Zadira
15:14 30-11-2016
Читаю сейчас исследования по мотивации и в этом исследовании есть такая интересная мысль: успех или неуспех дела человек объясняет, используя несколько параметров. При этом, опираясь на опыт и свое понимание этих параметров, человек делает выводы о своей успешности-неуспешности, наличии или отсутствии способностей.
Причины, с помощью которых человек объясняет свои успехи и провалы, разделены на следующие группы:
1. Контролируемая, внутренняя, стабильная - отношение к учебе/работе (усердие/лень)
2. Контролируемая, внутренняя, нестабильная - старание в данный момент
3. Контролируемая, внешняя, стабильная - помощь или предвзятое отношение контролирующего человека (учителя, начальника и так далее)
4. Контролируемая, внешняя, нестабильная - помощь от других людей в момент выполнения задания
5. Неконтролируемая, внутренняя, стабильная - способности к данному делу
6. Неконтролируемая, внутренняя, нестабильная - физиологическое и психологическое состояние в момент выполнения задания
7. Неконтролируемая, внешняя, стабильная - сложность задачи
8. Неконтролируемая, внешняя, нестабильная - случай (везение, удача)

При этом исследователи пришли к выводу о том, что наиболее полезно для человека объяснять успехи, ориентируясь на внутренние причины успеха, а вот неудачи объяснять внешними. То есть если вы хорошо сдали тест, то полезнее будет принять этот успех на счет своих способностей, своего усердия в учебе и так далее. А в случае неуспеха - полезнее понять, где вы вложили меньше усердия, в каком состоянии вы делали этот тест и тому подобное.

Интересная идея, хотя и неоднозначная.
Комментарии:
poncha
15:58 30-11-2016
Я где-то читала статью на эту тему, что с точки зрения защиты психики лучше объяснять успехи своими усилиями, а провалы - чужими. И что это естественное желание человека (показать, что он-то хороший, а все вокруг ему мешают). Но с другой стороны, такая позиция показывает явный перекос в сторону своего эго, это во-первых, а во-вторых, в этом случае человек имеет много претензий к внешнему миру, который в общем-то, ничего плохого ему не желал.
К сожалению, не помню, где я такое вычитала...
Zadira
16:45 30-11-2016
poncha
Да, это первое возражение, которое приходит на ум. Но в этой теории меня скорее подкупает то, что помимо отнесения неудачи на "внешний мир" их еще можно объяснять и внутренними, которые при этом ситуативны и не влияют серьезно на самооценку человека.
К примеру: я пришел на экзамен слишком усталым, я не приложил достаточно усилий к подготовке в этот раз... это все объясняет причину моего провала без обвинения окружающего мира в моих бедах и без негативных последствий для моей самооценки. Ведь у меня по прежнему есть способности к этому предмету, у меня по прежнему высокое усердие к учебе в целом и так далее.
Вот это для меня наверное прозвучало как возможные способы рассказа о неудаче, когда неудача не затмевает собой всё при этом.