Busi
13:28 20-11-2014
Вчера посетили театр им.Вахтангова. Имели удовольствие смотреть постановку "Евгения Онегина", само собой, авторства нашего всего, в постановке Римаса Туминаса.
Театральная постановка, да, сцены из романа.
На минутку, спектакль - Лауреат Первой театральной премии "Хрустальная Турандот" (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013), Лауреат Театральной премии "МК" (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013), Обладатель Приза дирекции фестиваля "Балтийский дом", 2013, Лауреат Премии СТД "Гвоздь сезона", 2014, Лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", 2014
Не рекомендую.
Из рецензии с официальной страницы театра:
"Спектакль Римаса Туминаса разрушает стереотипы, он, как всегда, авторский, увиденный и выстроенный полифонично, музыкально, жестко и эмоционально. Режиссеру чужд поэтический флер, он ломает ритмическое построение фразы, его влечет проза жизни, он враг выспренности и ложной лиричности." (С)

[изображение]

Насчет разрушения - это точно.
3,5 часа пурги. Причем как натуральной, так и мозговой.
В перерывах между текстами все затянуто донельзя.
Лейтмотивом "Болезнь куклы" Чайковского, вводящего в глубоко депрессивное состояние.
Среди допридуманных героев - некая странница с домрой (не путать с домБрой), крадущаяся сгорбленно рядом с каким-нибудь персонажем весь спектакль. Видимо, символизирует. Кого или что, моему мозгу осталось непостижимо.
Ольга музицирует на аккордеоне. И поет. Одну-единственную песенку, второй лейтмотив спектакля. Спасибо, что живой живьем.
Татьяна то таскает за собой кровать, то на ней исполняет истерику "так хачу Онегина, что даже кюшать спать не могу!", от Онегина прячется под лавку.
При знакомстве в доме Лариных молодой Онегин (Виктор Добронравов) выпивает 3 кувшина (!) морса, которые ему подносят беспрерывно. Дальше мочевой пузырь его не выдерживает. И он начинает передавать морс соседям с тем самым лицом официанта "Дефлопе, лучшее в Москве!" Тут, видимо, должно быть смешно.
А, да, Онегиных 2 (Два). Старый и молодой. Ленских - тоже. Причем на сцене они вполне одновременно, текст могут читать прям один за другим. Символизируют. Хрен с ним, что Ленского убили молодым. Старый Онегин в исполнении Гуськова похож на професора Мориарти из советского Холмса, скрещенного с А. Филиппенко, читающим Зощенко.
Сцена ожидания Татьяной Онегина на собственных именинах превращена в длинную пытку из семи или восьми сольных номеров то танца, то романса, то народной песни, то пантомимы.
Упомянутый переезд в Москву не является в романе чем-то значительным. Ну да, дороги плохи. И Ларины от небогатости ехали на своих лошадях. И да, долго, семь дней. В спектакле кусок текста прочли. Но дальше надо было зачем то запихать всех дам и девок в возок, забить его, потом по дороге изобразить сцену "девочки направо, мальчики - налево". После чего один из мальчиков пытается охотиться на гигантского зайца, который атакует его у возка. Тоже, очевидно символ.
И так далее и тому подобное.
Должен сказать, мне понравилось, КАК актеры играли. Но вот ЧТО именно они играли, я так понять и не смог. И зачем было так чудовищно затягивать постановку, тоже.
Первый раз в жизни я пошел в гардероб как только опустился занавес, никому не аплодируя, и не ожидая выхода артистов на сцену.
Весь спектакль меня не покидала ассоциация с текстом бессмертных Ильфа и Петрова.
Не удержусь, приведу-таки отрывок из "12 стульев":

"К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации "Женитьбы", Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане. Подколесин был наряжен в камергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколесин возопил:
-- Степа-ан!
Одновременное этим он прыгнул в сторону и замер в трудной позе. Кружки Эсмарха загремели.
-- Степа-а-н!!-повторил Подколесин, делая новый прыжок.
Но так как Степан, стоящий тут же и одетый в барсову шкуру, не откликался, Подколесин трагически спросил:
-- Что же ты молчишь, как Лига наций?
-- Очевидно, я Чемберлена испужался,--ответил Степан, почесывая шкуру.
Чувствовалось, что Степан оттеснит Подколесина и станет главным персонажем осовремененной пьесы...
В антракте концессионеры прочли афишу:
ЖЕНИТЬБА Текст -Н. В.Гоголя Стихи -М. Шершеляфамова Литмонтаж -И. Антиохийского Музыкальное сопровождение -X. Иванова Автор спектакля -Ник. Сестрин Вещественное оформление -- Симбиевич-Синдиевич. Свет-Платон Плащук. Звуковое оформление-Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Грим -- мастерской Крулт. Парики-- Фома Кочура. Мебель -- древесных мастерских Фортинбраса при Умслопогасе им. Валтасара.
Инструктор акробатики -- Жоржетта Тираспольских. Гидравлический пресс-под управлением монтера Мечникова...
... -- Вам нравится?-робко спросил Ипполит Матвеевич.
-- А вам?
-- Очень интересно, только Степан какой-то странный.
-- А мне не понравилось,--сказал Остап,-в особенности то, что мебель у них каких-то мастерских Вогопаса. Не приспособили ли они наши стулья на новый лад?
Эти опасения оказались напрасными. В начале же второго акта все четыре стула были вынесены на сцену неграми в цилиндрах.
Сцена сватовства вызвала наибольший интерес зрительного зала. В ту минуту, когда на протянутой через весь зал проволоке начала спускаться Агафья Тихоновна, страшный оркестр X. Иванова произвел такой шум, что от него одного Агафья Тихоновна должна была бы упасть в публику. Однако Агафья держалась на сцене
прекрасно. Она была в трико телесного цвета и мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью: "Я хочу Подколесина", она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные подошвы, С проволоки она спрыгнула прямо на стул.
Одновременно с этим все негры, Подколесин, Кочкарев в балетных пачках и сваха в костюме вагоновожатого сделали обратное сальто. Затем все отдыхали пять минут, для сокрытия чего был снова погашен свет.
Женихи были очень смешны, в особенности-Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была
мачта с парусом.
Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительный. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский
министр взимает с Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся.
-- Я доволен спектаклем,-сказал Остап,-стулья в целости..."
Комментарии:
КЛ
13:43 20-11-2014
Больше всего мне понравилось в театре, когда спектакль закончился, и в гардеробе стали давать пальто. Я взял два. (с)
Нынче по театрам ходить страшно, как наткнешься на "новое" прочтение....