Купил "Огенный перст" Акунина давно, вместе с первым томом критикуемой "Истории..." Прочитать так и не успел пока, решили послушать в аудиоверсии. "Историю.." послушали, оба тома, повесть в процессе. В целом, как легкая литература с историческим уклоном, нравится.
[изображение]
Но косяки не люблю. Понятно, что художественная литература предполагает вымысел и допуск, но в определенных пределах.
На огрехи "Истории.." много кто указывал. Но многие из них субъективного характера, так сказать, точка зрения автора. Некоторые исторические, тут уж только на совести автора.
Ну вот и в "... перст" тоже явно, на наш с Дингой взгляд, вкралось.
Не исторического, а скорее биологического характера.
Главный герой, византийский ниндзя [изображение] , привозит в подарок дикорусскому князю
пардуса. Для охоты. Тот приручен и выдрессирован. При этом быстр, мощен и лазит по мачтам. В тексте прямо указано, что все эти чудеса вытворяет самка леопарда, которая по латыни действительно пардус (Panthera pardus)
[изображение]
Поохотились с ней на оленя, даже на двух. "Актер шпион Джеймс Богнд агент 07", отвечая на расспросы князя, говорит, что пардус, если чО и лося завалит
. А медведЯ - нет, не завалит.
Большой слишком, типа
И тут моя охотничья душенька не выдерживает явного наебалова диссонанса с теми познаниями истории и животного мира, которые уложены в моей голове.
Дело в том, что свойства леопарда описаны довольно точно, да.
Только про прирученных для охоты ЛЕОПАРДОВ я не слышал. Известно, что эта кошка крайне хреново (читай "вообще не") поддается как дрессировке в целом, так и работе в качестве помощника на охоте в частности.
В этом качестве в Азии, Африке и на Руси использовали ГЕПАРДОВ (Acinonyx jubatus). Поодиночке и сворами.
[изображение]
Гепард на Руси как раз и был известен как пардус. Да, называли так же и рысь и леопарда. Но последних ДЛЯ охоты не использовали. А гепарда - да. В нем много от собаки, в том числе возможность приручения.
Только вот ни по деревьям, ни по мачтам гепард не лазит. И лося в одиночку вряд ли возьмет.
[изображение]
"В Древней Руси гепарда называли «пардусом», а лиц, занимавшихся их дрессировкой «пардусниками». В русских летописях и сказаниях пардус упоминается неоднократно. На полях «Изборника Святослава», написание которого датируют 1073 годом, изображены два гепарда с ошейниками, охотящиеся на зайцев. Этот памятник старины хранится в Историческом музее в Москве. Существовало несколько способов охот с ловчими гепардами. В Индии и Китае хищника сажали на специальную двухколесную арбу, имевшую сзади трамплин. В арбу запрягали зебу или быков других местных пород. Этот способ рассчитан на то, что антилопы привыкают к виду крестьянских подвод, и поэтому часто подпускают их на сравнительно близкое расстояние.
На открытых участках гепарда напускали на дичь с расстояния 100-200 метров и лишь там, где были отдельно растущие кусты, - с более далекой дистанции. К арбе гепарда привязывали поводком, свободный конец которого крепился к поясу, надетому на зверя в паховой области, и реже - за ошейник. Чтобы во время подъезда к дичи гепард не отвлекался и не беспокоился, глаза ему закрывали специальной повязкой. Охотники, заметив табунок антилоп, начинали ездить вокруг них до тех пор, пока радиус не сокращался до 100-300 м. Подъехав на такое расстояние, гепарда отвязывали, снимали с глаз повязку и показывали ему дичь. Догнав антилопу, зверь ударами лап валил ее на землю схватив ее за горло, начинал душить. В это время к нему подбегал охотник, перерезал у добычи горло и, набрав в специальный ковш крови, подставлял ее гепарду. Напоив гепарда кровью, ему вновь надевали повязку и отводили к арбе.
