Третий день был посвящён экскурсии по Резиденции. Это целый городок связанных между собой корпусов, переходов и пристроев в центре Мюнхена, историческая резиденция герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов. По замыслу короля Максимилиана II и его сына Людвига II, она должна быть куда более запутанной и разветвлённой, однако, как это не банально звучит,
прославленные короли в который уж раз мысленно отрубали голову своим министрам финансов, взявшим моду обрывать горний полёт стратегической мысли венценосца своим пошло-торгашеским: "Казна пуста, сир, а жалованье войску не плачено с прошлого сентября!" (с)
Во время войны резиденция пострадала, но была восстановлена. Однако ещё в самом начале бомбардировок утварь и внутреннее убранство были эвакуированы и сохранилось почти полностью.
Резиденция баварских правителей
[изображение]
Естественно, на фото виден лишь фасад со стороны Макс-Йозеф Платц, обозреть все корпуса возможно лишь с самолёта. Резиденция строилась в пят ь этапов, каждый герцог или король, начиная с 1385 года по 1842 год пристраивал что-либо своё, таким образом, дворец рос и ширился, как и семейство Виттельсбахов.
По пути от Одеонплатц к резиденции обязательно пройдёшь мимо Театинеркирхе - придворной церкви, которая также служила усыпальницей князей из рода Виттельсбахов. Церковь выполнена в стиле позднего барокко и является одной из самых роскошных в Мюнхене.
[изображение]
К резиденции примыкает придворный театр. При Людвиге II в этом театре ставились знаменитые оперы Вагнера.
[изображение]
Как ни странно, в Резиденции можно фотографировать, только без вспышки. Однако света там вполне достаточно, чтобы обойтись без оной.
Наша экскурсия началась с грота, выполненного с индийскими мотивами, но, почему-то посвящённый подвигам античного героя Персея, заборовшего Медузу. Он как раз стоит напротив грота. Отделка гроты выполнена из морских раковин, посему имеет такое необычный "шершавый" вид. Удивительно красивый грот!
[изображение]
Из грота сразу попадаешь в Антиквариум, где собрана королевская коллекция римских бюстов императоров и их жён. Практически все они оригинальные, за редким исключением пострадавших при транспортировке, которые король приказа воссоздать.
[изображение]
Кроме Франции у немцев также был "пунктик" на Древнем Риме, правителям нравилось сравнивать себя с цезарями, и модель управления ганзейских городов также включала себя двух магистратов - бургомистров, наподобие римских консулов. Так, чтобы был один мэр, об этом речи не шло. Часто бургомистры выбирались из враждующих партий, таким образом, зажиточным горожанам, входящим в гор.совет, было обеспечено развлечение наблюдать, как бургомистры троллят друг друга. ) Сейчас-то всё, как у людей. Мэр один на один с гор. советом.
Римские скульптуры. приятно, наверное, было погулять вдоль по коридору и посмотреть на свою коллекцию. Да, при реконструкции пол Антиквариума прилично опустила, ибо в оригинале потолок был расположен слишком низко и производил давящие впечатление, как в подвале. Сейчас и не скажешь.
[изображение]
Каждая комната выдержана в своих цветах, но общий стиль прослеживается. кровати довольно высокие, без подставки и не влезешь. Хотя в Резиденции имелось отопление, вероятно пол всё равно был холодным, поэтому кровати поднимались повыше от него.
[изображение]
Компоновка во дворце анфиладная, что больше подходит для галереи, нежели жилых помещений. Не нашла информации, была ли перепланирована Резиденция после Второй Мировой войны, ни гид, ни дама-служительница музея (да, она тоже говорила по-русски без акцента )) доподлинно не знали, но как-то неуютно жить в проходной комнате, как в хрущёвке (более современные совеццкие квартиры уже имели изолированные комнаты). Однако, между комнатами имелись двери, наверное, возможно было их закрыть при желании отдохнуть. "Его Величество велели до утра не беспокоить". А пройти из комнаты в комнату, минуя закрытые покои, можно было по другому этажу.
