Basilews
15:31 03-03-2018
В ожидании комиксов American Anthology накатал о взаимосвязях между берроузовскими сериями.

То, что основные серии Берроуза взаимосвязаны, для меня лично было откровением - такого я не ожидал в далекую до-Marvel/DCшную эпоху с ее вездесущими кроссоверами и гостевыми ролями. Я читал тогда, собственно, только барсумскую серию и даже сначала не понял, о чем речь. Но это факт.

Итак: во-первых, существует прямой кроссовер - "Тарзан в недрах Земли", который занимает место точно по центру пеллюсидарской серии, а в тарзаньей идет тоже где-то в середине. Начинаясь как типичный тарзаний роман, он на самом деле продолжает пеллюсидарскую историю и сам имеет два продолжения, но идея засунуть Тарзана под землю была оч. правильная - он там встречает милых его сердцу обезьян, а также диких зверей, пещерных людей и столько приключений, сколько не во всех африканских романах бывает. Как Берроуза посетила такая идея и почему она его больше не посещала, мы никогда не узнаем. Возможно, он наткнулся на нее в силу особенностей своей работы. Берроуз запускал какую-нибудь книгу (иногда дуплетом) и смотрел, что получится, а сам брался за что-нибудь другое; если выстреливало, он периодически возвращался к этой теме. Поскольку основных серий было несколько и они выходили более-менее одновременно, он мог в качестве небольшого фансервиса делать в них отсылки друг к другу. Эти отсылки идут в прологах к романам, и хотя на настоящий кроссовер они не тянут и даже не знакомят героев друг с другом, но создают ощущение единой вселенной.

В этих отсылках серии связывают два человека. Первый - это сам автор, которого Ричард Люпофф в своей классической биографии Master of Adventure пишет в кавычках, чтобы отличать от реального писателя. Этот "Берроуз" позиционирует себя как человека, который просто знаком с разными замечательными людьми и записал их рассказы, ничего не добавляя от себя. Упоминаются целые рукописи, которые были получены в готовом виде или продиктованы по радио или еще как-нибудь. "Берруз" лично или по переписке знаком со всеми своими героями. Джон Картер приходится ему дядей, а Улисс Пакстон - второй американец на Марсе - прислал оттуда письмо (каким образом - загадка). Дэвид Иннес лично пересказал ему первую книгу "Пеллюсидара", а вторую продиктовал сайдкик Иннеса - Эбнер Перри - по телеграфу. Карсон Непьер (венерианская серия) заезжал к нему перед своей экспедицией. Неизвестно, в каких отношениях он был с Тарзаном (в той серии нет прологов или эпилогов), но в кроссовере Джейсон Гридли говорит Тарзану о "Берроузе" как о "человеке, чье имя вам хорошо знакомо". Наконец, каспакская трилогия больше никак с другими произведениями не связана, но именно "Берроуз" находит бутылку с рукописью Боуэна Тайлера - героя первой части - а затем лично участвует в спасательной экспедиции в южные моря.

Но одна точка не делает прямой, и тут на сцене почвляется Джейсон Гридли - персонаж такой же вымышленный, как и "Берроуз". Гридли - радиолюбитель, который пытался установить связь с Марсом, а поймал Пеллюсидар, его звездный час наступает в кроссовере, где он выступает главным героем наравне с Тарзаном, а в конечном итоге он "установил связь" между четырьмя сериями. Итак, поехали: Гридли впервые появляется в прологе к роману "Танар из Пеллюсидара", где мы видим его и "Берроуза" в его радиолаборатории. Гридли достает "Берроуза", чтобы тот признался, что Гелиум и Пеллюсидар - это выдумки, при этом продолжая крутить свою машину в поисках сигнала с Марса. Вместо этого он находит сигнал Перри из Пеллюсидара и принимает историю, которой и посвящена книга. После этого он отправляется в Пеллюсидар вместе с Тарзаном (кроссовер), а "Берроуза" оставляет на хозяйстве, попросив приглядывать за аппаратом, который продолжает работать (пролог к "Воину Марса"). Затем "Берроуз" ненадолго уезжает в Аризону (видимо, та самая поездка, когда Джон Картер пересказал ему "Мечей Марса"), а по возвращении обнаруживает, что аппарат принял сообщение с Марса от Улисса Пакстона, за которым послали, потому что Картера не было в Гелиуме (что логично - он был в Аризоне). Благодаря волнам Гридли "Берроуз" принимает две истории - "Воина Марса" и "Искусственных людей Марса". Тем временем кроссовер продолжается сначала приключениями фон Хорста - немецкого лейтенанта, который отбился от экспедиции - а затем самого Дэвида Иннеса, который его нашел и потерялся сам. Но это не все. В прологе "Пиратов Венеры" - между письмом Карсона Непьера и визитом самого Непьера (который, кстати, обратился к "Берроузу" именно из-за его инетерса к Марсу, хотя Гелиум он не упоминает) - Джейсон Гридли сообщает "Берроузу" о том, что фон Хорст нашелся. И тут мы имеем первый реткон в берроузовской вселенной, потому что в кроссовере Гридли решает остаться в Пеллюсидаре и искать фон Хорста, а в "Пиратах" объясняется, что его отговорили от этой затеи, потому что Иннес обещал сам снарядить экспедицию (что он и сделал).

Наконец, Гридли и его изобретение играют ключевую роль в завязке лунной трилогии 100 лет спустя, где рассказывается, что благодаря волнам Гридли Земля и Марс вступили в контакт и даже пытались обменяться кораблями.