emergency
16:14 24-01-2020 Шахматы
Один из миллиона уроков в шахматах, которые применимы в жизни - это правила, по которым шахматист ищет тактические возможности.

В целом шахматисты, даже самые лучшие, не очень хорошо просчитывают варианты. Более того, считать никто не любит, все этого избегают. Вместо просчета вариантов используются типовые паттерны. Паттерны бывают трех типов:
1) Возможности по улучшению своей позиции. (Стратегия)
2) Возможности по нападению на позицию противника. (Тактика)
3) Возможности по конвертации нападения в материальное преимущество. (Комбинация)

Все три пункта - это разные дисциплины. В каждой из них свои паттерны. Причем если в стратегии они достаточно неплохо вербализуются, но сводятся с огромным веткам типовых структур, которые желательно знать наизусть, и лучше знать их глубже чем противник.

Комбинации вообще практически не вербализуются никак, ты либо видишь их либо не видишь, это совершенно интуитивный скилл.

Но самый интересный для меня лично пункт это второй - тактика. Который находится на стыке запоминания позиций (точнее не позиций, а паттернов) и интуитивного распознавания этих паттернов на доске.

Паттерны достаточно типовые и всем известные:
1) Нужно видеть какие фигуры слабы, а лучше - не защищены.
2) Нужно видеть, какие фигуры связаны друг с другом.
3) Нужно видеть где в твоей позиции ключевое сильное место, через которое ты ведешь атаку, и где аналогичное острие иглы у противника.
4) Нужно видеть угрозы, свои и чужие.
5) Нужно видеть, где ты можешь серьезно усложнить позицию, затруднив ее оценку противником. И наоборот, где тоже самое может сделать он. И вдвойне наоборот - где он или ты может позицию упростить. (Естественно при этом надо понимать, в чьих интересах позицию упрощать, а в чьих - усложнять.)

Эти правила помоему крайне применимы в жизни, где своим противником в игре можно считать окружающую среду, которая сама по себе - агрессивная фигня, стремящаяся ухудшить твою позицию, если ты никак не будешь ей мешать.
Ты же наоборот, стремишься свои позицию улучшить, пытаясь найти совершенно аналогичные паттерны и далее методом комбинации перевести свои позиционные достижения в материальные.