Ну, раз уж сегодня день начался с китайской лиричной музыки, то ещё немножко продолжу за Китай! Фильм, который в своё время очень сильно резанул, ибо отличается бритвенной остротой восприятия...Красивая, но горькая и жестокая картина.
Фильм – «Полководцы», 2007 год, режиссёры - Питер Чан, Вэй мэн Йип.
[изображение][изображение][изображение]
Предупреждаю сразу – вещь очень тяжёлая. С детьми фильм смотреть не рекомендуется, а также противопоказан он людям нервным и впечатлительным.
Хотите увидеть, какова война на самом деле? Нет, не красивая и эпичная, как в толкиеновской трилогии, не сражение хитроумных стратегов, как в «Битве у Красной скалы», и не героическая, как в легендарных «Звёздных войнах»…
Хотите увидеть её истинное, безобразное, чудовищное лицо, во всей её неприглядности? Нет, вы, правда, этого хотите?..
Тогда смотрите «Полководцев».
Не убьют здесь, так убьют там,
Или по-зверски искалечат.
Война любого превратит в скота,
А ты твердишь про победу и вечность!
Маргарита Пушкина.
…Китай. 19 век. Поздняя эпоха Цинь. Тайпинское восстание. Затяжная война, что длится уже 14 лет, унёсшая, ни много, ни мало, 70 миллионов жизней.
Больше, чем Вторая Мировая война…
По пустынной земле бредёт человек с опустошённой душой и мёртвыми глазами, под палево-серым, словно бы слепленным из глины, небом. Долгая дорога, уходящая за горизонт. Вытянутые арки ворот, словно Врата Ада. Пыль и гарь. Серая, пропахшая пожарами равнина. Низко нависающее над ней, и давным-давно сгоревшее небо. Кадры, словно припорошенные пеплом – кажется, ещё чуть-чуть, и он захрустит на зубах.
Трупы, вороньё, мародёры, выбирающие оружие из груды мёртвых тел. Живые люди с угасшими глазами и застывшими лицами, мало, чем отличающиеся от мёртвых. И – тишина, которая хватает тебя за горло, и душит мягкой, тяжёлой лапой…
[изображение][изображение][изображение]
Кто он? Генерал Панг, только что потерявший всё своё войско. Все его боевые товарищи, которых в Китае называют не иначе, как «братьями», остались лежать там – на безымянном поле. Союзная армия Куи предала – её люди стояли и смотрели на развернувшуюся бойню, не делая никаких попыток вмешаться. Будь проклята война! Будь прокляты Куи!
И в это тяжкое время, когда умереть намного легче, чем выжить, Панг принимает решение жить – чтобы остановить войну. Впрочем, под силу ли это одному человеку?..
Ай, хороши вы, генеральские сапожки! Приглянулись молодому и горячему парню, Янгу. Да только не так-то легко оказалось их снять! Поражённый боевой сноровкой бывшего генерала, Янг ведёт его к старшему брату, Эр Ху, под началом которого собрался лихой люд, промышляющий грабежом. Время военное, как ещё прокормиться? Вот и грабят его люди армейские обозы, не делая различий между тайпинами и императорскими войсками.
[изображение][изображение][изображение]
Небольшой посёлок надёжно спрятан в горах. Именно туда приезжают после удачного налёта Панг и Янг. Янг замолвил словечко перед старшим братом – на него произвело большое впечатление военное мастерство Панга, преподавшего ему важный урок: «Убьёшь командира – обезглавишь войско!».
Однако радость победы оказалась недолгой – ночью на деревню напали отряды армии Куи. Её солдаты не только отбирают украденную провизию, но и разоряют посёлок. «Я тебе в матери гожусь!» - отчаянно кричит женщина, закрывая собой вход в дом. – «Почему вы нас грабите?!»
Молчат мужчины посёлка. А что сделаешь, если у противника – ружья, а у тебя - только мечи да луки? «Неужели вы думали, что мы дадим вам воспользоваться награбленным?» - усмехается командир. Прокатилась погромом по посёлку армия Куи. Всё выгребли – подчистую.
