Тень в сумерках
20:36 29-05-2020 Легенда о Масамунэ и Мурамасе. Ч. 2. Мурамаса.
Продолжаем разговор за легендарных японских оружейников! Про Масамунэ мы уже рассказали, для справедливости, поделимся информацией и про его легендарного противника, на деле, жившего совсем в другую эпоху - да-да, речь пойдёт о творце "проклятых мечей", Сэнго Мурамасе!
[изображение] [изображение] [изображение]
Мурамаса (яп. 千子 村正 Сэндзи (или Сэнго) Мурамаса) — знаменитый мечник и кузнец, живший в Японии в период Муромати (предположительно в 16 веке), основатель оружейной школы Мурамаса. Саму фамилию Мурамаса можно перевести, как «правильная деревня». Его иногда называют современником или учеником другого великого мастера — Масамунэ, однако это неверно, так как последний жил двумя веками ранее. По преданию, клинки Мурамасы «жаждут кровопролития» и приносят зло, тогда как мечи Масамунэ, наоборот, являются атрибутом спокойного и невозмутимого воина.
Считается, что было несколько мастеров с таким именем. Согласно общепринятой версии, первым был Сэнго Мурамаса, который работал в поздний период эпохи Муромати (около 1460 года). Он подписывался всегда светским именем, которое состояло из двух иероглифов (их можно увидеть на хвостовике меча, представленного на фотографии), хотя получил духовное имя Нюдо Мёдаи.
[изображение] [изображение]
Вторым в династии был его сын, которого также звали Сэнго, он тоже стал оружейных дел мастером и подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сэнго Мурамаса, или Мэису Кувана дзю Мурамаса.
Школа изготовления мечей из провинции Исэ славилась необычайной остротой своих клинков. Самая первая из её известных работ датирована 1501 годом. Школа Мурамаса продолжала существовать, по крайней мере, до конца 16 века.
Считается, что Мурамаса был учеником Хэйандзё Нагаёси, известного мастера копий и чеканки, работавшего в Киото. Согласно ряду источников, мастеров по имени Мурамаса было несколько — речь, вероятно, идёт о целой династии оружейников.
[изображение] [изображение] [изображение]
Несмотря на непревзойденное качество закалки и ковки официальные эксперты, такие как Хонами Котобу, называли клинки Мурамаса низменными, кровожадными и недостойными и вычеркивали их из реестров своей гильдии. Согласно легенде, мастер ковал свои клинки, нашептывая: «да будет ужас в мире». По преданию, Мурамаса был суровым аскетом, повелителям темных духов, и именно они помогали заковывать ему в клинки заклинания и демонов убийства. Его оружие славилось нечеловеческой остротой и прочностью. Клинки Масамунэ, напротив считались не только качественными, но и «высоконравственными».
До наших дней дошло всего около 40 мечей Мурамаса, из которых четыре находятся в музейных коллекциях, остальные — у частных коллекционеров.
Клинки мастера Мурамаса отличались невероятной остротой и прочностью, и обладать ими почитали за честь выдающиеся самураи.
Мечи всех троих мастеров обладали следующими характеристиками:
Мечи больше похожи на традицию Мино, а не Масамунэ. Но по сути, мечи сочетают в себе характеристики и той, и другой традиции.
Клинки следующих типов: катана, вакидзаси, танто, несколько тати и немного яри (копья). В целом по форме они соответствовали лезвиям Мино, за исключением того, что клинок был более широким и тонким, синоги (ребро) размещалась выше, острие было длиннее.
Текстура поверхности — итамэ-масамэ (прямая слоистость).
Цвет поверхности — чистый темно-синий с ниэ (относительно крупнозернистые зеркально-подобные частицы мартенситы на линии закалки).
Линии закалки волнистые, или напоминающие по форме голову божества Дзидзо.
Линия хамон с одной стороны клинка зеркально повторяет хамон противоположной стороны. Кроме этого, хамон мастера с очень мелкими деталями, практически касающийся ха.
Хоримоно (гравировка) на клинке встречается редко, гораздо чаще бывают долы.
Хвостовик формы «живот рыбы».
Хамон с поверхностью нанако (поверхность в виде «икры рыбы»), в которой гранулы расположены диагональными линиями с образованием ромбиков, или нотарэ — волнистая линия, смешанная с хако (неровная линия с «коробочками»), многие с укрупнением к рукояти. Основание линий часто продолжается до края, иногда с аси (тонкие секторы мягкой стали на клинке, идущие до самой режущей кромки лезвия). Цвет якибы (закаленной части клинка) чистый кристалльный белый с голубоватым оттенком.
[изображение] [изображение] [изображение]
Одна из самых распространённых легенд говорит о "кровожадности" проклятых клинков Мурамасы: говорили, что, раз обнаженный, клинок Мурамасы не вернется в ножны, пока не изведает вкуса крови, будь то даже кровь его собственного владельца. По японским поверьям, такое оружие способно пробудить «жажду крови» в тех, кто рискнул бы им воспользоваться.
По легендам проклятье клинков Мурамаса было направлено против клана Токугава, который правил Японией в эпоху Эдо (1603-1868). Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы Иэясу, который стремился завладеть властью над всей Японией, и поэтому вложил в свои мечи проклятье для его семьи. Несмотря на кажущуюся мистическую природу легенд, имеются факты, которые заставляют поверить в них. Данные факты подтверждены документально, и доподлинно известно, что с мечами Мурамаса связана череда смертей и несчастных случаев в династии великого Иэясу.
В 1535 Киёясу, дед первого Сёгуна Токугава Иэясу, был убит своим слугой Абэ Масатоё. Киёясу был рассечен надвое мечом Мурамаса.
