Terranasaurus
01:05 19-05-2002 Человек-паук
Великая классика жанра. Великий Блокбастер Миллениума, венец его, чуть опоздавший к коронации. Канонический комикс+десятилетия мультфильмов, вылившиеся, наконец, в фильм. Я видел лишь один комикс о Человеке-пауке (в печатном виде и на английском языке) и несколько мультфильмов, в том числе и полнометражный, захвативший в свое время воображение либо в самом конце 80-х, либо в начале 90-х и долго его будораживший. Сюжетно фильм снят (насколько я могу судить) максимально близко к изначальной задумке судьбы Питера Паркера (Человека-паука) - с минимальными, но все же необходимыми поправками на время.
Добрый и правильный христианин Питер Паркер (а-ля вечный девственник и неудачник) получает дар Божий в виде укуса паука, во время фотографирования объекта своего обожания (не помню, как по фильму зовут девушку), который (укус), судя по раскадровке, восполняет некое недостающее звено в цепи ДНК и наделяет Паркера всем известным даром.
В то же время в другом конце города военная инспекция осматривает результаты закрытого государственного проекта по производству некоего индивидуального летательного аппарата и проекта газа, вдыхание которого в 8 раз увеличивает человеческий потенциал, но с кучей различных побочек - агрессивность, злоба и, главное - безумие. Человек, возглавляющий проект является отцом лучшего друга Питера Паркера. Комиссия приходит к неудовлетворительным выводам и предписывает в двухнедельный срок либо предоставить конечные положительные результаты, либо грозится передать проект в другие руки в силу личной неприязни к руководителю проекта. (Он, руководитель - не помню сценарного имени) сразу после отъезда комиссии, вызывает в лабораторию главного инженера и, с его помощью вдохнув газ, убивает последнего в первом же приступе безумия. Затем крадет аппарат-самолет и исчезает. Зло готово к схватке.
С Добром чуть сложнее - Паркер постепенно осваивает новый дар, то поддаваясь возможностям, которые тот несет, то возвращаясь обратно по зову совести. Но делает он это все, похоже, только с одной целью - добиться расположения девушки (зовут ее, кажется, Мэл) всей своей жизни, которую он безумно любит.
О девушке этой стоит поговорить особо. Я понимаю, что на ее роль Голливуд не мог отобрать девушку с внешностью Клеопатры из одноименного же фильма или Салмы Хайек из "Десперадо". Но Стерва из "Стервы" или же ее главная оппонентка в виде фигуристой и миловидной блондинки - вполне бы подошли. И сыграли бы, возможно даже лучше в ситуации "нечего играть". Но создатели решили взять девушку, не побоюсь этого выражения - next door Amateur, этакую Таньку Синиченко, заканчивающую кулинарный колледж где-нибудь под Тулой и мечтающей о роли Джульетты в Большом Театре (в фильме же соответственно колледж в пригородах Нью-Джерси и в дальнейшем работа в Нью-Йорке в роли официантки). Короче, ничего примечательного, кроме размера груди.
Если вкратце описать весь сюжет - то он построен по сути вокруг нее. Эта девушка расстается с парнем (школьным плейбоем и лидером, которому Паркер набивает сразу после укуса, защищаясь) и воссоединяется с лучшим (единственным) другом Паркера, сопровождаемая все это время влюбленным взглядом того же Паркера.
И начинается Схватка. Зеленый Гоблин (окрещенный так владельцем газеты, на которую внештатным фотографом работает Питер Паркер) в первый свой заход уничтожает проект конкурентов, которому должен был отойти его собственный в случае провала. К этому моменту Человек-паук еще в стадии финальных тренировок - прыгает через дома и учится выпускать паутину; сначала отпускает, а потом догоняет и убивает грабителя и убийцу своего дядюшки, (который - дядюшка, вместе с тетушкой), являются главными идеологами Человека-Паука.
Зло бы на том и остановилось - уничтожив конкурентов. Но не остановились сами конкуренты - нанесенный удар лишь сподвиг их расширяться и, по ходу расширения, также и прикупить компанию, ведомую Зеленым Гоблином. О чем Гоблину (то бишь руководителю проекта, ставшему Гоблином) и сообщается в ходе совещания совета директоров. Он выглядит сначала потрясенным, взывает к справедливости, но после, (видимо, протрезвев), сжимает глаза в щелочки, слегка улыбается и уходит, чтобы вернуться по-другому.