[изображение]
Одно из достояний Резиденции - старинные драгоценные гобелены, во всю стену, вытканные с удивительным изяществом картины. Обычно на них изображались сцены охоты, ибо многие баварские герцоги и короли, и королевы тоже, были заядлыми охотниками. Также встречаются гобелены, изображающие восточную жизнь. в то время Индия и Китай были при дворе в моде.
[изображение]
Зелёная комната.
[изображение]
Что в Резиденции, что в Линдерхофе висят люстры венецианского стекла. Вероятно, оно уже потемнело от времени и утратило свою прозрачность, поэтому выглядит как дешёвая советская пластмасса. Однако это всё оригиналы. В Линдерхофе сохранили даже подсвечники, в которые вставлены настоящие свечи. в прошлый раз кто-то из посетителей спросил, зажигают ли их хоть иногда. Служительница ответила, что да, такое раз было, на каком-то вагнеровском вечере для избранных гостей (или во время съёмок фильма о Людвиге??), но после этого пришлось чуть ли не скребком отчищать с золотых завитушек, стен и старинных зеркал жирный слой воска. После этого свечи больше не зажигали. Вот и думайте, люди XXI века, чем дышали жители века ещё не столь отдалённого XIX, ибо вся эта гарь и жир также оседали и на их лёгких, никакая сигарета не сравнится по количеству золы и смол, как вечер при свечах. А это было каждый день. Поистине, человек живуч. Слава прогрессу, который нам дал стальные руки-крылья (это я к тому, что Сейшелы и Австралия не так уж далеки) и лампочку Ильича Эдиссона. "Зелёные" визжат в истерике при словах "мирный атом", однако ни разу не пробовали пожить при свечах, зарабатывая лёгочную эмфизему, от которой загнёшься куда вернее и быстрее, чем от гипотетической радиации. вот когда поспеют, тогда поговорим. ))
Покои принцессы Софии Шарлотты, кузины и невесты Людвига II. Хотя официально они не поженились, комнаты для будущей королевы Софи в Резиденции приготовили. Сейчас комнату стилизовали под музыкальный салон.
[изображение]
Принцесса София Шарлотта была на удивление красивой и приятной дамой во всех отношениях. Людвиг сначала предложил ей замуж. но потом разорвал помолвку, за что получил заряд недовольства и осуждения со стороны всей своей царственной родни, включая императрицу Елизавету - сестру Софии. Посчитали, что это каприз избалованного юноши, однако в то время уже было ясно, что София полюбила другого и честно рассказала об этом жениху. Судя по всему, у них были тёплые братские отношения, чем любовные. Людвиг, как безупречный рыцарь, дал ей свободу и взял весь удар за разрыв на себя. К несчастью, София не смогла соединиться со своим возлюбленным, ибо он был низкого происхождения, и ей не ровня, к тому же женат. ( Ей таки нашли мужа королевских кровей из Бурбонов, но эту любовь она пронесла через всю жизнь и из-за неё пострадала. Когда муж случайно нашёл её любовную переписку, упёк принцессу в психушку с диагнозом "нимфомания", где только чудом она не сошла с ума, и также чудом удалось сбежать. карательная психиатрия уже входила в моду в высших кругах. Раньше неверных принцесс сплавляли в монастырь, а теперь стали - дурдом.
Как известно, жизнь у Людвига также сложилась не особо счастливо, к тому же посмертно записали в геи. Если человек 30+ лет ещё не женат/замужем, самое то навесить на него ярлык ненатурала. Документальных свидетельств тому нет. А сюжетный выверт фильма Лукино Висконти «Людвиг» объяснялся просто, режиссёр - сам пидорас. )) Достала уже эта гейская тематика и всепроникающая способность видеть голубизну там где её не ночевало. Во время съёмок фильма в Линдерхофе треснуло одно из старинных зеркал, которые там удивительной чистоты и имеют словно бы воронёный отлив. Скорее всего, оно перегрелось от софитов, однако тут же сложили легенду, что сам король пригрозил непочтительному режиссёру из зеркала, к тому же, вскоре после съёмок у Висконти случился обширный инсульт.
