i-lightning
16:18 28-02-2019 Книги-2019. Февраль.
12. Джонатан Франзен «Безгрешность» 10/10
Очень хорошая книга, которую я вряд ли кому-то посоветую))))
Наверное, потому что советовать классику – это какой-то лютый попс. В школе читают классику классическую, извращая любовь к литературе и поворачивая ручку на минимум. Классику современную поэтому, по моему мнению, надо читать только, если она сама в руки попала, и для нее наступило время.
Так и с Франзеном.
Он – несомненный классик, не только потому что его «Безгрешность» всеми ногами застряла в классике (и, наверное, это тренд такой, западным писателями по уши увошкиваться в Достоевстком, ничуть не стесняясь этого. Я понимаю, почему Франзена сравнивают с Тартт – и слог строен, и опоры на русскую литературу крепкие, разве что Франзен сделал еще ставку еще и на Диккенса), но еще и потому что круг вопросов, которые писатель пытается так или иначе повертеть в руках, обширен и широк. Это прекрасный образец той литературы, которую надо разбирать на уроках словесности и всяких социальных исследований, потому что она прекрасно отражает и время, и эпоху, и атмосферу, и нравы, и человеческие отношения.
Собственно, тем оно и ценно.
Это очень зрелая проза, которая абсолютно внешне не захватывающа и не динамична. Тут нет погонь и перестрелок, тут нет остросюжетности, тут нет загадок. Даже убийство (оно есть!) совершено по понятным причинам, и по понятным же причинам вокруг него крутится вся та самая достоевщина. Но эта книга невероятно динамична внутренне. Столько «вотэтопоборотов» богатого внутреннего мира на единицу повествования – просто ух!

История о девушке – Безгрешности, которая ищет своего отца. Это – семейная сага, в которой у каждого члена семьи есть своя история, свои тайны и свои причины их скрывать. В этой истории нет случайных героев и каждый из встреченных Пип-Пьюрити людей так или иначе, играет очень значительную роль в её жизни.
Эта история приправлена политикой и историей, компьютерными технологиями и
всякими ассанджами – ровно в той мере, чтобы каждый из элементов отражал реальность, создавая правильный фон.
Мне странно, что перевели книгу как «Безгрешность», потому что по смыслу и по логике происходящего «Чистота» была бы гармоничнее. Это книга о чистоте. Которая сидит внутри нас, так или иначе размежевывая на «чистых» и «не чистых»: тех, кто следует за зовом сердца, и тех, кто к нему глух. Эта книга о тех людях, которые позволяют себе испачкаться в грязи, и тех, кто находит в себе силы отмыться. Это история о том, могут ли люди позволить себе потерять безгрешность, чистоту и что за этим следует.
Чистота стала основным мерилом истории. И девушка Пип – Пьюрити – Безгрешность в своем несколько аутичном восприятии мира (ровно настолько аутичном, чтобы быть эмоционально обнаженной, невероятно искренней) – просто идеальная героиня).
Я понимаю, почему эта книга может не понравиться. Не только потому, что извращений внутри – на любой вкус, а местами даже чересчур, но эта книга подразумевает наличие опыта. Наверное, не отзывайся она во мне жизненным опытом, не проживай я похожие ситуации (добуквенно!), я бы сказала про скуку.
Но – нет. Эта книга не скучна, как не скучна жизнь в принципе. Она из тех, к которым надо быть готовым.
А Франзен стал одним из моих любимых писателей.


13. Дот Хатчинсон «Сад бабочек» 7/10
Что было бы, если бы «Коллекционера» написала Стефани Майер.
Я не могу сказать, что это плохо. Но любой сюжет можно написать на каком-то уровне. И вот это – «Коллекционер», адаптированный под young adult.
История маньяка, создающего из девушек коллекцию бабочек и построившего для своей коллекции дивный сад. Тут есть все, что присуще энтомологам и конец у бабочек именно такой, какой у большинства из них, попавших в руки людей.
Это не детектив – потому что с самого начала известно, чем все закончилось. Это история девушки, которая попала в сад и уцелела. Это история Садовника и его сыновей. Это история Бабочек, живущих в неволе и ждущих своей смерти.
У этой книги есть большой недостаток – это книга «под транквилизатором». И я не знаю, специальный ли это прием – отстраненность и максимальная не вовлеченность, потому что невозможно находится внутри, в Саду без психозащиты, и или «так получилось». Но лично мне не хватило именно этого – включения. И, подозреваю, что это получилось само, потому что во всем остальном автору не хватило ни мастерства, ни опыта.
Второй минус – откровенная Мэри Сью. Инара пытается словами через рот объяснить, откуда она такая взялась, но все это остается на уровне слов. И то, что персонаж так и остался картонной фигуркой, это уже авторский баг. Картонными остались и все остальные персонажи. Увы. Поэтому приходилось переступать через странные реплики и сомнительные диалоги.
Сама история жуткая в своей простоте.
И весь смысл той истории сводится к тому, как сильно сам читатель напугает сам себя. Если у читателя какие-либо события вызывают внутренний отклик, а что-то спустит триггер триггеры – история зацепит и будет именно такой, какой задумывалась. Если триггеры не щелкнут – она останется пустой раскраской.
У меня сработало – читать было если не захватывающе, то интересно (в истории достаточно линий, чтобы хоть одна зацепила), но при этом я каждой буквой понимала, что это – добротный середняк.
Такой вот «Фаулз для бедных».


