Тарантул
12:54 01-05-2015 Айртон Сенна
Репост моей записи годичной давности с дайри

1 мая - это, конечно, красный день календаря, День солидарности трудящихся и всё такое.

Но для многих 1 мая - чёрный день календаря. 1 мая 1994-го года погиб один из Великих.

В возрасте трёх лет у него были замечены сложности в координации движений, он с трудом взбирался по лестницам. Родители, конечно, были встревожены. Вряд ли тогда они могли поверить, что их ребенок станет самым быстрым человеком планеты. Что он станет легендой ещё при жизни. А смерть в расцвете сил сделает его легендой навсегда.

[изображение]

Признаться, когда я услышал, что впервые за долгое время будут снимать фильм о Формуле-1 (Rush), и... это будет противостояние Лауда/Хант, у меня, как, наверное, и у большинства, сразу родился вопрос: "Но почему не Сенна?!" Тем более, что и у него был свой принципиальный соперник - Ален "Профессор" Прост. И только потом я понял. Весь блеск характера Ханта можно уместить в один сезон. Всю силу характера Лауды можно проиллюстрировать одним сезоном. Но это не сработает в случае с Сенной и Простом. Ни один художественный односерийный фильм не выдержит всю драму их десятилетнего противостояния в Формуле-1, когда они побили практически все рекорды и на протяжении всех десяти лет единолично приковывали к себе внимание всех болельщиков "королевских" автогонок.

Неужто что-то из этих десяти лет участия Айртона Сенны в Формуле-1 можно оставить за кадром? Как в 84-м он плакал под дождём на подиуме Монако, финишировав вторым на скромном Toleman? А плакал из-за того, что... если бы не остановка гонки из-за опасных условий, то через пару кругов он бы стремительно нагнал и обошёл лидера (Проста!) и завоевал бы свою первую победу!

Первая победа пришла год спустя, в Португалии - и опять под дождём. Уже тогда за ним и закрепилось прозвище "Человек дождя". Именно дождь на трассах всегда выявляет самых быстрых и талантливых. И тут Сенне не было равных. Дождевой Донингтон-93 стал одной из самых невероятных гонок в истории Ф-1. А с Гран-При Монако, которое "довело" его до слёз в первой гонке, он рассчитался сполна - шесть побед на узких улочках княжества. Рекорд держится и по сей день. Одной из немногих неудач на этой трассе был вылет, когда в гонке Айртон лидировал с 40-секундным преимуществом! А причиной было то... что его из боксов попросили ехать поосторожней! Он снизил скорость - и потерял концентрацию, разбил машину. (Надо ли говорить, что выиграл тогда Прост?)

"Racing is in my blood" - сказал он как-то. С этим трудно поспорить. В чём-то его эмоциональность сходна с эмоциональностью Ханта. Как и расчётливость Проста сходна с расчётливостью Лауды. Но если бухгалтерство Лауды зачастую было направлено на кропотливую работу с гонорарами, то "бухгалтерство" Проста - исключительно на филигранную работу с настройками машины. В этом Профессору не было равных. И если страсть Ханта была вызвана целой кучей вещей, то Сенна был одержим только одним - скоростью!

Когда в 88-м году Сенна и Прост оказались в одной команде, McLaren, то они просто растоптали Ф-1, на двоих выиграв 15 гонок из 16-ти! А на следующий год последняя, решающая гонка за титул окончилась их столкновением, и они стали врагами. Не соперниками, как Лауда и Хант, а настоящими врагами, не подающими друг другу руки. Они разошлись по разным командам. И финальная гонка следующего года, когда они опять между собой разыграли титул... опять привела к аварии! До сих пор ведутся споры, насколько намеренно действовал в той гонке Айртон...

Он не был "хорошим парнем" в классическом понимании этого слова. На трассе он не знал пределов, был предельно агрессивен. Он был предельно принципиален на собраниях пилотов, частенько вставал в оппозицию. Но он первым останавливал машину и кидался на помощь пилоту, попавшему в аварию. А взаимоотношения с Простом... вот что об этом говорил сам Сенна в 93-м году:

Айртон Сенна: Я как-то уже говорил, что за прошлый год понял, что я - наркоман. И мой наркотик - Прост. Мне кажется, я сошел бы с ума, наблюдая со стороны, как он выигрывает, не встречая сопротивления. До тех пор, пока он в "Формуле", я отсюда никуда не уйду. Это соперничество значит для меня очень много.

Вопрос: Почему? Все еще не можете выяснить, кто из вас сильнее?
Айртон Сенна: Не можем. Но не это главное. Главное - когда Прост рядом со мной на трассе, все, что я делаю, приобретает вкус, цвет и смысл.

Пояснения излишни.

И Сенна, как и многие бразильцы, был глубоко религиозным человеком. И верил, что Бог защитит его от всех напастей. У него в жизни было несколько серьёзных аварий, но каждый раз он выходил сухим из воды. И каждый раз говорил: "Господь в очередной раз не наказал меня, а лишь предупредил". Но однажды все предупреждения оканчиваются...

Кадры той гонки в итальянской Имоле стали печально знаменитыми. К тому времени уже 12 лет в Ф-1 не гибли люди. А накануне, в квалификации Гран-При Сан-Марино, погиб пилот Simtek Роланд Ратценбергер. Сенна и в субботу, и утром в воскресенье пытался убедить людей из FIA отменить гонку. Не отменили. И вот он сидит в кокпите мрачнее тучи. В конце прошлого сезона из Ф-1 ушёл его "наркотик" Прост. Сам Айртон, оставив "родной" McLaren, перешёл в команду принципиальных соперников в Williams. И тут ничего не получалось. Сенна благодаря личной скорости выиграл все три квалификации, но победы одерживал молодой немец Михаэль Шумахер на Benetton. Наверное, впервые в жизни Айртон не хотел выходить на старт...

То, что произошло на 7-м круге гонки, стало предметом бесчисленных расследований, судебных разбирательств, сотен тысяч статей. Отказ рулевого управления, медленный прокол или что-то ещё - истина так и не была найдена. Главное - из жизни ушёл кумир миллионов людей. В Бразилии был объявлен национальный траур, в похоронном шествии принял участие едва ли не весь Сан-Паоло. Вся страна плакала. Плакал и присутствовавший там "заклятый друг" Ален Прост.

Смерть суперзвезды в прямом эфире взбудоражила весь мир. Это изменило весь подход к безопасности автогонок, не только Ф-1. Новые конструкции болидов, новые стандарты безопасности, новые требования к трассам, новые крэш-тесты, которые получили внедрение и при испытаниях дорожных машин. И кто знает, сколько жизней на дорогах мира всё ещё спасает ежегодно этот парень.

Но без привычного желтого шлема Бразильского Волшебника Формула-1 поблёкла, потеряла цвета.

Она стала безопасной. Она устремилась к новым рекордам (спасибо Шумахеру и Феттелю). Но она потеряла ту страсть, что вложил в свои 41 победу, 61 поул-позицию, 80 подиумов и три чемпионских титула Айртон Сенна да Силва.

Комментарии:
the_Dark_One
14:27 01-05-2015
alexoxol
15:05 01-05-2015
Здравствуйте, нам очень понравился ваш рассказ "Авария" от 2004 года об Айртоне Сенне. Хотели узнать, можем ли мы со ссылкой на автора опубликовать его на сайте http://www.autosport.com.ru ? Не могли бы вы со мной связаться по адресу alereg2@yandex.ru ? Спасибо.
Тарантул
13:22 02-05-2015
Ага, написал.