Дрессировать охотничьего гепарда было сравнительно легко. В первые дни после поимки зверя «выдерживали» какое-то время, не давая корма и мешая ему спать. Затем голодного, сильно ослабленного зверя приучали брать корм из рук ухаживающего за ним человека, давая ему пищу и воду в специальном ковше - вабиле. Позднее приручаемого зверя начинали выводить на четырех поводках - растяжках на самые людные улицы и базары. Когда гепард привыкал к своему хозяину, его приучали к лошадям и собакам. После этого его притравливали к дичи, на которую собирались с ним охотиться. И только после полугодичного обучения можно было приступать к охоте на мелких антилоп и зайцев.
Гепард, с древнейших времен использовавшийся для охоты, без сомнения, интереснейший исторический памятник природы. В то же время эта своеобразная, весьма специализированная кошка, похожая на борзую собаку, - замечательный пример эволюции животных..." (С) "Охотничьи гепарды", Бобров В.В.
[изображение]
"Для охоты применяли зверей, пойманных уже взрослыми. Такие животные быстро бегают и обладают искусством скрадывания добычи. Звери, взятые еще котятами и выращенные в неволе, не использовались в качестве ловчих. Взрослые животные приручаются сравнительно легко и быстро. С гепардами охотились в основном на мелких антилоп (типа джейрана) и зайцев, но иногда ими травили и более крупных зверей – ланей, оленей, куланов, тарпанов. В Средней Азии с гепардами практиковали охоту на лисиц.
... Упомянутый ковш, сделанный из дерева или пустой тыквы, служил «вабилом». Из него обычно кормили зверя, а если он не мог поймать дичь, убегал от хозяина или взбирался на дерево, подманивали, показывая ковш и стуча в него. В случаях, когда к месту охоты нельзя было подъехать на арбе, гепарда доставляли туда в специальной корзине. В большинстве стран хищников возили также на верховых лошадях, сажая их за собой на специальное прямоугольное и плоское сиденье, пристроенное за седлом. Охотник, сидя в седле, держал поводок, прикрепленный к ошейнику зверя.
О способах охоты с гепардами византийцев во времена Мануила Комнена (1122—1180 гг.) сообщал епископ Филиппопольский Константин Пантехнис.
«Этих зверей возят всадники на крупе лошадей, – писал автор, – посадив на львиную шкуру. Глаза у гепарда завязаны и на шее одет ошейник с крепким поводком, конец его находился в руке охотника. Когда заяц побежит, снимают клобучок с глаз гепарда и указывает ему дичь. Три-четыре изумительных прыжка — и гепард догоняет добычу, хватает ее передними лапами и медленно, с кровавой добычей в зубах, с горящими глазами возвращается к своему хозяину. Охотник тогда слезает с лошади, ласкает гепарда и всовывает ему в ноздри пальцы: гепард, чтобы дышать, вынужден открыть пасть и отпустить добычу. Тогда охотник берет дичь, перерезает ей горло, а кровь собирает в подставленный деревянный сосуд. Гепард с жадностью пьет эту кровь...».
Интересное описание охоты с гепардами в Сирии в XII в. оставил Усама-ибн-Мункыз (1958), который охотился у г. Шейзар в области Алеппо, где его отец был правителем. «Отец выезжал на охоту, – писал Усама, – а мы, четверо его сыновей, были с ним... с нами выезжало много соколов, десять или около этого, а с отцом два сокольника, два надсмотрщика за гепардами и два псаря... подъезжали к зарослям. Гепарды и ястребы оставались снаружи зарослей, а мы подходили к ним с соколами. Если взлетала птица, сокол ловил ее, а если выскакивал заяц, выпускали на него ястреба, и он также ловил его, а если нет, заяц выбегал к гепардам, и их выпускали на него. Если же подымалась газель и выбегала к гепардам, и их пускали на нее и они ее ловили, а если нет, на нее пускали ястребов, и никакая дичь не уходила от нас иначе, как по прихоти судьбы." из книги "Фантастические особенности животных", Автор-составитель П.Н. Кочеткова. - Мн.: Литература, 1997г.
[изображение]
Так что, как видим, никаких лосей и медведей, а равно и акробатики на деревьях и мачтах охотничий пардус показать не мог.
Увы, г-н Акунин, ошибочка.
[изображение]