14. Эми Тан «Клуб радости и удачи» 9/10
Я начинала читать книгу без воодушевления – хотя мне интересна китайская проза и тема экспатов, но я не очень люблю рассказы, а «Клуб радости» - это несколько новел.
Но буквально с первых страниц форма стала не важна.
Это щемящая книга настолько о многом, что сложно даже передать.
Это очень женская книга. И не только потому что основные герои – женщины (матери, сбежавшие по разным причинам в Штаты, и их дочери, которые были рождены за пределами Китая и не совсем уже китаянки. Простые и хитрые, безжалостные и сильные – тут много разных женщин, но все они невероятные), но еще и потому, что книга полна бытовых и очень домашних подробностей.
Ритуалы и традиции, еда и семейные праздники, клановые отношения, мужчины и дети. И в каждой истории – своя печаль.
Это очень китайская книга и она удивительно атмосферна. Невероятная искренность одновременно является лаконичной сдержанностью, а в жутчайших и душераздирающих моментах всегда есть жизнеутверждающий свет.
Я могла бы хотеть большего, чтобы каждая из историй стала отдельной книгой, но эти новеллы, как китайская графика – тремя мазками создается шедевр.


15. Карен Макманус «Один из нас лжет» 7/10
Когда-то давно моими любимыми фильмами был сериал «Беверли Хиллз» и серии Rebel Highway. И вот «Один из нас» просто классически вписывается в этот сериал. Тут есть все, чтобы сердце девочки-подростка трепетало: загадочное преступление в школе, совершенно разные герои (тут и отличница, и спортсмен, и школьный бунтарь – ах, эти ресницы и этот мотоцикл!), тут есть немного толерантности и отношений с родителями, тут есть непонимание жестокого окружающего мира и есть масса всего остального, что делает подобные сериалы-фильмы-книги популярными у подростков.
Это типичный young adult в детективной обертке. Что хорошего? Это довольно милая история, которая нескучно разворачивается (за счет POV разных героев больше, чем за счет самого сюжета), и заканчивается масштабным попослипательным хэппи эндом.
Что плохого? Это, таки, типичный young adult. Тут будет сомнительная завязка и масса несостыковок по ходу дела, тут будут плохо соображающие, а местами так слабоумные дознаватели, тут будут странные родители, тут будет все навзрыд и чрезмерно.
Для 16 лет – идеально. Для 16+ может быть странновато)))))


16. Дэвид Балдаччи «Абсолютная память» 7/10
Детектив, в котором бывший полицейский ищет убийцу своей семьи. Убийца оказывается по совместительству психопатом, устроившим бойню в школе.
А детектив (который к моменту начала бойни становится бывшим полицейским, опустившемся и бомжеватым) по совместительству не только спортсмен, но еще и обладатель целого букета: гипертензия, савантизм, все это отполировано синестезией. Ай, перебор. Плохо еще и потому, что про гипертензию автор говорил чуть ли не на каждой странице – даже надоел этим нудизмом и повторениями. Но при этом реально эта гипертензия сыграла так мало раз, что про нее больше говорят, чем что-то еще.
В целом детектив неплохой, местами даже интересный. Хотя в самом начале я продиралась с трудом – все эти страдания мне понятны, но в этой книге всего чрезмерно – у автора очень плохо с чувством меры. И это меня подбешивало. Если главный герой – то у него и талантов, и печалей, и душевных порывов – всего в избытке. Если преступник – то мотивация аж через край, и из его личности тоже сделали безумное оливье. А поскольку местами персонажи проваливаются, диалоги проговариваются между картонными солдатиками, а не живыми людьми, у меня сложилось впечатление, что этой чрезмерностью Автор прикрывал свои писательские дыры. Подобное допустимо в дебютном романе, но спустя 20 книг уже выглядит халтурой.
Что касается самой детективной линии – она мне очень напомнила сцену из «В поисках Немо»: глубоко в море происходит взрыв, а до поверхности доплывает маленький «бульк». Так и тут. Завязка, продолжение, расследование – все больше и больше, трупы множатся и что только не происходит, а когда дело доходит до финальной схватки и раскрывается причина – почему вот это вот все случилось, у меня, как у читателя, возникла только она мысль «Что, правда? Да неужели?!». Такой вот «бульк». Причем объяснить все происходящее я, наверное, могла бы себе – если бы других проблемных моментов в книге не было, но и объяснение было бы чем-то моим личным, додуманным, какими-то попытками поправить автора, дополнить картину. Но нет, это все не нужно. История – именно «бульк».
Лучшее, что здесь есть – само расследование. Оно было проведено именно так, как я люблю – шаг за шагом, логично, последовательно. Так что если проводить параллели, эта книга – это сэндвич, между двумя картонными булками которого лежит ничо такая котлетка.


