Санди Зырянова
00:51 29-03-2020 Улов
Я говорил, да, что по большей части читаю. Из-за руки.
"Поход за Великую Стену", Ду Фу.
Классик китайской поэзии. Что-то в его стихах есть, какая-то такая открытая правда жизни. Особенно сильно звучат военные стихи.
И в то же время - это во мне включился ценитель стихосложения - видно, что развитие поэтической формы к тому времени ограничивало автора. Пройдет 400 лет, и Аль-Мутанабби напишет касыды, которые более динамичны и позволяют больше сказать. Причем и физически: касыдная строфа намного длиннее. А еще через 600 лет Лермонтов напишет "Бородино" специально разработанной для этого случая строфой...
Но и древнекитайские стихи ценны до сих пор: ясностью, четкостью, выразительностью деталей.

"Загадка женственности", Бетти Фридан.
Интересное исследование, причем интересное в том числе и тем, на чем автор не концентрировался. Автор исследовала моральное состояние неработающих женщин. Но поскольку ей требовалось установить причины, побудившие женщин засесть дома, исследование вышло за рамки и описало работу промышленности и рынков сбыта США на то время. Впрочем, оно все мало изменилось, а принципы манипуляции общественным сознанием получили еще и развитие. Понятное дело, в ущерб общественному сознанию.
Есть интересные моменты. Видно, что внедренные в сознание установки по ведению хозяйства заставляют хозяек делать много лишнего, еще и использовать эту глупость для самоутверждения, в том числе для тирании других женщин. Фридан выяснила причину.
Очень интересно было почитать, что Фридан пишет о советских семьях, в которых все мамы работали. Разумеется, она ставит советских женщин в пример американкам и отмечает, что советский пионер - американским ребятам пример по части самостоятельности, приспособленности к жизни и уровню счастья.
Но вкупе с исследованием другой американки я сделал вывод, что каждая система по-своему использовала женщин, не давая им полной возможности для самореализации. Так, американские промышленники проповедовали жизнь домохозяйки, чтобы организовать колоссальный внутренний рынок сбыта бытовой техники и товаров для дома. В СССР делали многое, чтобы женщина могла совмещать материнство и труд. Но! Американская домохозяйка в итоге получала крайне низкий уровень счастья со всем, что этому сопутствовало, особенно тяжело было пожилым женщинам. А советская женщина - неустроенный быт, стирку руками, уборку веником и т.п., что изматывало ее и не позволяло реализовать свой человеческий потенциал. Как тут реализуешься, если надо стоять у плиты или шмотки стирать... (И да, почему-то мысль о воспитании мужчин мало кому приходила в голову). Поэтому, например, идея героя Хайнлайна в "Двери в лето" с бытовыми роботами для женщин, которая кажется нам передовой, на самом деле идет в русле общества 1950-х годов. К освобождению женщины она не ведет. Фридан показывает, почему. Домохозяйки США, вооруженные до зубов бытовой техникой, тем не менее использовали ее не для освобождения от работы, а для создания иллюзии "интеллектуальности" своего труда, и изобретали много лишней работы, чтобы побольше занять время. Концепт лихорадочной деятельности, бессмысленной, но создающей иллюзию смысла жизни, не нов, его еще Жан Кальвин использовал.
В то же время очень явно показана деградация женщин под давлением общественных установок и организации образования, нацеленного на взращивание домохозяек. Параллельно с ней шла деградация прессы и искусства, адресованного женщинам.
Удивительно, что американское общество смогло встряхнуться и за короткое время вырулить на правильную стезю. А еще удивительнее, что наше общество, имевшее очень солидные достижения, сумело их с такой легкостью и даже остервенением разрушить.