Дочитала
Буду говорить очень субъективно, никаких разборов я не читала, так что это просто набор моих несвязанных мыслей. Общее впечатление: хорошо, но странно, как непривычное блюдо в другой стране.
"Ритуал" - это сказка, в которой нарушена традиционная композиция: часть после "жили долго и счастливо" занимает половину книги и не менее важна. Сказка наоборот, в которой принцесса уродливая, принц подлый, а дракон трусливый. Это рыцарский роман, написанный от лица чудовища. Авторы, мне кажется, и не стараются особенно притворяться, что этот мир настоящий и нужен не просто для фона. Плюс волшебное зеркало, по которому мелькают полосы, как на экране старого телевизора. Арман, который говорит принцессе тоном школьного задиры: "Да не трону я твоего парня!" Я честно пыталась отнестись к этой истории, как к главе из "Ведьмака", вроде истории о красавице и чудовище, но почему-то не получилось, и это сильно смазало впечатление.
Авторы явно демонстрируют свое отношение к героям. Над Ютой посмеиваются, а у Армана "трагические глаза". У меня никак не получается его пожалеть: Арман жалок, слаб и жесток из-за этой слабости. Я хорошо представляю себе такой склад характера, и сочувствия он не вызывает. Зато преображение Армана самое впечатляющее.
Дракон живет в полуразрушенном замке среди вещей, назначение которых ему непонятно, стиснутый серым камнем и древними ритуалами, смысл которых истлел и покрылся пылью, как и все вокруг. Бессмысленность действий Армана очевидна с самого начала, но книга как раз про это. Про слепое следование навязанным установкам. "Когда замуж-то уже? А детишек когда заведете?" Всем знакомая песня.
Собственно, книга заканчивается, когда все ритуалы исполнены или отвергнуты. А в книге их много. Само слово "ритуал" повторяется навязчиво раз десять на десяти страницах, а для верности начинается с заглавной буквы. Это, кстати, сильно досаждало: все ключевые для сюжета моменты авторы проговаривают очень дотошно, прямым текстом, чтобы не дай бог читатель не потерялся, не подумал что-то свое. Зачем было подробно останавливаться на том, что принц сговорился с колдуном пожертвовать Ютой?
Юте тоже сочувствовать трудно. Арман проходит через "костяной дом" по Проппу, перерождается и возвращается другим. Садится в Туркестанский экспресс: отказавшись от земных страстей, следует за идеей и духовным очищением. Юта выходит замуж и вышивает. У нее свои ритуалы, она нужна, чтобы показать разницу между принцем и драконом, но можно было бы ожидать и от нее какого-то бунта. Нет. Она не субъект истории, не действует самостоятельно вообще. Юту швыряет по сюжету, и она послушно следует туда, куда ее тащат. То дракон, то принц. Стоит прикованная и ждет спасения с гордым и обиженным лицом. Она даже сама себя объективирует. Лежа в постели в слезах, она думает: "Арман подарил ее принцу!". И злится. Как-будто она вещь без собственной воли, которую вот так можно взять и подарить. Дальше больше. "Она предала Армана и поплатилась!" Следите за руками: дракон похищает и силой удерживает девушку, запугивает ее. Потом молча, даже не попытавшись узнать ее мнения, устраивает так, чтобы явился освободитель, и улетает в закат. И это Юта его предала. Бьет - значит любит. И даже в конце, уже поняв, чего стоит ее муж, она все равно жертва, которая с надеждой смотрит на море. Конец ее истории в том, что она становится красавицей. >.<
Расскажу о том, что понравилось. Метафоры. "Путал знак "море" со знаком "смерть". Эта метафора возникает на первых же страницах и проходит через всю книгу. Нам показывают чудовище из пучины и пророчат дракону смерть в волнах, и тут же возникает шляпка с рыбаком, которая переходит от принцессы к принцессе. Так изящно входит на страницы драконья погибель - принцесса Юта. Печальный Арман летает над морем, сражается с бурей, сидит под старой лодкой, которая чуть не падает ему на голову.
Красивых метафор хватает. Принц надевает на суде символ правосудия - шкуру змеи. По-моему, это прекрасный намек на победителя драконов. Но по большей части на метафоры работает зеркало. Утка идет в окружении пищащих утят, а королева прогуливается с фрейлинами. Принцессы собираются на пляж, а коровы купаются в озере. И так далее. А еще авторы любят зеркальную композицию. Фактически вся книга так и выстроена. Дракон пленяет принцессу, но в настоящем плену она оказывается, уже выйдя замуж. Юта и Арман входят в подвал с рунными камнями с одной и той же фразой, даже их движения описаны похоже.
Концовка неоднозначная. Юте являются видения мертвого дракона на берегу моря, Сидящий В Скале предрекает им смерть, но Юту не съели, и Арман выплыл. Однако камень с рунами оканчивается на Армане, его имя последнее. Мне предложили версию, что на этом заканчивается только пророчество, а дальше начинается жизнь, свободная от ритуалов и предписаний. Мне нравится эта версия, буду думать так.
UPD: Мне предложили альтернативный взгляд на Юту, изложу как сумею. Она активна в истории с драконом, насколько ей позволяют обстоятельства: она пытается сбежать, ворует ключи, нарушает запреты и т.д. Попав в плен к принцу, она принимает осознанное решение переломить себя, чтобы вписаться в некие стандарты качества, существующие у нее в голове. В конце книги она разочаровывается в этой позиции. Возможно и так. Она от этого приятнее не становится, но человечнее точно.