17. Энди Уир «Артемида» 4/10
Только понаслышке знаю, что «Марсианин» был обласкан вниманием, но он прошел мимо меня. Решила сразу со второго детища начинать.
Увы. Это плохо.
Это young adult самого невнятного пошиба, завернутый для привлекательности в массу красивых оболочек.
Научно-фантастичность обеспечивается страницами, перегруженными километровыми описаниями работы механизмов и всяких шняг. И мне, как человеку далекому от физики, механики и прочих вещей, было просто скучно, меня Автор никак не заинтересовал, и мне не хотелось почитать что-то еще.
Антураж антуражен, но и толку.
Мне кажется, автор сам понимал, что его творению чего-то очень не хватает, поэтому в текст для подержания читательского тонуса постоянно вбрасываются то инцестуальные связи, то влюбленность, закончившаяся тем, что предмет воздыхания был отбит другом-геем, то секс с малолетками. Очень дешевые приемчики, на самом деле.
Вообще, про роман лучше всего скажет фраза:
«И, как в случае с любым хорошим планом, для него требовался чокнутый украинец…Мартин Свобода».
И так у него со всем! Украинцев зовут Мартинами Свободами, девочка 26 лет ведет себя, как 13-летняя – ни попыток подумать головой и проследить причинно-следственные связи, ни каких-либо рефлексий. Сам сюжет строится на высосанной из пальца завязке. Роялей в кустах – не счесть.
Но самое бесячее – это люди. Не люди и даже не картонные солдатики, а тупо набор штампов из пособия «толераствующему автору, чтобы никого не обидеть». Тут есть то самый друг-гей (милый и чудесный!), канадский полицейский (умный и проницательный и вообще – ух), глава этого странного сообщества – чернокожая (по поводу «Кенийской космической программы» я выла гиеной, сорян), есть непременный инвалид и мафия. Ай – это невероятный винегрет из «самых популярных тем современности». А там, где кажется совсем уж все плохо – туда влиты технические детали.


18. Лю Цысинь «Задача трех тел» 9/10
Прекрасный образец научной фантастики.
Я начала читать эту книгу, чтобы познакомиться с китайской фантастической литературой и первый китайский лауреат «Хьюго» - это ого-го! И я аплодирую.
Очень небанальная история, и приятно современная.
Она связана с предшественниками, и найти отсылки тут можно к чему угодно: хоть к «Первому игроку приготовиться», хоть к «Игре Эндера», хоть к «Интерстеллару», но не является ни одним из них. Очень самостоятельное произведение и, несомненно, это новое имя и веха не только для китайской литературы.
И я прекрасно понимаю за что Автор был так высоко оценен – воистину достоин.
Лично для меня был большой минус – научная часть. И я наконец-то для себя поняла, что современная научная фантастика мне как-то мимо, ибо мне нравится больше про людей, а не про науку, а науки тут, особенно теоретической, очень много.
И если изящество создания «человеческого компьютера» я оценить могла, то многое другое, что матчастью вываливалось от щедрот автора – это было кже впустую. Поэтому лично для меня «Задача» не стала тем, чем могла бы, разбирайся я хоть немного в физике или астрономии. Это как читать книгу, изучая язык. Общий смысл понятен, а от тонкости и красота языка – уже нет.
Но для любителей и краеведов, думаю, тут найдется место для приятного времяпрепровождения.


19. Агата Кристи «Причуда мертвеца» 10/10
Чудесная история из жизни Эркюля Пуаро.
Бессмертная классика с медленной и вдумчивой завязкой (о, боже, во времена Агаты Кристи уже были квесты – вот это неожиданность!) и роскошной развязкой.
Никаких погонь, драк или роялей.
Все очень хорошо)


20. Ричард Морган «Видоизмененный углерод» 5/10
В процессе чтения казалось, что Автор всю жизнь хотел писать задорное мальчуковое чтиво: чтобы порево, чтобы оружие бряцало и непременные драчки, а издатель топал ногами и требовал фантастику. Потому что нынче в моде космос и киберпанк, и надо чтобы сознание архивировалось, и хорошо бы еще детектив замутить.
Вот это вот все и есть – Углерод.
Честно говоря, мне было скучно.
Я не люблю такие типажи, как главный герой. Единственное место, где он был уместен – Рыцарь Ордена, но ему там слишком мало лет)
Потому что когда он весь такой «круче только яйца», и все-то он может, и всему-то он учился, и прямо ух, а где не ух – там «ничо страшного», это – скучно.
А редкие вкрапления киберпанка, они как кетчуп в картошке фри. Когда она полежала пару дней в холодильнике.


