Я требую от товарища реальных гор и горных чеченцев.
Едем в самую-самую глубинную часть, где страна уже совсем упирается в Грузию и Дагестан. Проезжаем через то самое Аргунское ущелье.
Там красота.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Разговариваем с дедами.
Я наблюдаю. Чеченские деды - очень сдержанные, осторожные, стеснительные и светящиеся добротой. Есть в них что-то буддистское. Это при том, что они пользуются невероятным уважением, и я разговаривал вот реально с самыми крутыми. Не уверен, что вообще есть страна, где люди испытывали бы такое уважение к старикам, как в Чечне. Исторически страной управляли советы старейшин, и никакая больше власть не признавалась (либо признавалась но временно).
Чечня очень напоминает мне Львов, в том смысле, что и там и там - территории порядка. Только во Львове порядок идёт от мелких правил, а в Чечне - от бога напрямую.
И та и та территории смотрят на окружающий мир как на тьму хаоса и бардака, относясь к нему с порядочным подозрением. Чёрт знает что он там выкинет.
Во время этих двух дней целиком меняется моё представление о самих чеченцах. Я представлял их какими-то резкими беспредельщиками, более суровой вариацией грузин. Джигитами.
Но я вижу аккуратных и осторожных людей. Чрезмерно аккуратных и чрезмерно осторожных, не кидающихся из стороны в сторону. Я очень легко и естественно нахожу общий язык со всеми.
Я задумываюсь - а откуда вообще возникла эта легенда о дерзком, резком, быстрым на расправу чеченцем? Я не вижу таких людей. Вижу крестьян. Достаточно милую деревню. Вижу аккуратных равнинных жителей, спокойных провинциалов.
Даже когда здороваешься с ними - это всегда аккуратные сдержанные полуобъятия, когда тебе жмут одну руку и чуть-чуть ладонью поддерживают твой локоть другой.
Все стереотипы про чеченцев идеально подходят грузинам. Это грузинов носит туда-сюда. Это грузины если встреча, то крепко тебя сжимают. Это они моментально воспламеняются по каждому поводу и устраивают склоки.
Мы видели сегодня место дорожной аварии в Грозном, которая вот только произошла - там никаких склок, выяснения отношений. Тишина. Спокойно стоят люди. Размеренно переговариваются, чуть ли не шёпотом.
Я проникаюсь к чеченцам уважением.
Мне откровенно нравятся эти люди.
Рассуждаю о том, что сделать, чтобы в Чечню реально начали приезжать на отдых люди:
1) Отнять короткоствол у гражданских. А у полиции - автоматы. Всё, хватит, война кончилась, террактов больше нет. Разоружайтесь, товарищи дорогие.
2) Убрать все эти жуткие посты с автоматчиками. Зачем? Против кого?
Я расспрашиваю людей на постах. Спрашиваю как служба, случалось ли, чтобы спускались с гор "лесные братья", давно ли последний раз с кем перестреливались? Говорят давно.
После поездки по жаре, топаем в баню и на массаж.
Потом сидим, слушаем гитарные песни уже совсем под ночь.
Прекрасный день.
Я чувствую, что хочу ещё вернуться в Чечню позже, месяца на два. Пока что эти два дня дали больше вопросов, чем ответов. Хочется изучить Грозный, хочется вжиться в местный ритм.