Как и американцы, мы также планировали, конечно же, поэтапное исследование Луны пилотируемыми экспедициями. Важной вехой должен был стать пилотируемый облёт Луны. Но если США использовали для этого всё тот же корабль "Аполлон", то советская программа, как это частенько было в те годы с космосом, была переусложнена и запутана. С ракетами-носителями вообще всё было сложно, а в качестве корабля для пилотируемого облёта Луны разрабатывался корабль под индексом "7К". Важным отличием его от "Востока"/"Восхода" должны были стать:
а) система жизнеобеспечения, позволяющая нескольким космонавтам провести в полете как минимум 12 суток, а то и более;
б) система маневрирования, позволяющая производить стыковку в космосе;
в) система управляемого спуска, которая позволяла бы в нужном месте навесить дополнительную абляционную защиту для торможения в атмосфере со второй космической скорости, и при этом снизила бы перегрузки с 9 до 4 g.
Где в итоге закончила вся советская пилотируемая лунная программа, не буду ругаться матом, но от корабля "7К" были взяты приборно-агрегатный отсек и спускаемый аппарат, и несколько переделан бытовой отсек - теперь он был сделан в виде шарика, там помещались невозвращаемые грузы, некоторое научное оборудование, туалет, ну и дополнительное пространство для сна. Этот трёхместный корабль получил индекс "7К-ОК" ("Орбитальный Корабль") и стал использоваться для, вы не поверите, орбитальных полетов. И выглядеть он стал примерно так:
[изображение]
Окей, не совсем так.
Это уже модификация под названием "Союз-Т" (Транспортный), что в 80-х доставлял космонавтов на "Салюты" и "Мир", и почти такие же "Союзы-МС" ныне доставляют людей на МКС. Но уже первые "Союзы" отличались от современных лишь деталями. Исчезали и вновь появлялись солнечные батареи. А, скажем, первые "Союзы", предназначавшиеся для стыковки друг с другом, а не для причаливания к станциям, не имели переходных люков - у них были штырь и гнездо "папа-мама" для жесткой стыковки, а переход осуществлялся через открытый космос в скафандрах "Ястреб". Для этого был взят за основу леоновский скафандр "Беркут" и доработан - например узкий люк был неудобен для выхода с заплечным ранцем, и ранец переехал... на ноги спереди! Ну а не всё ли равно в невесомости?
[изображение]
Выводила на орбиту такой корабль всё та же "семерка", которая получила увеличенную третью ступень и систему аварийного спасения в виде штанги с пороховыми двигателями, уводившими корабль в случае аварии ракеты на старте (один раз эта система спасла космонавтам жизнь). Эта ракета, ныне уже в модификации "Союз-ФГ", также по очертаниям уже знакома всем и каждому.
[изображение]
С "Союзом" связаны и все трагические моменты нашей космонавтики, произошедшие именно в ходе космических полётов. На первом же "Союзе" из-за конструктивных ошибок в парашютной системе погиб Владимир Комаров. А ещё на первых "Союзах" экипажи летали без скафандров (как и потом американцы на шаттлах с 1981 по 1986 годы). И однажды это "шарахнуло" - при возвращении "Союза" в 1971 году из-за разгерметизации погибли Добровольский, Пацаев и Волков. С тех пор внутри корабля на опасных участках полета космонавты находятся в скафандрах "Сокол", которые в нынешней модификации выглядят так:
[изображение]
Конечно, первые корабли существенно отличаются от нынешних по приборной части. Сначала приборные доски, как и на "Востоках", были тёплыми и ламповыми.
[изображение]
На "цифру" корабль переводился очень неохотно - тонкая электроника более привередлива к перепадам температур, перегрузок, давлений и радиации. Но тем не менее сейчас корабль "Союз-МС" полностью цифровой.
[изображение]
Но снаружи, сразу после приземления, не думаю что можно легко отличить приземлившийся "колокол" "Союза-МС-07" 2018-го года от какого-нибудь "Союза-3" далеких 60-х.
[изображение]
На снимке ниже хорошо видны обгоревшие слои абляционной защиты, один за другим принимающие на себя тепловую нагрузку во время торможения в атмосфере.
[изображение]
А ещё этот корабль участвовал в эпохальном, не побоюсь этого слова, проекте 1975 года "Союз-Аполлон".
[изображение]
На снимке выше сразу видно, какой корабль предназначался для доставки комплекса с высадкой на Луну, а какой - лишь орбитальный околоземный корабль.
Но вообще если сложить спускаемый и бытовой отсек "Союза", то видно, что с обитаемым пространством на этих кораблях всё примерно одинаково. А вот агрегатный отсек, топливные баки и двигатель корабля, конечно...
Переходный шлюз, что между кораблями, также "летел" с "Аполлоном", несмотря на то, что стартовало всё это на сильно "усеченном" "Сатурне". Но всё же "Сатурн" - это не Р-7...
Интересно решён стыковочный узел. Если использовать стандартный "папа-мама", то СССР и США, думаю, долго бы договаривались на высшем уровне, кому что.
Был разработан андрогинный стыковочный узел с лепестками, который выглядел одинаково на обоих кораблях. Очень оригинальная по сути конструкция.
[изображение]
Позже на основе неё был разработан стыковочный узел с таким же принципом для причаливания "спэйс шаттлов" к "Миру", но это уже совсем другая история, и про орбитальные станции - в следующий раз.
Stay tuned.