21. Лейла Слимани «Идеальная няня»
Я оставлю эту книгу без оценки. Потому что, с одной стороны, это – книга, написанная по реальной трагедии. Это книга, которая поднимает массу социальных проблем, среди которых самые животрепещущие для меня: мамы, няни, будни с мелкими детьми, едет крыша и вот это вот все.
С другой стороны, когда после последней страницы ощущается привкус дерьма – это заставляет говорить.
Не про книгу – тут все понятно: родители нашли идеальную няню, у которой поехала крыша и она порешила детей, но про Авторку.
История начинается с конца. Читатель с первых страниц погружается в пучины трагедии и все повествование – это тот самый путь, какой родители и няня с двух сторон прошли к часу Х. Когда повествование построено именно так, читатель становится либо участником (разделяя позицию одной из сторон), либо оценщиком и соглядатаем. Проблема в том, что участником быть не получается. И тут идет прекрасная манипуляция. Потому что среди читателей наверняка есть няни или воспитательницы, которые тут же начинают рассказывать о сложностях воспитания малышей, и тем более есть молодые мамы, которым плохо и сложно, и жизнь распалась на части, и не понятно, что со всем этим делать. И у них у всех оно отзывается, а значит язык не поворачивается сказать что-то против.
Опять же, тема такая, какие принято обсуждать в весьма специфическом русле. "Не смейте ничего говорить про родителей, они - жертвы и это - виктимблейминг".
Нет, родители тут - соучастники. А жертвы - два спиногрыза.


Но на деле нет ни одного человека среди обсуждальщиков (я надеюсь), который подпадал бы под критерий а) психопатки-убийцы или б) настолько беспечных и старательно закрывающих глаза родителей. Которые врали себе до последнего, которые оттягивали все, что могли оттянуть, и игнорировали даже не колокольчики, а набаты, звучащие вокруг. Сцена с курицей была вопиющая и – обоги – почему после этого родители терпели, страдали, бесились и все же не выгнали няню. Нет ответов.
Авторка ставит читателя в то самое положение, в котором у последнего есть только две возможности: не включаясь смотреть за происходящим (но это слишком чудовищная история), или сидеть и оценивать-выносить приговоры-судить. И это тоже не здраво.
Просто потому что Автор здорового человека должен вести своего читателя, показывая, как герои делают свои выборы, как они оценивают свои поступки, как они рефлексируют над своим положением – с тем, чтобы потом читатель мог пройти свой собственный путь на предложенном материале. А не ставить его в роль присяжного, в которой читатель непременно окажется.

Я не люблю такие писательские манипуляции.

Автор, который играется с читателем на такой вот непростой теме, должен быть осторожен и мудр вдвойне. И выстраивая композицию именно так, зациклено в себя, он должен не оставлять читателя один на один с последней точкой, но приводить к некому логичному финалу. Не сюжетному - ибо он нам известен заранее. Но оставить читателя с некой богатой мыслью, которая будет далека от поиска виновных или оплакивания ушедших.
В данной ситуации Автор не дает ничего. И единственная богатая мысль, которая тут не озвучивается ни разу, но каждый раз приходила лично мне в голову, что "имея няню, надо по всему дому установить прослушку и проглядку. Во избежание".
Так что и книга стала "по заказу производителей скрытого видеонаблюдения".

А детей бесконечно жалко – они стали жертвами всех этих взрослых. Оптом и в розницу.


22. Марк Леви «Первый день» 2/10
В очередной раз мне не очень понятно, зачем я даю Леви еще какие-то шансы.
Это плохо. Это очень плохо. Самое плохое, что это плохо – вообще ни о чем. Т.е. реально – ни о чем. Кроме перебежек и раздувания щек, и сомнительной ценности диалогов тут нет ничего.
Нет ни логики, ни сюжета, ни отношений (их не может быть по определению между двумя фанерками).
Но срубило меня на ФСБэшнике Василии. Ржавые Жигули и покупка матрешек, что риалли???
Пережеванные несвежие штампы и тотальная унылость.
Автору очень нужны были деньги.


Книга месяца: Джонатан Франзен «Безгрешность»