В 1545, Мацудайра Хиротада (отец Иэясу) был смертельно ранен Иваматсу Хачия, который был вооружен мечом Мурамаса.
Сам Иэясу в детстве по случайности серьезно ранил себя собственным вакадзаси работы мастера Мурамаса.
Когда в 1579 году Ода Нобунага приговорил к сеппуку Нобуясу, сына Иэясу, секундант-кайсяку отрубил ему голову катаной Мурамаса.
В битве при Сэкигахара, после поражения Исида и Кониси в 5 год Кэйтё, один из генералов Иясу (Ода Кавати-но-Ками) Нагатакэ разрубил своим яри шлем Тода Сигэмаса, и Иэясу захотел посмотреть на столь острое оружие. Изучая клинок, он порезался и со вздохом сказал, что должно быть, его выковал Мурамаса. Впоследствии это оказалось правдой. Учитывая эти события и то, что, казалось бы, проклятие на дом Токугава было делом рук мастера Мурамаса, Токугава Иэясу запретил владение любыми клинками Мурамаса, под страхом смертной казни.
[изображение] [изображение] [изображение]
Ответ был предсказуемым. Много мечей работы мастера Мурамаса были уничтожены, но многие были спрятаны, а на некоторых из них подписи мастера были удалены или изменены, чтобы позволить владельцу носить их. Самые отчаянные носили мечи без каких-либо изменений. Более хитрые, взамен настоящих мечей, сдавали властям подделки. Наследники Иэясу продолжили преследование владельцев легендарных клинков - даже в течение ста лет после смерти Токугава Иэясу, ношение и хранение этих мечей сурово каралось. Так в 1634 Таканакэ Уме но Сукэ Сигеёси, судью Нагасаки, приговорили к совершению сэппуку, когда обнаружили, что он хранил 24 клинка Мурамаса.
Несмотря на эти прискорбные инциденты, Токугава Иэясу и его поколение, казалось, очень ценили оружие Мурамасы. Сам Иэясу владел двумя мечами, выкованными Мурамасой, и оставил их своей семье; по состоянию на 2013 год семья Овари-Токугава все еще держит один из двух в качестве фамильной реликвии. Хонда Тадакацу, один из четырех величайших полководцев при Иэясу, владел Тонбогири, легендарным копьем, выкованным Фудзиварой Масазане, который учился в школе Мурамаса. Сакаи Тадацугу, еще один из четверых, держал Иносиси-гири, меч, выкованный Масазане.
[изображение] [изображение] [изображение]
В период Бакумацу (1853-1868) Мурамаса почему-то считался носителем проклятия против сегуната, и поэтому Исин Шиши (активисты-революционеры, противники сёгуната) хотели приобрести клинки Мурамасы. Несмотря на то, что школа Мурамасы не имеет высокого или престижного статуса, который мог бы использоваться императорской семьей в обычное время, Мурамасой владел принц Арисугава Тарухито, главнокомандующий Императорской армией против сегуната Токугава во время войны Босин (1868-1869). Чтобы удовлетворить растущий спрос, подделки клинков Мурамаса также часто делались в этот период.
Ещё один инцидент с мечом Мурамаса произошёл в 1823 году в замке Эдо. Мацудайра Гэки, по неизвестной причине, убил трёх человек, используя меч Мурамаса. Гэки находился с 5 людьми в библиотеке Нисимару. Внезапно он встал, молча взмахнул мечом, и голова Хонда Иори слетела с плеч. Тода Хиконосин вскочил, чтобы убежать, но Гэки рассёк его по диагонали через плечо одним мощным ударом. Нумата Сакё был рассечён горизонтальным ударом на уровне пояса и добит диагональным ударом через плечо. Так, за несколько мгновений, трое были убиты наповал четырьмя взмахами меча. Двое других, Ками Горо и Мабэ Гэндзюро, бросились бежать, были ранены в спину и ягодицы - но остались живы. Вот каковы возможности клинка Мурамаса в руках хорошего бойца.
[изображение] [изображение] [изображение]
Образ мечей Мурамасы, жаждущих крови, широко использовался и в театре Кабуки. Одна из самых известных - "Рассказ о Сано Дзирозаэмоне", Цукиока Еситоси, 1886 год. Ходили слухи, что Джирозаэмон убил свою возлюбленную проклятым мечом. Драма кабуки Каго-цурубе Сато-но-Эйзаме (1888) утверждала, что его меч был выкован Мурамасой.
Мечи Муромаса были классифицированы официальным испытателем Ямадой Асамоном как «мечи высшей степени остроты». Некоторым клинкам мастера Мурамасы давали собственные имена. Например, "Резчик бороды" рубил головы вместе с бородой. А вот меч "Повелитель колен", которым преступника казнили в положении сидя, отрубив голову жертвы, скользил вниз и заодно перерубал ему и колени.
[изображение] [изображение] [изображение]
И - поделюсь собственными впечатлениями. Тень довольно часто бывала в Москве, и самый любимый музей столицы, "Музей Востока", посетила ажно три раза кряду. Мне везло, - я смогла побывать на знаменитой выставке японского оружия и доспехов, Art of War, и среди многочисленных экспонатов выставки был как раз меч авторства Мурамасы (скорее, судя по размерам, танто)...Впечатление от клинка - хищное, сталь отливает голубизной, и вот это оружие обладает самой настоящей притягательной силой: очень хотелось взять его в руки! И - да, линия хамона, словно белые разводы на льду...Красота неописуемая!
Маленький ролик для тех, кому не так повезло: