1. Джон Грин «Черепахи - и нет им конца» 8/10
Это первая моя книга Джона Грина, и я поняла, что несколько опоздала стать целевой аудиторией.
Очень жаль, потому что история в своей задумке интересная. В центре – отношения девочки и её болезни (ОКР) и противостояние, внутри которого есть таблетки, навязчивые состояния, депрессия, сложности в коммуникации, когда то одна сторона (болезнь), то другая (девочка) берет верх.
показать
Очень убедительно показана жизнь человека с ОКР, за что перед автором снимаю шляпу – он очень старался. И очень убедительно показаны мысли, бегущие по кругу, будто удушающие змеи, которые все плотнее сжимаются вокруг того, что составляет волю, а механизм болезни раскрываются во всей красе. К концу книги читатель, хочет он или нет, но останется с полным пониманием, как оно – жить внутри спирали.
Так что в части социальной составляющей – это очень хорошая история. И именно благодаря этой ценности освещения жизни «не таких, как все детей», думаю, было бы неплохо, если бы книгу включили в список литературы для подростков.
Что в ней недостоверно, поверхностно и схематично, что – лично для меня – удешевило повествование вполовину, это все то, что было вынесено за скобки болезни. Охотно верю, что в этом и была задумка: показать тот удушающий кокон, который неизбежно окутает человека (подростка!) с ОКР. Но получилось так, что все, что касалось мамы или лучшей подруги, или мальчика, или психотерапевта, не говоря уже про людей «третьего эшелона» отношенческих кругов, было блекло. Местами настолько, что очень условно достоверно.
И да, история пропавшего миллионера, конечно, в книге есть и ей даже посвящено достаточно времени, но она очень вторична.
2. Клэр Норт «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» 7/10
Хорошо, интересно, совершенно похабный конец))))
История человека, который раз за разом проживает свою жизнь с начала до некого момента Х. Он может заболеть и умереть, может покончить жизнь самоубийством, может быть убит. Но каждый раз он родится 1 января 1919 года на вокзале. День сурка, растянутый в жизнь. Первая жизнь прошла в неведении, но с каждой следующей в возрасте четырех лет Гарри Огаст вспоминает все то, что происходило с ним до момента Х во всех предыдущих итерациях. Постепенно, оказывается, что он такой не один и люди, подобные ему – калачакра – не все, но многие, состоят в закрытом клубе. Помогают друг другу материально и морально, передают послания по цепочке рождений и смертей в глубь истории и в будущее. И вот, в одной из жизней, к Гарри приходит девочка и передает сообщение, что мир рушится, все пропало.
показать
Эта книга мне напомнила Мэтт Хейг «Как остановить время», но не в части плагиата, нет, а в том, насколько хорошая идея может быть беспомощно слита.
Идея, на самом деле прекрасная. Мне было очень интересно читать и про теорию итераций, и про то, как же непросто человеку в таких условиях, как он пытается не рехнуться в навязанной реальности и проходит все стадии принятия. И эти попытки прожить жизнь по-разному в одинаковых исторических декорациях – хороши, да. И даже этическая составляющая темы прогрессорства хороша.
Но периодически по ходу повествования сюжет проваливался то в алогичность, то в картонность, то в нудоту (при том, что написано очень хорошо – видно, что автор училась писать, поэтому делает это качественно и добротно), а финал оказался упрощеным плоским и двумерным аж настолько, что от этого примитивизма, с которым автор закончила книгу только удивляться и осталось. У нее что, под дулом пистолета отбирали рукопись или сроки сдачи поджимали?!
Кроме того, когда герой, который всю дорогу «играет на стороне белых» и в непростых условиях старается быть моральным и этичным человеком, решающим непростые дилеммы (и довольно неплохо делающим это), который предстает перед читателем таким классическим «хорошим парнем», в финале оставляет прощальное письмо, вся суть которого сводится к детсадовскому «бебебе», это что такое? Чо за ботва?
Наверное, люди, которые хоть немного разбираются в физике, всякой там механике, пространственно-временных теориях и прочем найдут, по поводу чего можно помимо слитого конца позубоскались – мне технические моменты глаз не резали. Зато кроме финала резала глаз та клюква, которая проросла буйными ростками в той части истории, которая про Россию и про Китай.
