Я не копенгаген в части украинского периода Крыма, так что на большее, чем просто мнение на тему, претендовать не могу. Видео, кстати, никак комментировать не буду: оно просто натолкнуло меня на мысли. На отдыхе я не слишком много общался с крымчанами по этому вопросу. Можно сказать, почти совсем не общался, т.к. собеседниками у меня могли быть в основном только люди, которые с туристами общаются по долгу профессии. Что, с одной стороны, значит, что у них мог быть при ответе на вопрос и некоторый конъюнктурный момент, а, с другой, за полтора года они на этот вопрос наверняка отвечали раз -дцать, а то и больше, и он наверняка превратился в что-то типа - фантазирую - вопроса итальянцам: "Оу, а у вас что, Пизанская башня наклонилась?"
При поездке из аэропорта таксист рассказал мне, что сам процесс у них произошел очень быстро и тихо. Благодаря "зелёным человечкам". Жить не очень легко, т.к. сложно - и это спустя полтора года(прим. моё) - происходит привыкание к новым законам. Какие эти законы? Не плохие и не хорошие, "просто другие".
При поездке обратно уже другой таксист рассказал мне, что раньше аэропорт Симферополя принимал 10-15 рейсов в сутки. Сейчас - около 90. Только посмотрел на онлайн табло аэропорта в Симферополе, с 1:20 до 1:20 прибывает около 100 рейсов, отправляется чуть больше 100. Т.е. информация от таксиста как минимум в одной части достоверна. По его же словам, первоначально были опасения, что, за отсутствием массы туристов из Украины, будут проблемы с работой, т.к. поток через пролив и воздушным транспортом из России в любом случае не сможет конкурировать с прямой дорогой по суше из Украины. Опасения основывались на том, что украинцы при своей многочисленности предпочитали пользоваться общественным транспортом. Соответственно, при уменьшении пассажиропотока и сохранении этой тенденции у таксистов был риск уменьшения заработков. Но не склалось: проблемы, если есть, то только в той части, что дорожная инфраструктура, примыкающая к аэропорту, не может беспроблемно пропустить через себя возросший автомобильный трафик. Пробка в лучшем случае начинается метров за пятьсот, и проходится минут за 10, а в худшем - на повороте к аэропорту с улицы Зелёной. Работы же точно не убавилось, а то и больше стало. По словам того же таксиста, аэропорт уже выкупил у города землю на другой стороне шоссе Р-25(там чуть дальше дорога ныряет в туннель под взлётно-посадочной полосой) под постройку, возможно, второго здания. Пока же к старому зданию пристроили несколько, на вид, некапитальных быстросборных корпусов - на картах Яндекса их ещё нет, расположены на месте, как я понимаю, бывших вертолётных площадок. Здание аэропорта также расширено, причём до сих пор сохраняется некоторая путаница в названиях терминалов. Так, на всех билетах отправление заявлено из "терминала С". На самом же деле отправление осуществляется из терминала "А", который бывший "С". Еще больше осложняет момент то, что на терминале А есть табличка "терминалы B,C ==>", указывающая в сторону терминала международных рейсов. Благо, нам подсказал таксист. Но на всякий случай я капнул ещё на задолбали'метр охранницы в аэропорту. Уверен, я даже не в первой сотне за этот день.
Уборщица номеров на базе отдыха - из местных - посетовала, что зарплаты хватает с трудом. Планирует перебраться в Москву. Впрочем, про себя я полагаю, что подобной квалификации труд за редким исключением и в Москве хорошей жизни не обеспечит.
Сам про цены я уже чуть ранее говорил. Высокие, как для удалённого от Москвы региона, но не московские, отнюдь. Ориентировочно, 50-70%, но стоит помнить, что это достаточно популярный курортный посёлок. Для москвичей и просто людей, направляющихся на отдых, эти цены не должны и вовсе быть слишком высокими. Пожалуй, только посещавшие Крым ранее могут действительно заметить приличный рост. Но было бы странно, если бы в одном отдельном регионе России, во многом завязанном на продукцию с материка, цены бы остались на уровне Украины, где они, действительно, меньше. Но, на секундочку, как и зарплаты. В пропорции же, полагаю, ценовая ситуация сравнима. И если бюджетниками Крыма занимается государство, и оно прямо отвечает за их зарплаты, то частным лицам и предприятиям приходится приспосабливаться к работе в изменившихся экономических условиях, обусловленных не только проблемами присоединения к иной экономической зоне, но и сопутствующими проблемами, связанными с санкциями и разрывом, либо усложнением сотрудничества с компаниями на Украине. В то же время, есть мнение, что украинские производители, нашедшие возможность сохранить связи с контрагентами в Крыму, имеют некоторый гешефт, связанный с тем, что себестоимость у продукции украинская, а стоимость отпуска продукции - российская. Для крымских же предприятий, видимо, имеет место процесс уравновешивания цен и зарплат, представляющий собой этакие качели: кач в одну сторону - подросли цены, стало сложнее жить, кач в другую - подросли зарплаты, чтобы сотрудники не разбежались. Одно подгоняет другое - в общем, нормальные такие качели.
Но, наверно, более других моментов, о соотношении этих качелей в Крыму может говорить факт наличия разных ценников для крымчан и гостей. Как там оно на рынках и в магазинах происходит я не знаю - не наблюдал отдельно - но, скажем, аквапарк в Коктебеле даёт "жителям Крыма" скидку около 30% на посещение, а другой, в Симферополе, прямо с билборда "жителям Симферополя" по предъявлению документа обещает скидку в 50%. Возможно, такой расклад актуален и для других областей жизнедеятельности. В остальном же, думаю, актуальна фраза: "На курорте хорошо отдыхать, но дорого жить". Где-то когда-то слышал, и с ней согласен.
П.С.: Цитата из разговора с одним из аниматоров. Обращаю внимание - разговор совершенно без подтекста, в процессе мы все смеялись.
А: А у меня бабушка в Крыму живет.
Мы: Вау, круто!
А: И у меня дом в Крыму!
Мы: Круто, класс!
А: А и сам я в Крыму живу.
Мы: Ну, вообще мечта!
А: А вот денег в Крыму у меня нет.
Мы: Ну что ж тут поделать.. Будут!
Тут стоит заметить, что он студент. А у студентов денег своих, как правило, нигде нет. Я человеку это не сказал, т.к. уже после эту мысль додумал, но, в общем, вот тут как раз ситуация не удивляет. Сам помню: в Москве их чаще всего тоже не бывает. Если считать "деньгами" возможность нормально жить и гулять на свои.