Санди Зырянова
16:51 10-04-2018 "Ловец Душ", "Кровавый Корсар" и "Разведчик Пустоты"
Прочел трилогию А. Дембски-Боудена про Повелителей Ночи в 40-тысячных.
"Ловец Душ", "Кровавый Корсар" и "Разведчик Пустоты".
Очень тяжелое чтиво, тяжелое психологически, иногда физически болезненное. Тот момент, когда надо остановиться и не глотать неразбавленное, но подлец АДБ пишет так, что не оторвешься.
Века славы легионов давно прошли. Назвать отступников, прячущихся в Оке, жалкими последышами язык не повернется, но похоже, что они сами себя чувствуют таковыми. Талос мечтает возродить дни славы Повелителей Ночи, не понимая, что эта слава держалась на ложной идее повиновения через страх. Страх как раз убивает мораль, которую пытался привить нострамцам Ночной Призрак. Верности Септимуса и Эвридики, а также Узаса Талос добивается благодаря остаткам человечности, но не видит этого.
Характеры очень интересно поданы, даже многогранно. Воспринимать ГГ как полностью отрицательных персонажей трудно, потому что им в какой-то мере свойственны и разум, и верность, и братство, и даже сочувствие. Даже Узас, вроде бы на первый взгляд совершенно безумный, оказывается способным на понимание и благодарность. Жаль, что Кирион его этак подставил, Кирион, по-моему, куда хуже, но Талос об этом так и не узнал.
А потом они приходят к Кровавым Ангелам и позже на Тсагуальсу, бросают на смерть свой экипаж, и понимаешь, насколько чудовищными всем они могут быть *да-да, ультранасилие именно то, за что мы все любим Ваху* В какой-то момент просто отключаешься и читаешь все это кровавое порно, а потом догоняет осознание, что речь идет о человеческих жизнях и человеческих страданиях, которые за гранью.
У меня сложилось впечатление - может, благодаря многочисленным флэшбекам - что Талос и его товарищи это души, которые не научились быть душами. Они не научились этому, когда были еще людьми, и тем более не научились в легионе, ненавидимом собственным примархом. У них остаются нормальные человеческие порывы к дружбе, взаимопомощи, что-то вроде чести, какие-то поиски смысла в происходящем - недаром Ксарл перед смертью говорит, что не видит ничего плохого в поиске смысла жизни, но вся эта жизнь учила их прямо противоположному. И если организм Талоса отторгает геносемя, то в душе каждого из героев происходит вот такое же отторжение - человеческое сердце против жизненного опыта. Это истории поиска так и не найденной внутренней гармонии.