Тишина в посёлке – не слышно ни рыданий, ни плача…Вот такое немое горе ужаснее любых слёз. Женщины роются в пыли, собирая рассыпанные рисовые зёрна, и голосит ребёнок с разодранной в кровь щекой…Как жить, если впереди – только голод и нищета?..
[изображение][изображение][изображение]
И тогда Панг предлагает Эр Ху: «Идём служить императорским войскам! Вам дадут оружие и провизию! Вы сможете кормить свои семьи! Вас уже никто не посмеет грабить!»
Ему поначалу не верят. Как же, сам из армии сбежал, а теперь туда зовёт! И тогда Эр Ху предлагает скрепить кровью соглашение о вечной дружбе – и стать «кровными братьями». Вот только не своей кровью связывают друг друга Эр Ху, Янг и Панг – нет, чужой. Убийство чужаков – странников должно связать их крепче канатов, ибо для «братьев» только жизнь своих имеет значение. «Кто посмеет посягнуть на жизнь брата – умрёт!» Вот только одна кровь тянет за собой другую, и, глядишь, утопит тебя в ней с головой…
Сказаны слова кровной клятвы, и банда Эр Ху принимает сторону императорских войск.
Да, теперь они не бандиты, что грабят и убивают, чтобы выжить – они «армия Шань», подчиняющаяся Пангу. А у него своя цель – покончить с восставшими, и вернуть стране мир. Но пока для этого ещё ой, как далеко…
А впереди - жестокое сражение, когда против 800 солдат армии Шань встаёт 5 000 войско…И отчаянный план Панга помогает одержать победу – да, даже с луками против ружей и пушек.
[изображение][изображение][изображение]
И - завертелось, покатилось, понеслось…Одна схватка за другой, битва за битвой, сражение за сражением…
Кровь и ужас битвы – отрубленные конечности, хлещущая из ран кровь, пушечные ядра, с холодной жестокостью разрывающие людей и лошадей на куски…Боевая ярость и торжество победы – и тут же, на этом же поле боя – безмерное отчаяние, когда случайная пуля рвёт в клочья родного человека…
Вот оно, кровавое месиво сражения. Вглядитесь! Вот так, целенаправленно и методично действует мясорубка войны. Для неё нет правых и виноватых – только живые и мёртвые. И она, как может, увеличивает число последних.
Больше. Больше. Ещё больше! И теряющиеся в тумане поля, заваленные мертвецами – закономерный итог этой бездушной бойни.
[изображение][изображение][изображение]
Что сказать матери, которой принесут с войны горсть серебряных монеток, да табличку с именем сына?! Вот она – цена гражданской войны…Ах, как горек ты, вкус победы!
Врываясь в мятежную крепость, бывшие бандиты рыщут в поисках поживы. Мародёрства и зверства сопровождают армию Шань, но Панг не желает этого терпеть. Он заставляет Янга убить двух солдат, виновных в насилии над девушками.
«В армии Шань никто не посмеет обидеть гражданское население!» Его приказ поначалу встречается в штыки Эр Ху. «Мы же всегда так делали! Это война! Они – враги!» Тогда Панг рассказывает о своей мечте – стране, в которой нет, и не будет места насилию и убийствам, в которой люди будут свободными – и никто из них не станет обижать другого, для того только, чтобы показать, что сильнее! И Эр Ху неожиданно верит ему – верит истово, беззаветно, искренне, со всем жаром горячего сердца.
[изображение][изображение][изображение]
Вот только Панг мудрее Эр Ху. Он знает, что главенствующей верхушке страны выгодна война. Они вовсе не хотят её окончания. Они греют на ней руки, наживаются и жиреют, уверяя в своей преданности императрицу.
А армия Шань зависит именно от них – людей, которые запрещают идти на Нанкин, и не хотят решающего сражения…
-Мы возьмем Су-Чжоу! - даёт он обещание «троице стариков». – А потом мы отвоюем Нанкин!
