Тень в сумерках
18:19 14-01-2018 Симадзаки Тосон. Нарушенный завет.
Вот, раз уж решилась перетащить из Дайрей сюда свои впечатления, то прихвачу и то, что писалось по тэгу "Книжное"))) Как знать, может, кто-то тоже захочет почитать, или уже читал, и тогда будет интересно сравнить впечатления)))
Вот и прочитала я книгу Симадзаки Тосона, «Нарушенный завет». Закрыла последнюю страницу, и захотелось этим необыкновенным произведением поделиться. Уж больно взволновала меня эта книга!
Написано это произведение в далёком 1906 году, и затрагивает крайне болезненные для тогдашней Японии темы…
Под морем - немножко размышлений и впечатлений, оставшихся после книги)))
Центральной темой романа – отношение к касте «эта», париев, тех, кого не принимает и не признаёт общество. Да, «эта» не входят ни в одну из групп – дворянство, купечество, крестьянство, духовенство – никто из них не желает иметь с ними дела. В чём же их преступление? Они забивают скот и выделывают кожи, то есть, по буддийским верованиям, оскверняют себя убийством живых существ. Перевод слова «эта» - «преисполненные грязи». Но вот ведь, парадокс! Для того, чтобы жить, обществу необходима та продукция, что предоставляет ему «эта», - доспехи, обувь, даже музыкальные инструменты (тот же приснопамятный сямисэн!). То есть, получается, что выпачкан в грязи только тот, кто непосредственно отнимает жизнь, а тот, кто, скажем, носит кожаную обувь – тот уже ни в чём не повинен! Лично он никого не убивал! Вы, конечно, простите, но это сильно попахивает лицемерием! Да, лично я не убивала курицу, которую покупаю в магазине, но виновата в отнятии её куриной жизни наравне с тем, кто это сделал! А здесь – перекладывание вины на чужие плечи!
Впрочем, культура чужая, обычаи свои…Так сложилось, что «эта», или – «хинин», оказались вне общественных границ. Их не считают за людей. Им запрещено переступать порог чужого жилища. Они же нечистые! Они живут в своих посёлках, и если кто-либо из них, случайно, окажется в общественном месте, и оскорбит других своим присутствием, его прогонят, а след посыплют солью. Как вам такая жизнь? Впечатляет, не правда ли? Выбиться в люди, если ты «эта» - невозможно. Ты не можешь покинуть границы касты. И ты, и твои дети будут обречены жить такой вот жалкой жизнью…Ужасное положение!
Главный герой романа – Сэгава Усимацу, школьный учитель. Он – выходец из касты «эта». Его отец уехал из посёлка, и долгое время скрывал своё происхождение. Именно благодаря тайне ему удалось пристроить сына в хорошую школу, дать возможность закончить колледж, и приобрести пускай не слишком денежную, зато уважаемую профессию. Сэгаву любят дети, он на хорошем счету у коллег, он умный, добрый, чуткий человек, отзывчивый к чужому горю, потому как сам вдосталь им нахлебался. Единственный завет, оставленный ему отцом: «Храни тайну!» Никто никогда не должен узнать правды! Никто не должен узнать, что он – «эта»! Эта необходимость скрывать своё происхождение давит на него тяжким грузом. А что, если обман раскроется?!! То, что тогда произойдёт, он ясно видит, когда богатого «эта» выставляют из пансиона. Даже деньги не помогли – жильцы в гневе прогоняют больного человека!!! Он из «эта», он не смеет проживать в пансионе с нормальными людьми! Пусть знает своё место!
