Санди Зырянова
23:32 17-12-2019 Великий дух и беглецы
Давно собирался рассказать про тетралогию Кира Булычева "Великий дух и беглецы".
Это, в общем, советский янг-эдалт в области научной фантастики. Объединен одним и тем же ГГ - доктором Павлышем.
"Тринадцать лет пути" - самый настоящий фанфик по "Пасынкам Вселенной" Хайнлайна. Об этом даже открыто сказано прямо в тексте. Автору захотелось пофиксить все. И утрату связи с Землей, и утрату смысла и цели полета, и деградацию оторванного от жизни человечества в течение нескольких поколений экипажа. И своеобразное отношение к женщинам, кстати, тоже. Решено это все очень просто: с помощью телепортации на протяжении всего полета экипаж меняется. Но однажды что-то идет не так.
Так-то у Хайнлайна почти все имеет строго функциональное предназначение и работает на его замысел, его набор нравственных дилемм. Пофиксить их означает либо заранее, либо на ходу придумать новый смысл. Полемики Булычев не устраивал, постарался сделать социалистическое наполнение.
В принципе читать было довольно интересно. Но у Булычева во многих книгах есть что-то такое, что оставляет во мне ощущение некоей половинчатости. Может, не хватило той самой полемики с Хайнлайном, может, остроты и накала драматизма. Все-таки, когда люди понимают, что они могут больше никогда не вернуться на Землю и не увидеть родных или увидеть спустя десятилетия, это действительно выбор, действительно решение и действительно тяжелые переживания.
А вот любовные линии мне не зря сразу не понравились. Потому что они обе использованы именно для создания вот этого самого драматизма - и использованы в целом провально. Особенно огорчила линия Армине, которая затевает суицид, потому что боится, что какой-то Саркис ее не дождется. Ну елки, если вы еще даже толком не вместе, а ты уже этого боишься, может, не стоит и огород городить? И это дитя коммунизма?
Лан, я испорчен Вахой, там никакой паллиативности не подразумевается...
"Последняя война" - это типично советская фантастическая утопия. Нет, "типично советская" в моих устах скорее похвала. Просто в те времена очень котировались все поднятые в книге темы - страх перед атомной войной, дружба галактических цивилизаций, прогрессорство. И идея возрождения умерших к жизни тоже неплоха, она в своем роде архетипична. И, конечно, все кончается хорошо.
"Великий дух и беглецы" - это уже тема прогрессорства в полный рост. Но, разумеется, у нас есть коммунистический доктор Павлыш. И есть прогрессор с другой планеты, который не понимает, что поставленный его расой эксперимент над племенем инопланетян, в которых только-только зарождается общество как таковое, довольно жесток.
"Половина жизни" мне понравилась больше всех. Павлыш там постольку поскольку, а ГГ - обычная советская медсестра, похищенная роботами-ксеносами для изучения и экспериментов. Вот ее образ, со всей ее обычностью, добротой, сострадательностью и мужеством, получился, на мой взгляд, самым удачным. И финал - отсутствие ХЭ, гибель большинства пленников, встреча с потомками этой женщины - получился самым правильным.
Как я уже говорил, я испорчен. Иной раз читаешь какого-нибудь Аннандейла и думаешь: лучше бы эту книгу дали написать Абнетту. Но они работают на одно издательство и пишут по одной вселенной, так что мысль вовсе не безумна. А вот мысль, что лучше бы эту книгу дали написать Стругацким, она... нереальна.
А жаль. Они бы сделали из нее по-настоящему серьезную вещь.
Вообще в СССР было много хорошего, но и много плохого. С т.з. читателя - плохо было отношение к фантастике как заведомо несерьезной, легковесной литературе, беллетристике. То есть уровень мог быть каким угодно. И острота и размах поднятых вопросов - тоже каким угодно. Но издавало ее изд. "Детгиз", на большинстве книг была пометка "для среднего/старшего школьного возраста", основной функцией считалась воспитательная, а признаться, что ты, взрослая тетя, любишь фантастику означало расписаться в читательском дурновкусии. Только классика, только хардкор. О том, что Гоголь писал настоящее дарк-фэнтези, а Тургенев и вовсе разродился классическим хоррором "Призраки", мы забудем, да. Так вот, это отношение к фантастике как подростковой литературе, призванной в первую очередь правильно воспитывать подрастающее поколение, - оно очень чувствуется во многих советских книгах, даже очень хороших. И... да, оно им не на пользу.
Правда, именно из-за этого отношения АБС полыхнули и написали "Обитаемый остров". Нет худа без добра ((