой-то мере ситуацию могла разрешить только эскалация прыжком через одну-две ступени сразу. Как это уже произошло, емнип, в Казахстане. Да, в Жанаозене. Погибших можно пожалеть, о их загубленных жизнях можно посудачить, подискутировать и т.п. Но, как и про Тяньамэнь, так и про Жанаозен, никто из честных демократов, в чьих странах ничего подобного никто не допустил бы, особо не вспоминает, и истерику не накручивает. Можно вступить в словесную перепалку, постепенно повышая градус конфликта до того момента, когда кто-то сорвется и начнет в праведном гневе махать руками. Или на хамство сразу влепить в лобешник. Это некрасиво, это никто не одобрит, это заслуживает осуждения.. но с точки зрения погашения конфликта, как цели, чертовски эффективно.

Возвращаясь к Майдану. Кроме фактора огнестрела и бессмысленности разгона стоит упомянуть фактор толпы, в которой было много, так скажем, живых щитов. И их к вечеру стало только больше - спасибо зазывалам с Майдана. Обратно, крикуны от оппозиции хотели быть хорошими, и призывали не бить детей и женщин. А руководство ВВ и Беркута, а также сами бойцы, хотели быть хорошими, и не хотели бить их - в толчее драки же фиг разберешь. Ни оппозиция не отослала женщин и детей, и принять бой, ни силовики не преступили черту - и быстрый, и более отсроченный разгон практически стали невозможными. Позднее уже самоорганизовались боевики, и соорудили уже и ранее успешно показавшую себя огненно-дымовую стену, превратив кусок Майдана в выжженную землю. По указанным причинам, выходит, разгоном дело решить было никак нельзя. Это даже без учета факторов размывания активных отрядов боевиков по большой территории, активизации формирований в западных областях и т.п.

По большому счету, война не началась, потому что ее не было в головах руководства силовиков. Я уверен, что это наверняка очень сложное решение - начать войну. Гражданскую. Да еще в таких неблагоприятных информационных условиях. Этим, впрочем, практически не страдают боевики и профессиональные революционеры, но тут уж кто на что учился. По-хорошему, "беседу" с боевиками должна вести армия - эти хотя бы примерно того же поля ягоды, у них работа такая - войну в голове держать даже в мирное время. И там, когда все по-взрослому и без сантиментов, могла бы быть совсем другая картина. Но это уже какая-то рефлексия по альтернативной реальности. И реальности страшной, в которой сгорело бы много больше людей, граждан одного государства.

И вот, когда Захарченко не смог затоптать Майдан - чем руководствовался конкретно он мне неизвестно, я привел примерные логичные доводы - у Януковича осталось мало вариантов. Ранее предсказанное комментаторами, на него обрушилось мощное давление политиков с Запада и с Запада-за-океаном. Разгон по различным причинам невозможен, а тянуть по примеру декабря уже нельзя - боевики, так сказать, подросли, созрели и вполне готовы с оружием вылезать за пределы Майдана. Т.е. столкновений не избежать. Тогда надо ситуацию купировать. И был выбран тот вариант, который виден сейчас.

Но это все - объективная картинка. Еще вчера, подавленный внутренней ассоциацией с преданными бойцами ВВ и Беркута, я бы такое не смог состряпать. Но ощущение то помню очень четко - ощущение, когда тебя предали. Когда ты рвешь жилы, изображаешь непробиваемый камень - и прочие эпитеты, которыми можно хоть немного отразить ту нечеловеческую устойчивость, которую проявили силовики в обороне - три месяца к ряду, а одним весенним февральским вечером тебе сообщают, что ты - убийца, а с той стороны - жертвы и герои. Что ты сейчас собираешь манатки и валишь в казарму, а они остаются здесь полновластными хозяевами. Не потому, что победили - пройти они не смогли, подавить психически также не выдюжили. Потому что те, кого ты вроде как защищал, так сказали. А еще сказали, что в казарме ты будешь ждать, когда дяди из органов найдут в твоих действиях состав преступления, а тех, за баррикадами, отпустят, даже не задержав, да еще обяжутся никогда после вопросов не задавать. Это ощущение заставляет цепенеть тело и разум, от него болит голова и портится вкус пищи. При этом я - вообще говоря, сторонний товарищ, может, даже излишне нагнетающий тучи вокруг своих способностей к проживанию чужих эмоций.

Война не началась - объективно, это хорошо. Совершенно точно будет меньше жертв, чем было бы на войне, хотя они все равно будут. Но субъективно - несколько тысяч человек, фактически увидевших войну - что не так часто в жизни удается - были преданы своими руководителями и, фактически, отданы на милость победителя. Непрямо, путем увода в казарму, но, в любом случае, умножив на ноль все редкие успехи и проявленную устойчивость. И это на первом этапе, но революционная масса, как видно из новостей, победу отпраздновала, но титры на экран не пустила, даже без сакраментального "to be continued". Как если бы сериал какой-то вообще не имел серий, а шел единым потоком.