Когда начинаю писать про наше с Пыщкой посещение этнографического музея Будапешта, понимаю, что это будет пост о любви.
И начать, я думаю, нужно с того, что, как известно, венгры очень религиозно ориентированная нация. У них даже пункт в конституции не так давно появился соответствующий. Когда понимаешь, что люди в этом едины в своем довольно большом сообществе, то вопрос уже не правильно, я считаю, ставить о том, целесообразно, допустим, верить в Бога или нет. Если эти люди не лезут к другим навязывать свою, условно говоря, духовность, не причиняют им неудобств, всвязи с этим, то и ладно. Просто они так хотят. Это примерно как у нас в западных областях нашей страны, где степень вовлеченности в религиозный движ ощущается во многих деталях видных, проезжающему мимо любых населенных пунктов, человеку.
Там религия уже давно часть культуры, это просто нужно принимать как данность. И статья, наказывающая за оскорбление чувств верующих, там просто не принята за ненадобностью.
В таком случае как там, становится интересно уже насколько искренен человек в своем верующем в Бога состоянии. Доказательством искренности могут служить, например, собранные в эскпозиции музея предметы народного быта.
Народный быт Венгрии очень связан с христианскими обрядами, в том виде, в каком эти обряды трактуют сами люди, народ. Очень много изготавливалось совсем небольших размеров декораций, напоминающих кукольный домик, в котором должно произойти чудо, родиться особенный малыш, сын Бога.
И это все выполнено в наивной манере, напоминающей детскую. Похоже на детское творчество. Творчество с детской же серьезностью и увлеченностью процессом создания. Это похоже на домики для игры в куклы. Домики нужные самим детям, в первую очередь, и созданные самими же детьми.
Было много интересного о жизни венгерского народа вообще. Костюмы из разных областей и эпох, посуда, образцы ремесел и инструменты для изготовления изделий ремесленников. И чем пользовались в производстве основных продуктов в селах, вышивки, текстиль, мебель, печи и многое другое.
Но именно когда мы подошли к игрушкам крестьянских детей, которые были уменьшенной копией взослого быта крестьян, я вдруг поняла как именно весь их народ любит Бога. Как ребенок верит в чудо. Играет в него, мастерит для него колыбельки, комнатки, комодики, стульчики.
Вспоминается, при этом, сразу же, как мы гуляли по Львову поздно вечером, в наш последний приезд, и вдруг слышим чистые звуки инструмента профессионального музыканта и такое же хорошее пение. Послушали, дали немного денег, а потом в интернете нашли и саму песню и имя музыканта. Ярослав Крысько. Известный в культурных кругах Украины кобзарь-лирник.
А песня "Ісусе прекрасний".
Мы тогда сделали вывод, что в западных областях любят сына Бога приблизительно так как члена своей семьи, как своего ребенка даже скорей. Ведь из библейской истории можно вполне вообразить, что в любой семье может родиться божественный ребенок.
И вот, после музея, в Будапеште, я все это вспомнила. В Венгрии точно так же, но как будто дети играют в рождение чуда.