Svetlanchik
11:21 21-07-2020 Псков. День 2.
Второй день начался с приключений. Я начала вызывать такси до вокзала, а мне не нашли машину в приложении. Но со второго раза нашли водителя, что мы приехали идеально за 5 минут до отправления (спасибо зеленым светофорам!).
Что в итоге с автобусом до Пушкинских гор. Это феерия. Контролер сказала, что машину подают по мере покупки билетов. То есть на сайте сначала выдают транспорт типа маршрутки, а потом могут добавить места и другой транспорт подать. Таким образом мы ехали в полупустом автобусе, а не в маршрутке, как было заявлено изначально. Автобус проходящий, он идет до Великих Лук, поэтому в обратную сторону автобус будет по мере наполнения из Великих Лук (то есть тоже не маршрутка ни разу). Поэтому, как я и говорила, можно было не париться с билетами через интернет, но мы всё же перестраховались. У нас получилась очень быстрая поездка, мы быстро перемещались между деревнями, но всё успели, что планировали.
Автобусы в Псковской области кошмарны. Я таких автобусов в жизни еще не видела (хоть в Волоколамске тоже не фонтан были, но такой жести я не видела). Сидишь фактически в консервной банке без воздуха, в жару это особенно чувствовалось. Причем мучаются и пассажиры, и водители. Ну да ладно, выбора не было.

Приехали мы идеально по времени. Быстро узнали, что до Михайловского (как и писал интернет) сегодня нет автобусов, но есть до Тригорского в 10 утра. Мы ноги в руки и побежали к монастырю, где отпевали Пушкина и где он похоронен. Славное место, спокойное, могила без бюста, что очень к месту. Красивый памятник напротив монастыря стоит.
Прибежали обратно на автостанцию, купили билеты до Тригорского. Подали блестящий ПАЗик (буквально). Это единственный новенький автобус, который мы встретили. Судя по надписи "Дети", это а-ля школьный. Ехать было совсем немного, но мы ехали ровно 30 минут по маршруту, заезжая во все базы отдыха))) Ну кто ж знал))
Так у нас получилась поездка как бы в обратном направлении: могила - Тригорское - Михайловское.
В Тригорском нам очень понравилось! Мы успели на экскурсию по дому (по парку сами прошлись немного), вела приятная женщина. Походили в тишине парка, сделали кучу красивых снимков. Ну а потом двинули в Михайловское. Расчетное время в пути 45 минут, но мы шли немного дольше, потому что один раз хотели свернуть не туда. Дорога - песня. Сначала через поле, потому по асфальтированной дороге, потом через лес. Трава в поле выше моего роста, на улице примерно +25, а в траве парилка, потому что полный штиль. В лицо шарашит горячий воздух. Я очень удачно переодела шорты на джинсы, потому что все ноги мне начали облеплять слепни, а около озер еще и комары (удивительно, но на руки никто не садился практически). Видимо, я разбивала воздух для них, потому что на маму, которая шла по тропинке за мной, вообще никто не нападал! Я шла очень быстро, сказала, чтобы мама не переживала, что отстает (она была в босоножках), главное видеть мою спину.
В Михайловское пришли примерно в 12:40, на экскурсию времени уже не было, тем более у них такое правило: после покупки билетов первых посетителей группа формируется в течение 20 минут. То есть, если бы мы купили билеты, экскурсия началась бы только через 20 минут. В итоге решили сами походить по дому.
В Михайловском очень много людей. Прям ОЧЕНЬ, что непривычно было после тихого Тригорского. Может, по этой причине в Тригорском мне было более приятно, хоть и нельзя сравнивать два места, они очень разные. Из-за экскурсий фактически ущемляют одиночных посетителей. Нас просили ждать и не переходить в другой зал, пока там вещает гид. Я в итоге плюнула на эти запреты и пошла туда, где экскурсия. Почему я должна ждать, если у меня билет, плюс я не вижу смысла по 10 минут рассматривать маленький зал. И мне никто ничего не сказал, впрочем, это и логично.
Обе усадьбы, грубо говоря, новодел. Дома сгорели, поэтому их 50-60 лет назад решили восстановить по прежним чертежам на тех же фундаментах. Подлинные вещи есть, но в основном это обстановка той эпохи.
У нас на парк в Михайловском было совсем немного времени, поэтому мы просто чуть медленнее шли через него, направляясь уже обратно к автовокзалу в Пушкинских горах. Шли мы ровно 1 час. Тоже частично через поле) Но удивительно, Яндекс четко видит эту дорогу, плюс на сайте музея-заповедника она прочерчена.

Если бы мы знали ситуацию с автобусами (взяли бы билет позже), то, конечно, заглянули бы еще в дом Довлатова, он находится по пути в Пушкинские горы из Михайловского, чуть в сторонней деревеньке. Судя по информации в интернете, ему еще недолго осталось, потому что с деньгами туго. Грустный дом, но подлинный, именно он в "Заповеднике".

Мы приехали вместе с несколькими туристами, которые тоже с нами возвращались, мы не одни такие особенные своим ходом везде) Но парни, думаю, сразу с таксистами договорились и поехали в Михайловское - наш автобус на автовокзале в Пушгорах поджидали 3 машины, через полчаса (когда мы пришли из церкви) уже никого не было.

Во Псков приехали идеально. Я еще в автобусе вызвала такси, чтобы быстро доехать до Кремля и успеть подняться на башню. Приехали в 17:15, как раз добежали до смотровой за билетами (касса до 17:30, а башня до 18 часов). Погуляли по Кремлю, полазили по стенам, а потом вышли в небольшой парк у реки и дошли до Гремячей башни. Оттуда уже в гостиницу. Вечером снова вышли на закат, но он не особо впечатлил, но мы прошли на противоположную сторону реки (мама сама бы по-любому туда не пошла), посмотрели панораму на Кремль в закатном небе, подсветку.
Ну а на следующий день я рано утром поехала в аэропорт, а мама сначала каталась на кораблике, а потом гуляла по городу с картой (я ей подробно рассказала, что можно посмотреть, куда сходить). Ей очень понравилось, она в какие-то церкви заходила, вдоль стен по городу прошла. Вечером жду ее рассказ, потому что она только вернулась.

В целом, я очень довольна поездкой. На выходные - идеальный вариант и без пропуска работы. Да, по самому Пскову я мало погуляла, но видела из окон машин. Как я говорю, есть повод вернуться! Из того, что можно еще посетить: дом Довлатова (плюс еще есть Петровское, до которого далековато добираться), Остров с подвесными мостами (на удивление, с этим городом очень удобная логистика, много транспорта туда и обратно), Порхов с крепостью, Кремль, когда снимут леса, усадьбы разные, да и в принципе по тому же маршруту можно еще раз проехать, а обратно не в Москву, а продолжить поездку в Питере, например. Короче говоря, я всегда найду, что посмотреть))

Здорово было выбраться первый раз после долгого перерыва! Ни капли не жалею о поездке, тем более с погодой очень повезло - было тепло и сухо. И мама тоже очень довольна осталась, что приятно)