Кабинет из красного дерева. ранее там хранились сласти, которые запирали от сладкоежек юного возраста, а потом стали прятать важные государственные документы.
[изображение]
Принцесса София, к тому времени уже давно как герцогиня Алансонская и Орлеанская, также пала жертвой кинематографа и погибла при пожаре на Всемирной парижской выставке при подготовке к демонстрации фильма, снятого братьями Люмьер, 4 мая 1897 г. Из-за тесноты и кинооборудования загорелся павильон, сухое здание мгновенно выгорело дотла. Дамы в кринолинах не могли быстро развернуться и покинуть помещение, ещё форанцузский журнал отметил, что большинство находившихся там мужиков ломанулось к выходу, откидывая дам, и только семеро помогали, чем могли, в результате они также погибли.
Из 130 погибших 123 были женщины и только 7- мужчинами. Мужчин же на выставке присутствовало около 200. Причем отмечалось, что именно эти 7 ( в основном люди не знатного происхождения) геройски помогали спастись женщинам в тяжелых больших кринолинах, в то время как другие мужчины спасая себя, ударами кулаков и ног отметали бедных женщин от прохода...
Мда, некрасиво получилось. Что и говорить, большинство мужиков - спецводоочистка. Похожее происходило и на Титанике, но там лемминги салонные самчики стали жертвой пинков тяжёлых сапог суровых моряков, проводивших эвакуацию.
Есть ещё легенда, якобы София, занявшись благотворительностью после побега из лечебницы, была на выставке с воспитанницами приюта для девочек-сирот, и погибла, помогая эвакуироваться девочкам. Якобы ей приписывают слова: "Дайте дорогу молодым!"
Кайзеровский (императорский) зал
[изображение]
Думаете, картина на стене? А вот и нет, это потолок. )
[изображение]
Вот ещё один пример богато украшенного потолка. В центре изображена богиня Флора, а по краям - времена года.
[изображение]
Личная часовня герцога, "богатая" часовня. Потолок украшен лазурью и позолотой, стены - каменными панелями, выполненными в технике scagliola "скальола" (наконец-то я запомнила это слово). Это рисунок камнем по камню: растёртый в порошок минерал, смешанный с пигментом, заливается в каменную основу, на которой выцарапан рисунок. После застывания всё полируется заподлицо.
[изображение]
С помощью такой техники создаются как простые орнаменты, так и сложные сюжетные картины. К примеру, такие. Картинка на стене часовни. У меня это фото получилось не очень ясно, так что позаимствовала из инета.
[изображение]
Королевские покои, прозванные также "богатыми". Стены отделаны красным бархатом с объёмным рисунком.
[изображение]
Покои ещё одной баварской принцессы Августы Амалии. Августа Амалия вышла замуж за приёмного сына Наполеона Бонапарта Эжена де Богарне, которого отчим назначил вице-королём Италии. Однако, когда власть сменилась, они были вынуждены покинуть Италию и поселиться у тестя в Мюнхене. На стене - портрет принцессы.
[изображение]
Коридор с королевскими рогами. как уже упоминалось, герцоги и короли Баварии любили охоту, да и природа этому способствовала, в лесах водилось много оленей. Рога - излюбленный мотив украшения домов и стен в Баварии, когда нет настоящих, вешают деревянные. Вот так уезжал король на охоту и возвращался уже с рогами. )
[изображение]
Государственная спальня. Курфюрст Карл Альбрехт пытался ввести версальский обычай утренних и вечерних приёмов. Дабы не терять время во время пробуждения/отхода ко сну, пока король одевается, можно успеть решить какие-то животрепещущие вопросы. кровать отгорожена балюстрадой, дабы навязчивые просители совсем уж не наглели и не лезли в королевскую кровать. Однако это в Баварии не прижилось, курфюрст сам же от него и отказался, поэтому спальня так и осталась только "для красоты" и по назначению не использовалась. Говорят, Людвиг пытался возродить, но он редко жил в Резиденции, предпочитая свои уютные замки. Министры за это на него зело сердились - документы на подпись возить далеко, а самолёты ещё в обиход не вошли.