О, да. Водка и обувь, натертая теркой (чтобы не выделяться), акцент скрывается перегаром, попасть на закрытую территорию можно сурово сведеными бровями и сомнительными речами, а еще грязь, репрессии и лагеря. Профессор Гулаков! Ааааа! И картонный китайский шпион, который очень не хотел убивать. Просто раскраска для нубов, а не персонажи. Стереотипы, шаблоны и дрова.
Пора бы западным авторам понять одну вещь – не надо писать о том, что их скудным умишкам сложно и о чем представление составляется по таким же лубочным сериалам.
3. Элизабет Гилберт «Город Женщин» 8/10
Я была не в восторге от «Есть, молиться, любить», а реферат «Законный брак» хорош с познавательной точки зрения, но к художественной литературе он имеет довольно опосредованное отношение. Еще пара книг прошла мимо меня и вот – реферат про брак был дополнен литературной составляющей и получился «Город женщин».
Это неплохо.
показать
История, в которой есть абсолютно все составляющие успешного романа: молодая девушка, не склонная к наукам, зато умеющая шить, имеющая богатых родителей и тетушку из богемной среды. И эта самая богемная среда – театральный Нью-Йорк 40-х годов. Блеск и нищета куртизанок. Ну, почти)))))
Постановка спектакля, театральное закулисье, помостки – роскошно же. Богема с ее вольными нравами, задорными групповухами, внебрачными связями и однополой любовью и альтернативными общепринятым нормам.
Собственно, нормы – это равноправный участник этой истории, потому что именно их меняют героини романа. Реальная жизнь, с ее правилами, укладом, местом женщины, позволениями и допущениям, в какой-то момент оказывается не совсем такой, какую хочется проживать свободолюбивой Вивиан.
Я охотно понимаю тех, кому книга не понравилась. Она во многом шаблонна и вторична. Ода борьбе женщин за /права под соусом неприличных похождений девочки из приличной семьи.
Поэтому вся первая часть мне была скучновата. Вторая же часть, когда свист в голове Вивиан и та скорость, с которой ее окорока искали приключения, сошли если не на нет, то здорово поутихли, она прекрасна. Взросление – вот, что ценно. Со всеми его травмами, которые надо проживать, рефлексиями, которым посвящены умственные медитации, всем тем, что присуще людям взрослым. Та самая настоящая жизнь, с ее непростыми решениями, с ее принятиями и осознанием, что не всё мы в состоянии контролировать, многое надо просто отпускать, та самая «просто жизнь», с ее смертями и утратами, рождениями и радостями. «Просто жизнь», когда не надо ничего никому доказывать, а можно просто встречать каждое утро и провожать каждый вечер. Ценность бытия.
Легкий налет эпистолярности был, как на мой вкус, лишним. Лично меня каждый раз обращение «знаешь, Анджела…» как водой обливало. Наверное, еще лет двадцать назад я бы это проглотила, но теперь мне не очень интересны письма, не мне адресованные. И есть великая разница между «Романом в письмах» и этим условным подглядыванием. Понимаю, что таким несложным способом Элизабет Гилберт будто стерла границу между своим повествованием и читателем. Но – увы. Я – не Анджела и каждый раз я оглядывалась – про кого это.
4. Шери Лапенья «Нежеланный гость» 9/10
Очень уютный канадский детектив.
Вообще, если бы не упоминания про разрядившиеся мобильники, можно даже представить, что это – старые добрые времена.
показать
Отель, занесенный снегом, без связи с внешним миром. Состоятельные постояльцы, которые внезапно принимаются гибнуть один за другим. Страх и трепет – кто же убийца! Ааа! ААААА!
Неплохо.
Я люблю герметичные детективы за особую атмосферу «некуда деться». И люди, попавшие в ситуацию неизбежно вынуждены контактировать друг с другом, понимая, что каждый может быть убийцей. И ценно даже не расследование, ибо в данном случае оно очень условно, потому что Автор очень старалась и намеки по тексту накидать, и особо не выдать никого, а вся разгадка свелась к роялю. Я же люблю, когда силой мысли решаются такие загадки, а не воплем «Убийца-садовник». А ценна та вся вкусняшка, которая есть в отношениях между участниками драмы. И тут все это в ассортименте.