Спайдер-мен в это время делает себе костюм (о костюмах и спецэффектах чуть ниже) и окончательно осваивает технику прыжков и паутинопускания.
Некий светлый праздник (похожий на День Благодарения), весь совет директоров корпорации в полном сборе. На балконе также друг Паркера с той самой девушкой, пытающийся ее неловко поцеловать и сам Паркер, с фотоаппаратом на шее и костюмом Спайдер-мена под рубашкой, наблюдающий эту процедуру снизу, находящийся на редакционном задании. Темное пятнышко на горизонте с инверсионным следом пересекает экран справа налево, огибает один из небоскребов - и Зло наносит новый удар. Несколько супер-бомб в окна и весь руководящий состав корпорации мертв. Сын Гоблина с девушкой на балконе, который начинает рушиться. Сын частично контужен, девушка на том куске балкона, который медленно отваливается. Спайдер-мен резко разбегается внизу и, потеряв остатки повседневной одежды, вступает в Схватку. Несколько коротких перетычин с Гоблином, вырывание микросхемы из днища Гоблинского аппарата-самолета и скорое ретирование Гоблина на этом же неисправном аппарате. В духе "Матрицы" Человек-паук ловит свою, уже летящую вниз, любовь и спасает ее, влюбив одновременно ее в себя, правда, в себя в маске.
Далее все еще более прозаично - Паук спасает ее же от изнасилования толпой латиносов и заслуживает поцелуй вверх ногами в чуть приспущенную (или приподнятую) с губ маску и девичьи счастливые слезы под дождем, подкрепленные грудью четвертого размера снизу, намокшую сквозь маечку.
Опустив долгие сюжетные разговоры, Гоблин узнает, кто такой Человек-Паук и почти до смерти пугает тетушку Паркера (которая, в ходе его визита, похоже, кричит что-то вроде "Изыди!") и похищает девушку, вызывая тем самым Паука на окончательную разборку, которая, собственно, и происходит. Спайдер-мен одновременно спасает и девушку и фуникулерную кабинку, сплошь набитую детишками и вступает в схватку с Гоблином в каком-то старом полуразрушенном здании. Драка, как и весь фильм, строго отвечает законам жанра - сначала Зло избивает Добро до неслабой икоты, потом Добро опоминается и начинает в ответку пи..дрячить Зло. И Зло умирает, заколотое и приколотое к стене своим же летательным аппаратом, упрашивая Паука не говорить сыну, кто же он такой на самом деле. Паук молчит, но в этом молчании четко просматривается обещание.
Предпоследняя сцена - кладбище, Гоблина (отца лучшего друга) хоронят рядом с дядей Паркера. Сын, не подозревающий, что Гоблин и был его отцом, подходит к Паркеру, обнимается с ним и обещает жестоко покарать паука, как только установит его личность. Сам Паркер молчит и видит Мэл (?). Она подходит к нему и со слезами на глазах говорит, что только сейчас поняла, что он - Паркер, на самом деле единственная любовь ее жизни. Паркер рад, целуется, но потом вдруг почему-то говорит, что может быть ей только другом. И уходит походкой прозревшего Нио из "Матрицы", с замедленной раскадровкой, суровым выражением лица и голосом дядюшки за кадром "Помни, сынок, чем больше сила - тем больше и ответственность!".
Финальная сцена - Спайдер-мен несется над городом, повторяя основные мультяшные трики - пролет над какой-то авеню, с выбросом паутины с двух рук, тройной оборот ("солнышко") вокруг стрелы огромного строительного крана, быстрая пробежка по стене в фирменном стиле и взлет куда-то вверх, с выходом из кадра...

Теперь же о главном - почему я назвал "Spider-man" чуть запоздавшим Блокбастером Миллениума. Компьютерная графика наконец переступила ту черту, которая отделяла ее от "едва заметной" до "полностью Ставшей (фильмом)". Собственно, я и шел на "Паука" только ради того, чтобы посмотреть на нее. И она себя с лихвой оправдала. Безоговорочно - лучшее из всего, что было. "Звездные войны", "Юрские парки", "Матрицы" и многие другие - безусловно, великолепны в исполнении, но "Спайдер-мен" начинает новый отсчет в качестве. Распрыжки Паука, его ползание по стенам, тот action, с которым он его делает, засинхрованность компьютерной анимации и обычных живых актеров - все это на новом уровне. Равно как и костюмы Паука и Гоблина - крайне добротно и вызывает только восхищение.

Фильм, на который стоит идти одному, если принято решение идти.

Current music: Ahi-Vzdohi-Vs-L.Chernikova - Ya Dura (rebenok negnii)