[изображение]
Зеркальные комнаты очень напоминают интерьер Линдерхофа, где за счёт эффекта зеркал создаётся иллюзия увеличения пространства. кроме того, в этой комнате хранится королевский фарфор, поэтому их ещё называют фарфоровыми.
[изображение]
Ну вот, добрались до моих любимых няшностей - фарфоровых статуэток.
На этой изображён Суд Париса. Однако вижу только двух богинь: Афродиту и Геру, а Афина уже обиделась, плюнула и ушла? очень красивая вещица из белого фарфора, просто чудо!
[изображение]
Блондинки с амурчиком. Тоже хороши. есть у меня типа ваза-шкатулка из немецкого фарфора, ещё от бабушки, там в том же духе, изображено много цветов, и девочка, которая держит эту гирлянду, которой увита корзина. Вот только моя неглазированная.
[изображение]
Изящный чайный сервиз
[изображение]
Там ещё много было фарфоровых чудес, выполненных в разной технике. в том числе и "макаронный фарфор", где каждый цветочек лепился отдельно. а также китайская мадонна - изображение Божьей Матери с младенцем, с китайскими чертами лица и в богатом китайском одеянии. Эта статуэтка не была сознательным созданием образа китайской Богоматери, как в назаретской базилике Благовещенья, где есть панно Японской Мадонны, просто стилизация китайцев под популярный европейский сюжет, пользующийся спросом, - изображение величественной женщины с ребёнком. возможно, они видели изображение и сделали похожее, только в китайском духе. )
Галерея предков. По обе стороны коридора стены увешаны более чем 120 портретами с изображением членов семьи Виттельсбахов. Это благородное семейство было довольно плодовитое.
[изображение]
Кухонный дворик, из название следует, что раньше здесь находились кухни, а теперь - вход в кассы музея.
[изображение]
Там много ещё чего есть, и св. мощи в драгоценных ларцах, в том числе тушка младенчика, якобы убитого в Иерусалиме по приказу царя Ирода. Подобная мумия также имеется в одной из гробниц Долины Цариц в Египте, у царицы случился выкидыш, когда она узнала о гибели сына. Поскольку дитя было царское, то его также похоронили в гробнице, приготовленной для самой царицы. Опять преемственность цивилизаций! Во все века человечество было неравнодушно к мумиям, и в центре Москвы до сих пор мумия лежит (хотя, иногда говорят, что это уже не тело, оно разрушилось во время войны, а восковая фигура).
Здесь приведено краткое описание комнат и план резиденции, а я уже устала.
Хотя экскурсия длилась всего часа три, чувство было такое, что двадцать километров прошли без остановки. )) До театра уже просто не доползли... В этом дворце на электромобиле ездить надо. Как они там не уставали из крыла в крыло ходить? Чтобы немного отдохнуть пошли пообедать тут же недалеко на Резиденцштрассе в ресторанчик Zum Franziskaner, где подают различные виды баварских колбасок. Foks как-то говорил, что самый смак - это белые колбаски. В прошлые разы я их как-то не распробовала. Ну колбаски, ну белые. Пресные какие-то, ничего особенного. Теперь решила подойти к этому основательно, в Zum Franziskaner их подают свежими, прямо из котла. На стол поставили устройство со свечкой, потом принесли колбаски в кипящей воде и поставили на свечу, дабы не остывали. Ещё заказали блюдо из пяти сортов колбас. Ну... как я была не высокого мнения об этих белых колбасках, так и осталась. Ничего особенного, пресновато на мой вкус и слишком рыхлые, даже под сладковатую баварскую горчицу, с тушёной капустой и под нефильтрованное пиво. Мне больше понравились классические длинные розовые сосиски. Вот они упругие, в меру солёные и в меру жирные. Ещё довольно вкусными были сардельки и колбаски типа купат. Я вот белые я как-то не оценила даже под пиво Franziskaner.
После обеда ещё умудрились погулять по магазинам на Мариенплатц. Домой вернулись совершенно убитые. ))) Вот такой он, культурный отдых. )
Настроение экипажа: impressive