Volkodav
12:09 25-02-2016 "Зима в Огне" (Winter on fire, 2015)


Посмотрел данный документальный фильм.

Ремарка: увидев уже в титрах имя продюсера Den Tolmor, полез смотреть, что за автор. Увидел у него также фильм "Молитва за Украину", вышедший вроде как также в 2015м, и даже с трейлером, но самого фильма не нашёл. Судя по тому, что ссылки на него ведут на "Зиму", это он и есть.

Ну, должен сказать, что как кино, продукт очень даже и внушительный и внушающий. Т.е. "производит солидное впечатление" своим исполнением и являет собой "особо сформированные словесные (а также и эмоциональные) конструкции". Очень хорошо - в смысле режиссуры - выстроен сюжет: начиная от весёлых танцев с песнями события раскручиваются вширь, затем вглубь, периодически добавляя эффекта через драматические эмоциональные вставки личных историй и впечатлений. Нагоняется саспенс, затем следует яркая развязка и, наконец, хэппиэнд с послесловием. Используется масса документальной хроники с совсем небольшим вкраплением новостных выпусков, скорее обозначающих некоторые временные вехи. И, конечно, видео противостояний на улицах. Особенно, как по мне, волнующими вышли вставки от утра 19го февраля 2014го года с разгромленным центром города.

Фактически, фильм, на мой взгляд стороннего наблюдателя, достаточно достоверно доносит до зрителя то, как формировалось мировоззрение рядовых участников Майдана, не задействованных прямо в каких-то операциях, а косвенно формировавшего протестующие народные массы. Сам механизм, где новостным выпускам уделено немного времени, зато на соображение работает то самое "приди и посмотри". Вот это всё - передано более, чем здорово. Опять же, на мой взгляд.

Это что касается внушительности. Теперь о втором свойстве фильма.

Фильм внушает. Конкретно формирует словесную и эмоциональную картинку. Кадры хроники выбраны, естественно, не наобум, а исключительно те, которые требуются для реализации ранее описанного эффекта. Так, зритель не увидит противостояний с силовиками около Кабмина в 20х числах ноября - этот период отражён как раз через танцы, песни и пешие колонны с флагами. Естественно, разгон 30го ноября освещён куда как подробнее, но также только с момента начала активных действий милиции и "Беркута". Фоном различные голоса рассказывают, что зритель должен увидеть на сопутствующем видеоряде: "металлические дубинки", "бессилие" и "зверскую ужасную машину" и, наконец, "побитых девочек, детей". Хотя, скорее, он должен додумать, потому что ни "металлических дубинок", ни "зверского избиения", ни "побитых девочек" в видеоряде нет. "Ок", - подумал я, - "я же помню, что "Беркут" преследовал бегущих студентов до Михайловского собора, где они укрылись - значит, с учётом обилия видеохроники, сейчас будут кадры".. и нет. Фильм продолжается в 7.30 утра 1го декабря, когда к Михайловскому собору подъехала одна машина типоразмера "Газель" с надписью "Беркут", откуда вышло несколько невооружённых силовиков и предложили открыть ворота, но им отказали. Справедливости ради, фильм факт погони и не заявляет. А вот тему "побитых детей" - всё также в отсутствие видеохроники - качает, как качали её тогда СМИ и спикеры протеста со сцены.

Ну, и пошла работа: столы информации, листовки, плакаты, флаги - тысячи листовок, сотни плакатов и флагов, и, как результат, огромная жёлто-синяя масса, идущая по Крещатику, стоящая на Майдане, уже с лозунгами и пр. Тем не менее, на "марш миллионов" шествие похоже примерно также, как и аналогичное у нас в Москве. В условиях относительно тесных городских улиц толпа вообще выглядит очень массовой, и сложно представить, сколько места займут хотя бы в 50 тысяч человек. Фактически, на площади Майдана и вокруг неё, как уже ранее высчитывалось, даже без учёта площадок под сцену, палатки и пр. уместиться плечом к плечу могло в лучшем случае тысяч 30. С учётом того, что люди постоянно двигаются: кто-то приходит, кто-то уходит - можно, на самый крайний, умножить число на два. С хорошей форой - на три. Но предельное количество одновременно находящихся на площади остаётся тем же.

1 декабря отражено коротко: да, люди были злы, и ультрасы пошли на Банковую "мстить за девочек", но "в толпе стояли обычные парни", а потом "путём несложных провокаций внутренних войск была создана ситуация для начала штурма с избиением всех подряд". Затем за минуту прокручивается видеохроника несложных двухчасовых провокаций - "простые парни" всё это время если не висят на всех стенках вдоль Банковой с фотоаппаратами, то продолжают "просто стоять", пока кто-то массово разбирает плитку - после чего в атаку идёт "Беркут", чему посвящено 2 с половиной минуты боли и страданий, приправленных трагической музыкой. Как били ВВшников уже вечером - в том числе налетали толпой и роняли большой камень одному упавшему на голову - зритель не увидит.

