показать
И если начинали китайцы со всяких бобов, сои и экзотических товаров, что было не столь чувствительно для американской экономики (хотя фермеры стонали и жаловались уже тогда, заставляя Трампа выплачивать им многомиллиардные субсидии и компенсации), то после второй волны санкций Пекин принялся за Вашингтон всерьёз.
То есть нанёс удары по стратегическим для США (этой страны-бензоколонки) направлениям экономики – по экспорту сжиженного газа и нефти.
По потреблению американского СПГ Китай занимал третье место, после Мексики и Южной Кореи. При этом в целом в 2017 году Китай по объему закупок СПГ обогнал Южную Корею и занял второе место в мире – 38 миллионов тонн, что на 46% больше, чем в 2016 году. И вот теперь США теряют доступ на этот огромный рынок.
В первом полугодии 2018 года продажи импортного СПГ с терминалов подскочили в Китае на 76%, до 6,13 млн тонн, а объемы реализации с собственных заводов упали на 11%, до 4,11 млн тонн. Так что торговая война позволит не только ответить американцам, но и поддержать собственную китайскую газовую отрасль.
Министр торговли Уилбур Росс весной заявлял: «Китаю нужно импортировать очень-очень много СПГ, и для них будет крайне логично импортировать больше газа от нас, хотя бы для того, чтобы диверсифицировать источники поставок. Это также будет иметь дополнительный эффект в виде снижения дефицита торгового баланса между США и КНР». Ога, щаз! Размечтались!
В марте 2018 года Китай купил в США 445 тысяч тонн СПГ. В июле этот объём снизился уже в три с лишним раза до 130 тысяч тонн. А в августе Китай ясно дал понять, что предпочтет не покупать новые партии СПГ из США на спотовом рынке.
Американские, кхм, «эксперты» уже уверенно заявили «Ничего страшного, мы сейчас продадим весь этот СПГ в Европу». Но, судя по тому, что Германия активно продвигает «Северный поток-2», я в этом сильно сомневаюсь.
С американской нефтью ситуация примерно аналогичная. Китай занимал второе место по закупкам нефти из США после Канады (уверенно потеснив Мелкобританию и Нидерланды, занявшие третье и четвёртое место соответственно).
На Китай приходилось примерно 20% американского нефтяного экспорта. При этом доля американской нефти в китайском импорте составляла всего 3%. А вчера президент China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлинь заявил, что поставки нефти из США в Китай полностью остановлены.
Американцы, конечно, уже успели гордо заявить «это не нам отказали, это мы сами не захотели» ой, «это не Китай прекратил покупать, это мы перестали продавать».
Вот только фишка в том, что Китай при этом перепродал свои предыдущие фьючерсные контракты по американской нефти третьим странам, что прямо противоречит заявлениям американцев.
При этом Китай существенно нарастил закупки нефти из Западной Африки, до 1,7 миллиона баррелей в день («Блумберг» заявляет, что они оттуда никогда так много не закупали с момента начала ведения подобной статистики в 2011 году).
Чтобы понять, насколько всё это «неважно для США», нужно процитировать министра финансов США Стивена Мнучина. В мае он заявлял телеканалу «Fox News», что «Торговая война США с Китаем окончена, Китай согласился пойти на сокращение торгового дисбаланса с США (Китай в 2016 г. закупил в США товаров и услуг на $116 млрд, тогда как продал товары и услуги в США на $482 млрд)» и «Мы ожидаем удвоения закупок Китаем у нас энергоресурсов, я думаю, мы легко можем увидеть закупки на $50-60 млрд в год в ближайшие 3-5 лет».
Как я уже выше говорил, «Ога, щаз! Размечтались!». Приятно процитировать умного человека.