якотик
21:44 23-11-2017
Пиктомир, программирование для детей.

Я уже как-то играла с Кумиром тех же авторов, не особо впечатлило, кроме поля, на котором можно рисовать. А это Пиктомир, для самых маленьких. По отзывам: "Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей".

Вот это "спокойно давать детям, не умеющим читать" вроде как должно было насторожить. Не припомню случая, чтобы наличие текста где бы то ни было делало детей беспокойнее. Родителям же отсутствие текста может показаться неудобным, но на скриншоте нарисованы кружочки с вопросами, так что наверное там есть справка.
Она не работает. Да, переустанавливала. Да, все нужные элементы Visual C++ имеются - собственно, Пиктомир сам их и установил. Да, их переустанавливала тоже. Справка не работает. Ладно, не важно. В конце концов, игра для детей с шести лет, даже я наверное смогу разобраться что там и как.


Интерфейс красивый, непонятный, скорость настраивается, музыка не отключается - только убавляется звук. Эффекты тоже "убавляются", при этом команды падающие в копилку продолжают "плавать", так что в чем суть этой настройки - понять не удалось. В первом же задании поле для команд расположено в два столбца, команды при этом добавляются строчками слева направо. Информации об этом нет, так что сперва пытаешься укладывать команды в столбик. Кто угодно будет так пытаться, и ребенок тоже, особенно не умеющий читать. На этом первые неочевидности заканчиваются, и идет обучение.

Итак, пакет Базовый. Задания простые, потом сложнее, потом повторяются для закрепления, немного видоизменяя поля ввода или поля для движения робота. Появляются новые команды - повторители, снова проходятся те же задания, только уже с повторителями. "Учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей" - не представляют себе малыша, которому можно объяснить, на кой черт бот обходит одни и те же квадраты по десятку раз, вместо того, чтобы просто проехать вокруг и закрасить все что нужно. Особенно тупо выглядит, когда проверяя алгоритм это протыкивается по шагам.


Так мы успешно преодолеваем все этапы и приходим к пятому "Головоломки", которые характеризуют как уровень для одаренных детей. Ну, что сказать... Я дитя явно не одаренное.

Там новые команды, целых четыре, и задание, которое уже было в прошлые разы. И по аналогии - меняется поле или для робота, или поле для ввода, и по логике - это все-таки обучающая игра для детей, новые квадратики должны заменить и упростить одну из уже пройденных команд. Что же они делают? Справки нет. Информации в сети нет. На официальном сайте информации нет. Прохождения на ютубе нет. Есть печальный крик мамочки в официальной группе вк: "Что же означают эти квадраты?!" - но и там ответа нет.

Если тыкать наугад, то можно выяснить, что зеленый порезанный всегда разрешает действие, а красный кирпичный никогда не разрешает. Зеленый сплошной и синий сплошной не так очевидны: иногда действие разрешает один, иногда другой. Чтобы оба сразу - такого не было, но уловить логику, когда работает синий, а когда зеленый, не удается. Вроде как подсказка в том, что квадратики совпадают по цвету с плитками, а кирпичный наверняка означает стену, то есть где-то там точно должен быть смысл. Это единственная причина, по которой не удаляешь с проклятьями эту чертову программу, а решаешь продолжать.

Третье задание я почему-то прошла, хотя получился бесконечный цикл, который должен был врубить меня в стенку. Но не врубил. Возможно, это связано с тем, что ломаных плиток дальше не было? Подумала я и вернулась на второе задание. Но нет, там цикл срабатывал как надо и робот неизменно ломался. Как и в четвертом задании. А в пятом опять прошла, и тоже с бесконечным циклом, и в седьмом тоже, и в восьмом. В восьмом особенно очевидно, что ломаные плитки и правда какие-то особенные. А на шестом наконец-то становится ясно: плитки нужны, чтобы привязывать к ним определенные команды!
(Кто не понял ни слова до этого, пусть когда начнет играть "Головоломки", сразу идет на шестое задание. Потому что по предыдущим пяти невозможно даже догадаться, что от нас хотят.)

Хотя на самом деле и после этого далеко не все ясно. Скажем, если на кирпич поставить команду "поворот" и повторитель "два раза", бот поворачивается один раз. Если то же самое поставить на любую другую плитку - два. Если на ломаные зеленые плитки поставить событие "красить" и отправить бота, он красит и зеленые сплошные тоже, и синие. Если ставить на зеленые сплошные - то же самое. Зато если при сплошных запустить повторитель "бесконечность", то бот непременно врежется в стену, с ломаными при тех же условиях почему-то не врезается. Справка могла бы помочь, но одаренному шестилетнему ребенку она ни к чему.


В пакете "Алгоритмика, Игра 1", задание 2 хронически не выполнено Причины этого неизвестны. Больше вроде проблем нет. Но нет и квадратов, что печально, потому что мануал в сети имеется только на "Алгоритмику".


Чуть не забыла упомянуть. Еще эти панельки, где вводятся команды, могут плавать вверх и вниз. Но лучше их не трогать, а то все начинает залипать и приходится перезагружаться. Но если не трогать, то можно не узнать, что в самом верхнем поле есть возможность выставить цикл. Еще номера заданий обрезаются, прямо как на скриншоте с официального сайта https://www.niisi.ru/piktomir/. Нет, это не скриншот криво обрезан, оно так и есть, некоторых номеров даже совсем не видно. И окошко по размеру не регулируется, но на фоне всего остального это уж совсем мелочь. Особенно на фоне пожирания ресурсов процессора, в этом пиктомир крут как никто. Куда он их девает - остается только догадываться.

Если кто-нибудь мне будет говорить про науку и образование в России, я им порекомендую эту разработку российских ученых. Весьма наглядно и занимательно.