emergency
01:27 25-02-2020 "История квантовой механики" Попов (часть 1)
Попытаюсь сделать примерную выжимку.

Итак, конец девятнацатого века. Существуют физика и химия. Об науки изучают наблюдаемое вещество. Так же существует таблица Менделеева, которая делит все вещество на группы, хотя и не до конца понятно, что эти группы означают.
По идее понятно, что это молекулы, но проблема в том, что молекулы физически невозможно увидеть (в наше время туннельные микроскопы позволяют их "прощупывать", причем даже не их самих, а их гравитационные поля).

Одновременно Броун заметил, что частицы вещества (видимые) странным образом дергаются, будто бы их с разных сторон ударяет какая-то мелкая фигня (молекулы). Долгое время открытие Броуна считается ошибкой наблюдения, пока ученые не начинают соотносить свойства материалов с броуновским движением в нем, и в результате выводят какого размера должны быть молекулы и с какой силой они должны бить по броуновским частицам, чтобы вызывать их движение. Таким образом определяют и размер молекул и их энергию, проводят параллели с таблицей Менделеева и понимают, что все вещества в ней состоят из одинаковых частей - атомов, и что атомы отличаются друг от друга количеством нейтронов и протонов, и именно из-за смены этого количества происходят химические реакции.
Таким образом ученые примерно понимают, что такое материя.

Начинается двадцатый век. Идут попытки ученых понять, что такое энергия. В первую очередь свет. Давно открыта фотография, электричество и радиоактивные материалы. Известно, что вещества могут стрелять энергией, и эта энергия, попадая на другие материалы (например на фотобумагу) может менять их. Есть огромное количество теорий, но проблема в том, что свет ведет себя откровенно странно - к примеру его воздействие на металл не зависит от силы света, но зависит от цвета эээ света. Планк изучает, сколько энергии несут эти "кусочки света" и называет их квантами.

С открытием электронов и протонов (частиц материи) и квантов (частиц энергии) - начинается квантовая физика. Изначально она находится в совершенном раздрае. Все понимают, что материя может нести энергию и передавать ее, но как она это делает? И если предположить, что атом это крошечная звездная система, где вокруг звезды (ядра) летают планеты (электроны и протоны) то почему они не падают на ядро? Причем падать должны очень быстро. Если бы атом был аналогом солнечной системы - он бы аннигилировал в считанные доли секунды.
Что еще хуже - никто не знает, что такое квант света, потому что эта хрень ведет себя то как частица, то как волна (уже известно что цвет света зависит от его длины волны) и нарушает вообще все известные законы физики.
То есть существует одна теория для энергии и другая для материи, они находятся в разных областях науки, обе нарушают законы физики, и никто не знает, что это такое.

Наступает 1905 год. Эйнштейн вдруг приходит к мозгоразрывающей идее - E=mc2.
То есть переводя на русский - энергия и материя это одно и то же. Большой кусок энегрии - это материя. То есть он одним махом объединяет химию и области физики, занимающиеся фотоэлементами.

Но постойте. Как это одно и то же? Это что получается - вся материя состоят из квантов? Которые ведут себя как частица и как волна? И выделяются и пропадают едиными кусками? Что за бред?
В попытке хоть как-то логически увязать эти две совершенно различные дисциплины - Эйнштейн приходит к теории относительности, где утверждает, что скорость света постоянна, и вообще само понятие скорости относительно, и все относительно, мир это иллюзия, он относителен наблюдателя.

Позже его еще добьет новостью, что Бог играет в кости. Но даже эти результаты приводят его в полное замешательство, потому что противоречит самому посылку науки девятнадцатого века - казалось ведь что все, все уже почти изучено. Сейчас добьем фотоэффекты, электричество, в конце концов это же редкие частные случаи, разве нет? И все, вся природа досконально будет изучена.
И тут - хер тебе в рыло, ничего никогда не будет досконально изучено. Потому что все относительно.
Остаток жизни Эйнштейн посвящает попыткам доказать, что он ошибся. Проблема в том, что он оказался прав.