Зверь Ши
14:36 07-07-2018
Жабко такое жабко: нормальные люди на Фестивале вина и еды (проходит у нас в апреле) закупают вина и прочие подобные радости, а Зверь Ши книжку приволок. И глубоко счастлив. Книжка тематическая: Албена Шкодрова "Соц-гурмэ. Курьёзная история кухни в НРБ" (НРБ - Народная республика Болгария, название страны в коммунистический период).

Книжка совершенно шикарная, читается легко и содержит много всякого вкусного. Вот, например, кусочек из главы о пищевой промышленности, о формировании торговых марок (которых при коммунизме почти не было). Речь идёт о всяких "товарах по поводу", вроде "20 лет народной власти" и печенек "Бразилия" (в честь международной социалистической дружбы):
Нередко случалось, что подукт ничем не выдавал свой "поводный" характер, и всё же имел его. Заводы рутинно посвящали часть своего ассортимента большим партийным форумам, причём часто ещё на стадии формирования замысла давались торжественные обещания сделать посвящение, а результат после описывался как эффектное достижение, ставшее возможным благодаря вдохновению дерзновенностью приближающегося конгресса [Да, автор ехиден - прим. моё]. Один исторический пример подобной практики содержится в [книге] "По имени Республика": "Одни из первых коробок отборного печенья "Елица", изготовленых на новой поточной линии [увы, тут я не знаю, насколько корректен мой перевод термина], были отправлены в Народный дворец культуры в Софии, когда там открывался Двенадцатый партийный конгресс. Это был рапорт о том, что данное обещание исполнено - линия была смонтирована и пущена в действие в честь конгресса" [Андрей Видинов, "По имени Республика", издательство Профиздат, 1984г., стр. 78]. Завод "Васил Коларов" подобным образом изготовил шоколадные медали, на которых было написано "20 лет Апрельскому пленуму".
Эта практика, хоть и выглядит экзотично абсурдной, является просто маркетинговой политикой - адаптированной к особенностям коммунистической системы, где успех товара и его производителя зависят от обстоятельств и факторов, отличающихся от привлечения покупателя с помощью привлекательного названия, впечатляющей рекламы или дизайна упаковки.
Специфика социалистического производства в том, что в условиях постоянной нехватки товаров и централизированного планирования их производства нет необходимости в брендах для того, чтобы их продавать.Концепция локальных и нелокальных продуктов, породившая потребность в марках во время индустриальной революции, в Болгарии в эпоху коммунистической власти не существовала. Вследствие нехватки производстенных мощностей на болгарских заводах, реклама во многом была не нужна.


И вот тут мне стало интересно: а только ли к пищевой промышленности это относится - вот такая модификация маркетинга под условия среды?