И слышит в ответ:
- Мы запрещаем тебе!
Но упрямец Панг подступает к крепости. Осада Су-Чжоу длится три года. Голод выкашивает людей и с той, и с другой стороны. Подступы к крепости завалены мертвецами. Бойцы армии Шань готовы уже есть солому, а крепость не желает сдаваться! И тогда Панг идёт на поклон к ненавистной армии Куи – ради продовольствия, необходимого для голодающих солдат. Он заключает с Куи договор – армия Шань возьмёт Су-Чжоу, и отдаст Нанкин на разграбление «союзникам».
[изображение][изображение][изображение]
А что же Эр Ху? Он решает «стать героем». Под покровом ночи он проникает в крепость, выдавая себя за продавца опиума. Его ведут к главнокомандующему – человеку, у которого циньская власть отняла всё…
Он неожиданно оставляет Эр Ху жизнь. Более того – сдаёт крепость! Правда, с одним условием – сохранить жизнь его воинам.
Так война посмеялась над Эр Ху, и его благородными устремлениями – ему приходится убить человека, который, в его глазах, достоин уважения…
Но самое страшное ждёт Эр Ху впереди – ибо Панг, реалист и прагматик, не собирается исполнять его обещание!
[изображение][изображение][изображение]
Он отдаёт хладнокровный приказ расстрелять 4 000 безоружных, уже сдавшихся солдат! «Человек, что не держит слово – животное!!!» - пытается воззвать к его сердцу Эр Ху, не понимающий, не желающий понимать, как такой приказ может отдать человек, что говорил ему о свободе! «Нам дали провианта всего на 10 дней, и за это время мы должны дойти до Нанкина, и успеть взять город, не допустив туда Куи! Иначе жертв среди гражданского населения будет в сотни раз больше! Я не могу оставить в плену такой балласт! Он свяжет меня по рукам и ногам!»
- Брат прав, - соглашается Янг.
- Я прав, - утверждает Панг.
Но почему от этой правоты так болит душа?!! Сцена расстрела солдат – одно из самых страшных и тяжёлых мест в фильме.
[изображение][изображение][изображение]
А прекрасную цель, что движет вперёд Панга, начинает подтачивать червячок сомнений…
Это же правильно – пожертвовать малым, дабы сохранить большее. Это правильно – идти к высокой цели по трупам. Ведь она, эта цель, так велика и прекрасна! Что с того, что из-за неё кто-то пострадает? Я сделаю одну маленькую подлость – не для себя, нет! Только ради этой, заветной, выстраданной, благородной Цели! Ты идёшь дальше, продолжая уговаривать себя, кладя собственную совесть на чашу весов, и не замечаешь, как одна маленькая подлость тянет за собой другую…И ещё одну…И ещё…
И, в конце концов, маленькая подлость оборачивается большой, и втаптывает прекрасную, благородную Цель в кровавую грязь. Ибо невозможно добиться чистой цели нечистыми средствами.
Прав Эр Ху, тысячу раз прав, это глупый, недальновидный, слишком честный и верящий другим, как себе, идеалист…Невозможно купить мир чужой кровью. Придётся отдать за него свою…
Нанкин взят. Закончена война. Ярким вихрем врываются краски в оживающий мир. Но власть имущим не нужен боевой генерал – и его жизнь теперь становится разменной монетой…
[изображение][изображение][изображение]
Сильный фильм. Бьющий по эмоциям, жесткий, отрезвляющий и горький.
Вот она, власть, бездушное колесо, что подминает под себя всех. Вот она, война, которая всегда кому-то выгодна. И никто ничего не сможет изменить в этом, прогнившем насквозь мире, где мечта о свободе всегда останется только мечтой – потому как подлости, злобы, коварства и лицемерия хватит, чтобы завалить эту мечту трупами.
[изображение][изображение][изображение]
Три брата, что стояли горой друг за друга на поле сражения…Герои, остановившие войну. Братья, связанные кровавой клятвой, что утащила их за собой, в мир иной. Таковы они – «Полководцы».