Тень в сумерках
21:00 19-04-2020 Невероятная вышивка Сучжоу.
одно из самых необычных традиционных искусств Китая - потрясающей красоты вышивка из райского города вечно-цветущих садов, Сучжоу! Да, это не акварель - эти картины созданы с помощью иглы и цветных шёлковых нитей!
[изображение] [изображение] [изображение]
Под морем - море чудесных шёлковых картин, и рассказ об этом необычном виде искусства)))
[изображение] [изображение] [изображение]
Вышивка шёлком по шёлковой же ткани – жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад). Император царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шёлковой ткани.
В книге “Тайные сокровища Цинов” написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.
[изображение] [изображение] [изображение]
Сучжоу - настоящая жемчужина Поднебесной. Сами китайцы называют эту местность “Рай на земле”; иностранцы предпочитают другое название, “Китайская Венеция” – из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, и описывал его словами “великий” и “благородный”.
Сучжоуская техника шёлковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов.
[изображение] [изображение] [изображение]
Шёлковой нитью тутовый шелкопряд окутывает себя накануне перерождения в бабочку. Специальный секрет из желёз гусеницы моментально твердеет на воздухе. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента, разделенная посередине бороздкой. Весь кокон образован единым непрерывным волокном длиной от 300 до 1500 метров. Толщина волокна 20 микрон. Нить двойная, так как у червя две производящие шёлк железы. Она чрезвычайно прочна на разрыв и выдерживает вес в 15 граммов — примерно в 15 000 раз больше собственного веса.
Отличительную особенность шёлка представляет его блеск. Свет играет, отражаясь частично, частично же преломляясь в призмообразной форме волокна (в разрезе оно треугольной формы с закруглёнными краями). За счёт этого шёлковая ткань кажется подвижной, а изображение, вышитое шёлковой нитью, обретает объём и словно бы оживает.
[изображение] [изображение] [изображение]
Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шёлковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: “переулок шёлковой нити”, “фабрика шёлка”, “улица вышивки цветов”, и другие.
В прошлом каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях.
[изображение] [изображение] [изображение]
Основными сюжетами для них служили символы:
• Рыбы (карп) – символ успеха;
• Бабочки – символ безмятежной радости, счастья;
• Цветы лотоса – символ верности;
• Сливы, персики – символ плодородия и изобилия;
• Птицы – символ свободы и радости.
[изображение] [изображение] [изображение]
Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных предметов, одежде, платочках, зонтиках, веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, встречается вышивка по шелку.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света: когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке – писал в 17 веке Дун Цичан.
[изображение] [изображение] [изображение]
Другой излюбленный приём — игра на различии плотностей «закрашивания» стежками в сочетании с прозрачной основой. Сучжоуские техники идеально подходят для передачи таких изобразительно сложных явлений, как пух, рябь водной глади, брызги и прочего. Интересны световые и цветовые контрасты, имитация посредством вышивки эффекта люминисценции (светоизлучения).
Создание картин из стежков — чрезвычайно кропотливое занятие. На одну картину уходит от 6 месяцев до года неустанного труда мастера. Особенно трудоёмка двухсторонняя вышивка, при которой изнанка каждой из композиций прячется под лицевым шитьём, так что глаз постороннего наблюдателя не различает узелков и переходов.
[изображение] [изображение] [изображение]
Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
Синий – олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый – олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный – символы огня, радости, счастья;
Желтый – символы земли, власти, мечты;
Черный – символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
[изображение] [изображение] [изображение]
Город Сучжоу превратился в центр шёлковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шёлковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию Запада. Появилась техника “Реалистичная вышивка”.
В 30-е годы появился стиль “Произвольный стежок”: эта техника вышивки
предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, “трёхмерности” и реалистичности вышитых картин.
[изображение] [изображение] [изображение]
Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!
Ну вот, хватит информации. Теперь - полюбоваться на это чудо, созданное с помощью иглы и шёлковых нитей! Потрясающе, но, когда смотришь эти уникальные работы, даже не веришь, что это вышивка! Настолько тонко, изящно и элегантно они смотрятся! И только внимательно присмотревшись, замечаешь - э, да это не штрихи, это нити! Море невероятного))))
[изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение][изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение][изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение] [изображение]