Zadira
11:17 04-07-2016
[изображение]

Пишу диплом по теме работы с прокрастинацией. И перед этим, как водится - делаю опросы "а как у вас сейчас обстоят дела с нею?". Получаются достаточно интересные результаты.

Обычно "работа с прокрастинацией" автоматически вызывает ассоциацию с книгами по тайм-менеджементу, по самоорганизации, по самомотивации и так далее. И, разумеется, незабвенный посыл "Соберись, тряпка!". И надо сказать, что есть те, кому это действительно помогает. Как правило это происходит в тех случаях, когда человеку не хватало каких-то практических навыков, подсказок как можно структурировать свою работу и свое расписание, не хватало верных, очень значимых для него слов мотивации.

Вторая группа людей - это те, кого прокрастинация... устраивает. Да-да. Устраивает. Потому что они относятся к так называемым "активным прокрастинаторам": людям, у которых происходит прилив сил, активности и способности максимально сконцентрироваться на задаче только когда подошел "последний срок". Как правило - они все успевают и для них "проблема прокрастинации" - не проблема. Да, они осознают, что у них такой способ решать дела, но он их не беспокоит или беспокойство очень мало. И им тоже совершенно не требуется помощь психолога.

Третья группа - это люди, которые перепробовали на себе кучу методик из всех доступных книг, вебинаров, тренингов и так далее. Только эти способы либо у них не работают, либо работали какое-то очень недолгое время, а затем перестали. Да, среди них могут быть "активные прокрастинаторы" - но их отличие от второй группы в том, что здесь для человека такой способ действия - не органичен. Он неудобен (мог быть хорош раньше, но сейчас хочется научиться делать иначе. Самое же главное - простое "раздели слона на маленькие кусочки и ешь каждый день по одному" - у них не работает).
Вот здесь и может помочь психолог - понять, что на самом деле стоит за таким самосаботажем. Почему, при осознании дела "важным, нужным, полезным", человек не делает ничего для его решения. Понять, что может помочь или помешать найти ту мотивацию, которая сдвинет дело с мертвой точки.

Особенно для меня стало ценным и интересным то, что даже простая беседа по опроснику, которая занимает от 20 до 40 минут оказывается очень полезной самим респондентам. Человек начинает осознавать, как и что у него работает. Что в этом важно, а чем можно пренебречь. По сути получается, что этот опрос выводит на уровень сознания привычные механизмы, привычные паттерны поведения и это уже полезно само по себе.
Поучительный опыт.