Skazki1
21:04 11-12-2018 О Самарской луке
Начиная от Караульного бугра, по берегам Волги идёт ряд утёсов и курганов, имеющих каждый своё название и свои легенды, связанные в большинстве случаев с подвигами героев понизовой вольницы. Так например, против устья р. Усы возвышается мыс, называемый Молодецким камнем. Далее, недалеко от с. Моркваш, раскинутого на правом берегу в живописной котловине, возвышается Девичий курган, а затем неподалёку - Два брата и Лысая гора, одна из высоких точек в Жигулях.
О Девичьем кургане предание говорит:

Между Усольем и Царёвым курганом в Волгу впадает Уса-река, протекающая по Сызранскому и Сенгилейскому уездам, на пространстве ста десяти вёрст. Во время оно на самом устье этой реки рос высокий дуб, под корнем которого таилась дверь в чудное подземелье, где жили двенадцать сестёр удалых, выходивших на крутые яры поволжские воевать татарву неверную. Двенадцать годов жили тут эти богатырши, и не было им витязя под силу, не было добра молодца им на утеху. Что ни придут удальцы, всех в ратоборстве великою силою своею, как колос в поле валят молодые девушки, пока не пришёл из свято-русской земли калика перехожий, ростом мал, бородою сед, ногами крив. Засмеяли калику перехожего удалые девки, даже бороться с ним не хотели. Только младшая самая схватилась с стариком, и опомниться не успела, как тот её бережно положил на шёлковую мураву. За нею другая вышла, постарше, а за другою третья. Так и все они до единой. Но ещё пущее диво сделал калика перехожий после честного пира под дубом вековым в чудном подземелье. Вошли с ним туда сёстры девками, а наутро бабами все до одной вышли.
- Гой ты, еси, калика перехожая, много ли вас на Руси, богатырей таких? - спрашивают старика сёстры.
- Что я за богатырь, сами видите: и сед, и мал, и ногами крив. Самый последний я из последних на свято-русской земле, самый немощный из придорожных старцев.
И затуманились богатырши, видно почуяли, что придёт сюда из Руси сила великая и всю их землю под себя возьмёт.

Сохранилось предание, что на одном из камней Лысой горы Пётр Великий сделал надпись, от которой теперь, конечно, не осталось никаких следов.
У села Переволоки реки Волга и Уса близко подходят друг к другу. На этом месте вольница переволакивала свои лёгкие лодки на реку Усу, из которой, пользуясь близостью, снова спускалась в Волгу. Таким образом этот путь - Самарская лука, или, вернее, самая Волга на протяжении более 100 вёрст - обходился, хотя при таком движении Самара оставалась в стороне.
По кн. Демьянов Г.П. Иллюстрированный путеводитель по Волге, 1898 г.