5. Даниэль Шпек «Bella Германия»
Бывают такие книги, которые очень качественно написаны – Автор очень старался, реально. Хороший язык, достоверные и убедительные исторические декорации, великое множество социальных проблем – от состояния Германии и ее жителей после Второй мировой войны и до авторских прав на изделия кутюрье и сложности жизни творческой личности (особенно, если эта личность – женщина).
показать
Это семейная сага, в которой три поколения, в которой связь между Италией и Германией настолько сильна, что автору даже удается усидеть на двух стульях и не порваться. В которой у каждого персонажа есть какая-то роль и какая-то мотивация, какие-то сомнения и какие-то метания, душераздираюшие трагедии и «всё сложно». Автор реально очень старался.
Каждая поднимаемая тема: мигранты и сложности в адаптации, расизм, шовинизм, дискриминации разных видов, терроризм и борьба за права, семейные ценности и отцовство, ответственность и сотня иных, включенных в сюжет – всё проработано качественно и в то, что «в общем» и «теоретически» верится охотно и легко.
Но мне было скучно. Как же мне было скучно читать о людях! Абсолютно картонные фигурки в шаблонных стереотипных условиях. Эта сага абсолютно ничем не примечательна (ок, «попометр» я запомнила и то, что касалось автопрома и автогонок мне было интересно, но там же 450 страниц!). Подозреваю, люби я хоть сколько Италию или Германию или связывай меня хоть что-то с этими странами, я бы могла отвлекаться на южные темпераменты или немецкие ордунунги, но – увы. Я читала эту историю без авансов и мне было скучно.
6. Хлоя Бенджамин «Бессмертники» 10/10
Чудесная книга.
Меня привлекла она аннотацией – четыре ребенка из еврейской семьи (это важно, потому что религии, отношениям с еврейскими корнями и еврейским традициям будет уделено довольно много времени и пространства – это очень колоритная книга, в хорошем смысле слова) отправляются к гадалке. По слухам, гадалка называет дату смерти, которая 100% попадает в яблочко. Шутя и посмеиваясь детки один за другим узнают, сколько же на роду написано.
показать
И этот поступок, начинаясь как забава и, во многом, протест против родительских устоев, потому что шел вразрез с убеждениями и верованиями, определил все дальнейшее их существование.
Собственно, мистика на этом и закончилась, потому что, на самом деле, не важно, права ли была гадалка и сказала ли она истину или же детки стали сами пытаться утоптать свои судьбы в заданные параметры и соответствовать предсказанию.
«…слова способны влиять на ход событий - в прошлом, в будущем, даже в настоящем. В Боге она усомнилась еще в годы учебы в аспирантуре, но с одним из положений иудаизма была согласна до сих пор: слова имеют силу. Они проникают в дверные щелки и замочные скважины, западают в людские души, прорастают сквозь поколения.»
4 ребенка – 4 судьбы.
Тут будет все: межрасовый (и межрелигиозный) брак и ЛГБТ, балет и фокусы, ОКР и афганская война, брошенные дети и дети, которые ищут свои пути, отличные от предложенных им родителями.
И в каждом конкретном случае – бесконечная череда выборов. Можно представить её как указующий перст судьбы. Можно, как логичное развитие событий. Еще можно вспомнить тему с «самоисполняющимися пророчествами» и теоремой Томаса, думаю, автор именно ею вдохновилась – некоторые сюжетные ходы просто по схеме нарисованы. Так или иначе это было интересно)
Я не могу сказать, что лично мне были интересны все 4 персонажа или все они вызвали симпатию, но наблюдать за людьми в предложенных обстоятельствах было интересно за всеми.
А еще, книга, как, наверное, любое живое повествование, не может не вызвать великое множество вопросов и размышлений, уже личных.
В конце концов кто кем виляет? Хвост собакой или собака хвостом.