Санди Зырянова
21:14 09-07-2018 Читательское
Зачел "Пасынков Вселенной" Хайнлайна.
Р.Х., конечно, первопроходец. Идея космического путешествия, растянувшегося на несколько поколений, была выдвинута именно им, потом уже потянулся целый шлейф. Но сдается мне, что сама эта идея для Р.Х. не столь важна. Иначе он бы раскрыл все по-другому. Упор сделан на общество - его развитие, деградацию, идею пассионарности (которая так не называется) и сотрудничества, умения верить в новое и познавать его.
Вкратце: изначальная цель путешествия к Альфе Центавра напрочь забыта, специалисты и документация утрачены из-за бунта экипажа, и вот уже много поколений бывших землян обитает внутри гигантского корабля. Сколько поколений - неясно, но видно, что очень много, потому что утрачено все: знания, мораль, понимание, память о цели, технологии. Жители распались на противоборствующие группировки, одна из которых - мьюты - еще и поражена мутациями. Возникла своеобразная религия, а ученый, разработавший корабль, почитается как божество, с чисто дикарскими чертами культа. Разумеется, однажды всему этому приходит конец...
И было бы это интересно читать, если бы автор под конец не спохватился и не ввел упоминание о женщинах. Именно упоминание. Они там не действуют, ничего не делают, им не разрешается разговаривать, у них даже нет имен, кроме одной - и то потому, что имя ей дал муж. Единственное, что мы узнаем об одной из них - умеет создать уют мужчине. Понятно, что в курс дела этих женщин не вводят, они вообще не понимают, что происходит, а к лучшей жизни за пределами корабля их просто выгоняют пинками. *Хотя у мьютов есть женщина-оружейница, которая пользуется авторитетом ввиду своего мастерства*.
Короче, все испортил.
Если бы Р.Х. хотя бы сделал авторскую ремарку на сей счет! Ведь он их делает, подчас доходя до откровенного морализаторства.
Здравствуй, общество, из которого мы никак не вырастем. Сдается мне, что Стругацкие поступили честнее, прямо признав, что не умеют писать женские персонажи. Ну не видели они, как ее изобразить - женщину новой эпохи.


Прочел "Дверь в лето".
Недодали дверей в лето и кота ) но кот сам по себе очень хорош. То есть я ожидала, что будет больше философии.
Вот это настоящая сайенс-фикшн. Здесь есть все, что потом используется фантастами как нечто само собой: криозаморозка, роботы и путешествия во времени. Причем Р.Х. уверен, что все это будет уже в 1970 - книга написана в 1957. Во всяком случае, роботы и криозаморозка точно будут, хотя последняя еще воспринимается как нечто суперновое. А в 2000 уже и в прошлое можно будет шугануть. Сейчас это читается немного наивно, но не следует забывать, что Р.Х. в очень многих вещах был настоящим первопроходцем. Современному читателю, конечно, интереснее внутренний мир героев - тем более, что развитие технологий мало его изменило, они по-прежнему хотят обычных человеческих вещей, но мыслят уже немного шире.
А люди все те же. Подлые друзья, коварные обманщицы, рассеянные изобретатели, хорошие ребята - полный комплект. И все то же, очень свойственное середине ХХ века и очень симпатичное сейчас убеждение в доброте разума. Современная фантастика куда меньше верит в человечество. Мне особо понравились некоторые очень живые моменты, когда ГГ угощает кота пивом в баре, куда нельзя с животными, и старательно делает из бармена дурака, например. И его трогательная верность коту.


Насмешило. Р.Х., канеш, произвел маленькую революцию, уяснив, что труд женщин по дому это кшмр. Но что же решил сделать ГГ? - правильно, сконструировать роботов для облегчения их труда. Мысль взять в свои, отлично для этого приспособленные, мужские руки швабру или щетку для унитаза не пришла ему в голову вот вообще. Инерция мышления такая инерция... Ну то есть понятно, что в 50-е годы в Америке женщины массово посвящали себя домашнему хозяйству, но коль уж ты способен вообразить общество с криозаморозкой и путешествиями во времени, отчего бы не вообразить общество вроде Мира Полудня или далекого темного будущего, в котором женщина будет таким же, как ты, человеком, а не оператором швабры? Ведь, по идее, развитие технологий и общественных отношений идет в связке, не отдельно и уж тем более не вопреки друг другу. Впрочем, уже то, что в те годы кто-то заговорил хотя бы об облегчении домашнего труда, было огромным шагом вперед.

Зачел "Рагнар Черная Грива" от АДБ.
Сагу о Рагнаре начал еще Уильям Кинг, но у него это были просто приключенческие истории в сеттинге Вахи, не более. Рагнар и его товарищи там еще молодые и лихие ребята, а приключения у них носят несколько залихватский оттенок, плюс Хаэгр, списанный с Гаргантюа (пасхалки - еще один повод любить Ваху), плюс прекрасные инквизиторы и навигаторы и т.д. Да и написано это все довольно давно, с тех пор мир развивался и рос, а наш любимый АДБ умеет добавить серьезной мысли даже там, где ее просто некуда всунуть. С изрядным куском хэмингуэевщины, с проблемами Расчленителей и извечным соперничеством с Темными Ангелами. И битвы тут уже не бодрое болтерпорно, а тяжелое и горестное дело, каким оно и должно быть на самом деле. Рагнар показан выросшим, хотя и по-прежнему вспыльчивым, но помудревшим. Зашло очень.

Еще зачел несколько рассказов из Омнибусов Астартес, в том числе предысторию Хелбрехта. И трагическую историю о том, как Пожиратель Миров с очень красивым именем Бардак пытался перетянуть Амита на сторону Кхорна. Бгг, кто бы согласился, с Бардаком-то, бардака и в Империуме хватает... И рассказ К.З.Данна, в котором Темные Ангелы показаны с явными индейскими корнями. По предыдущим книгам, на Калибане - рыцарское средневековье с характерной скорее для Европы лексикой и сословным делением общества. Но интересно.