Санди Зырянова
21:49 09-02-2018 Ванденберг. Зеркальщик
Когда постоянно натыкаешься на Филиппа Ванденберга, логично, что у тебя возникает мысль ознакомиться с Филиппом Ванденбергом. И я взял в совином храме "Зеркальщика".
Действие происходит в 15-м веке. Автор поставил себе интересную задачу: описать мировосприятие людей, когда на их глазах меняется буквально все, чем они жили, но люди еще не привыкли к этому. Они столетиями знали, что надо плыть на Восток, чтобы попасть в Индию, а теперь узнали, что можно плыть на Запад и тоже попасть в Индию. О том, что они таким образом скорее попадут в Америку, в 15-м веке не думали.
Почему Зеркальщик - потому что в те времена зеркала стоили дьявольски дорого. Хрупкие, трудоемкие, вредные, с огромным процентом брака. Мастер зеркал, конечно, мог рассчитывать если не на положение в обществе, то на состояние.
Ну, и куда ж без этого - полная приключений жизнь мастера, который то заелся с бывшим компаньоном, так что тот поджег его мануфактуру, то зачем-то отправился в византийский Константинополь, рассчитывая выгодно выдать замуж 14-летнюю дочь. Сам он тоже в свое время женился на 14-летней и сильно удивлялся, что она после рождения ребенка (которого он очень старался сделать) заболела и вскоре умерла.
Что я хочу сказать... Византия существовала до 1453 г. ГГ делает свои записки в 1488 г. Либо ГГ прожил очень долго - а из его рассказа следует, что он был уже в возрасте, когда происходили главные события, либо автор недорабатывает.
Там очень много накручено. Мистика с особыми зеркалами и предвидениями. Китайцы с порохом и печатным станком, ватиканские высокопоставленные духовные лица, невероятная красота юной дочери, которая еще и немая и которую вечно то похищают, то она сама сбегает от папы, чтобы он ее не пытался продать очередному жениху, интриги, словом, водоворот. И все равно не чувствуется необходимости этих событий. Когда читаешь "Имя розы", видно очень глубокое погружение в мир прошлого - судя по запискам самого Эко, он действительно в него закопался по уши. Когда читаешь Ромэна Сарду, там тоже накручено, это приключенческие романы с историческим колоритом, но накручено логично и интересно. А от "Зеркальщика" я просто устала. Он не дает эффекта присутствия, как Имя розы, и не затягивает, как тот же "За грехи наши". В него приходится насильственно вчитываться, чтобы не потерять нить, и я не вижу, чтобы книга мне что-то давала взамен.