Настаёт 2е декабря. Театральная пауза. "Взятие КМДА - первый радикальный шаг, который стал формировать будущий Майдан". Пианино и танцы в КМДА. Самоорганизация. Вече на площади. Священник УПЦ КП, увещевающий ВВшников нарушить приказ, "перейти на сторону народа". Отмечу, что и уже в фильме, и в дальнейшем для комментариев или в качестве героев видеохроники религиозные служители будут привлекаться очень часто.

10е декабря. Приезжает Кэтрин Эштон. Встречается с Януковичем с целью поиска дипломатического решения кризиса. Не одна приехала - показывают кадры с участниками переговоров: с одной стороны Янукович со товарищи, с другой - Нуланд и Пайет со свитой. Видные украинск.. американские чиновники на переговорах с президентом Украины обсуждают решение украинского кризиса пяти улиц? А вероломный Янукович, общая гостей, параллельно решил поступить "самым мерзким и подлым способом" и, выдав силовикам дубинки, но не разрешив их применять, послал их перетолкать Майдан куда-нибудь. Тем не менее, поднялся хайп, клич и звон с колоколен Михайловского собора. Естественно, перетолкать армию самоорганизующихся рыжих касок они не смогли.

11 декабря, Майдан отстраивает баррикады, учится воевать приёмами, которые так никогда и не попали на глаза видеокамер в действии, на манер силовиков. "Звери в камуфляжной форме против нас". Автомайдан. 12летний протестующий - один из основных героев фильма. Впоследствии "сам видел, как убили Нигояна" и, вообще, вроде как свидетель всех основных ужасов. "Майдан - моя школа. Я в школу никогда и не ходил, остался здесь, на Майдане". Договор Украины с Россией, "отодвинувший Украину ещё дальше от вступления в ЕС". Вступления в ЕС, ага. Нигоян.

31 декабря, новый год на Майдане, дружные фонарики. Где-то недалеко стоит и радуется Маккейн, но его не показали.

16 января. "21й век, цивилизованная страна - они голосуют, поднимая руки". Блокаду президиума аккуратно обошли. "Тиранические законы" и реакция Майдана. Но заряда здорового юмора надолго не хватило.

19 января. Майдану скучно: "тритушки" уже не радуют. Коба, лидер Автомайдана - ныне презираем за бегство в жаркий час, емнип, в Англию, вроде бы даже с деньгами - направляет толпу на парламент. Уговоры милиции отойти, дать толпе пройти к парламенту. "Тритушкии" - не авторитеты, чему порошковый Кличко, как показательный пример. И понеслась. Помню, смотрел ту трансляцию с Грушевского до поздней ночи. Противостояние нарастает: силовики стали применять резинострелы.

22е января. Утренний штурм "Беркутом" Грушевского. Замешательство Майдана. Титушки. Михайлюк. Медики, не слушающие приказа отойти и уговаривающие лично в них не стрелять. Смерть Нигояна и Жизневского. Разгром колонны Автомайдана 23го января. Кличко вернулся от Януковича с сообщением о прекращении силовых действий со стороны "Беркута" - ему не верят.

10е февраля. На фоне музыки пианино играет некая девушка, показывают Грушевского - почему-то всё в ускоренном темпе.

18 февраля. Три требования Майдана, как способ мирно завершить Майдан. "Неготовые люди без оружия" - и в кадре в центре экрана идут вооружённые люди в защите, "мирный протест" - и перед камерой проходят также вооружённые люди в защите. В Мариинке их встречают кордоны милиции, "Беркут" и титушки. Бойцы ВВ с щитами, в масках и противогазах. Камера мечется между десятков вооружённых людей без единого "неготового безоружного". "Другие" титушки, подготовленные, организованные. Противостояние на Институтской. После кадров с избиением отдельных отрядов ВВ, забрасыванием камнями остальных, Михайлюк повестсвует, что, т.к. они были безоружны и пришли в гости, то они отступили на Майдан. Майдан пылает. Пожар в ДП Киева, "устроенный силовиками", "потому что штаб".

19 февраля. Затишье. Медцентр в Михайловском соборе. Морг на заднем дворе.

20е февраля. Беркут зашёл на территорию выгоревшего лагеря, его стали забрасывать камнями, когда прозвучала автоматная очередь. Стороны думают друг на друга, но отступают силовики. "Народ понимал, что подняться можно только большими жертвами". Известное видео снайпера, который так и не выстрелил, и сразу гибель одного из участников. "Неизвестные снайперы". Показывают след от пули и видео, вероятно, этого самого выстрела, прилетевшего откуда-то справа со здания на Институтской в сторону сгрудившихся протестантов. Договор с правительством, подписание соглашения. Парасюк.