Эта сцена болью отзывается в душе учителя. Он съезжает из пансиона, и снимает маленькую комнатку в храме Рэнгэдзи, буддийской секты Синсю – единственной секты, куда допускались парии…
А события идут своим чередом. Школьное начальство недовольно Сэгавой – на его место директор прочит своего племянника. Вот только где бы найти повод, чтобы лишить его места? Тучи сгущаются…
Единственный маячок света для Усимацу – это Учитель, Сэнсэй с большой буквы, Иноко Рэнтаро. Он в открытую заявляет о своём происхождении, и говорит о том, что «эта» - такие же люди, они не животные, не существа низшей расы, заслуживают равных прав и уважительного к себе отношения. Его книги раскупаются, его речи зажигают сердца людей, в обществе идут споры – а традиции всё равно сильнее... Его книга – «Исповедь», становится настольной книгой Усимацу. Он верит Учителю, но страх настолько глубоко въелся в его плоть и кровь, что даже ему он не смеет признаться в общей беде – принадлежности к «хинин»…
Рэнтаро мужественно ведёт борьбу, он пытается расшевелить людей, проводит предвыборную кампанию. Там-то Усимацу встречает его оппонента, Такаянаги – человека без стыда и совести, тайно женившимся на дочери богатого «эта», чтобы получить средства для своей предвыборной кампании, и скрывающим происхождение жены. Подлость побеждает смелость, честность и отвагу – после пламенной речи Рэнтаро подстерегают нанятые его противником люди, и убивают. Но дело его живёт – население города возмущено бесчестным поступком, и Такаянаги всё-таки арестовывают.
А сплетня уже выпущена на свободу. Как! В уважаемой всеми школе тайно скрывается «хинин»! Сэгава слышит ехидные шепотки за спиной: «четвероногий», «нечистый», «грязь», «существо низшей расы» - кольцо насмешек и травли всё сильнее сжимается…Потерять уважение коллег, любимой девушки, друга, быть выкинутым вон – как такое можно вынести? Нет, невозможно…Сэгава всерьёз задумывается о самоубийстве.
А рядом разыгрывается не менее грустная история – старый школьный учитель покидает школу, и даже не получает пенсии. Его семья влачит поистине жалкое существование – дети живут впроголодь, жена тащит на плечах разваливающееся хозяйство, а сгоревший от безысходности Кэйносин только и может, что пить…Образ, очень похожий на Мармеладова из романа Достоевского, «Преступление и наказание». Его семья старается выбиться из нищеты, однако, увы – безуспешно. Единственный светлый луч в жизни старика – дочь Осио, которую взял под своё крыло настоятель храма Рэнгэдзи, да вот только, оказывается, вовсе не доброе сердце двигало настоятелем…
И вот – дело движется к финалу. Смерть учителя придаёт Сэгаве смелость. В классе, при учениках, он честно раскрывает тайну своего происхождения, даже зная, что будет в тот же миг уволен из школы. Его речь – это самые сильные страницы романа.
«Вам уже 15-16 лет; это не такой возраст, когда совсем не знают жизни. Пожалуйста, запомните получше мои слова. В будущем, когда лет через пять – десять вам вдруг придут на память школьные годы…вспомните, что в 4 классе старшего отделения вас учил учитель Сэгава…что, до тех пор, пока этот учитель не открыл своего происхождения, он в день Нового года пил праздничную наливку так же, как и вы; в день рождения императора пел гимн так же, как и вы. И всегда желал вам счастья и жизненных успехов. Теперь, когда я сделал такое признание, вам, наверно, покажется, что моё присутствие оскверняет вас. Но, знайте, хоть я и низкого происхождения, всё же я учил вас каждый день, стараясь, чтобы у вас были хорошие взгляды и помыслы. Хотя бы ради этих моих стараний простите мне то, что было до сих пор.
Я очень виноват, что до сих пор скрывал. Расскажите, как я повинился перед вами, и признался…да, я – «эта», я – тёри, я – нечистый».
Всё-таки есть вещи, которые не зависят от происхождения. Человеческое достоинство – это одна из них. И вот это человеческое достоинство Усимацу Сэгава смог сохранить.
Роман – трудный, особенно – в плане эмоциональном, однако и след оставляет в душе очень серьёзный. Очень рада, что сумела прочитать эту книгу. Кто знает, может быть, она понравится и вам.