22 ферваля. Бегство Януковича из Киева. Отстранение его от власти почти единогласным голосованием под предлогом неконституционного самоустранения от выполнения своих обязанностей. Радость, смех, счастье, рождение новой нации и страны, независимость реальная, а не бумажная, ожидание лучшего.

В заключении приводится краткая хроника последующих событий вплоть до 2015го года. Хроника очень краткая: в ней нет ничего ни про АТО, ни про Одессу, вообще про какие-то операции ВСУ. "Россия предоставляет убежище Януковичу", затем "посылает войска для поддержки пророссийских сепаратистов", "аннексирует Крым", а "протесты распространяются на восток Украины и перерастают в жестокую войну". Что "к весне 2015го привело к гибели 6 тыс. человек".


Заметил интересное. Вопросы к описаниям событий стали возникать почти сразу. Но раскручивающаяся спираль противостояния на экране, драма, нагнетание саспенса и громкий хэппиэнд с мрачным послесловием практически выбили из головы эти вопросы. В результате пришлось пересматривать, уже отдельно записывая ключевые моменты. Фильм, естественно, не для скептиков-противников Майдана, это исключительно продукт для своих и колеблющихся. И в этой свой роли он очень хорошо и расставляет акценты и подбирает иллюстративный материал, формируя понимание происходивших там событий в одном определённом ключе. Соврёт тот, кто скажет, что показанного в фильме - не было. Было, конечно. Но не меньше будет прав тот, кто скажет, что очень многое из происходивших событий аккуратно выведено за рамки, отброшено и в парадигме фильма не существует.

Из 2016го года смотреть фильм непросто. Как, полагаю, и сторонникам Майдана, так и его противникам. У одних послевкусие победы, смешанной с горем пополам, вылилось в новые переживания. Для других все эти личные истории, драмы, эмоции и переживания, весьма, навернка, существенные сами по себе, от послезнания, что эти вот самые едва не плачущие за сотню погибших душ на камеру люди менее, чем через полтора месяца дружным хором потребуют задавить протесты на Востоке, блекнут.

А фильм, как сказал, внушительный и внушающий.
Комментарии:
the_Dark_One
13:35 25-02-2016
Тоже поглядел вчера. В общем и целом - согласен. Сильно, но вполне ожидаемо однобоко.
Volkodav
13:40 25-02-2016
the_Dark_One

Мало того, что однобоко, но, как я уже не в первый раз удивляюсь, зачастую ими же выбранная картинка не бьётся с ими же написанным текстом. Они говорят, что зритель должен увидеть на видеоряде, но не показывают этого, или показывают диаметрально противоположное.

В конкретном случае объяснить можно тем, что фильм сделан, как в своём роде памятка для тех, кто и так в теме. И подобные дыры легко заполнит собственновиденными картинками. Но это уже я пытаюсь объяснить их, на вид, прокол.
the_Dark_One
13:58 25-02-2016
Номинант на "Оскар". Если не будет чего более душещипательного про "внутри-США" (американцам свои проблемы ближе), то победит. И обязаны будут в пиндосских кинотеатрах столько-то показов сделать.
Volkodav
14:00 25-02-2016
the_Dark_One

Ну, дык, сделан, бесспорно, хорошо. В какой-нибудь альтернативной реальности мог сойти за хороший художественный фильм.
the_Dark_One
14:05 25-02-2016
Volkodav
У тебя не складывается впечатления, что объективная реальность - только у нас, в России? Прочие живут в альтернативных?
Volkodav
14:13 25-02-2016
the_Dark_One

А у тебя никогда не было - на момент! - ощущения, что ты живёшь, а вокруг одноразовые боты?

Если говорить о украинской проблематике, то с первых тематических заседаний СБ ООН резануло
the_Dark_One
14:23 25-02-2016
Volkodav
Нет, ну не настолько же.
Volkodav
14:24 25-02-2016
the_Dark_One

Да и у меня давно не было. Юность, чо
Volkodav
04:06 27-02-2016
the_Dark_One

Видел? Я, к слову, тоже помню, что фамилию его называли чуть не в декабре 2013го. Да и потом он очень аккуратно проскочил между капель революционной целесообразности.

И ещё интересное ещё с прошлого года:

с 4:11 по 4:22 30.11.2013 организовали и при участии личного состава полка милиции особого назначения "Беркут" осуществили силовой разгон участников акций протестов. Вследствие таких действий 4 потерпевшим причинены телесные повреждения средней тяжести, 38 – легкие телесные повреждения и в отношении 42 лиц совершены насильственные действия, которые не повлекли телесных повреждений.
(с)

"Звірячі побиття", ха.