[изображение]
Спасибо «Читательскому клубу Риз Уизерспун», иначе я бы когда ещё дошла до этой прекрасной книги…
А это – одна из лучших историй взросления, которые я читала. И одна из самых цельных книг. И тех книг, которые приятно и интересно читать.
Читать читателям (сорян за тавтологию), чтобы получить максимальное удовольствие от книги, потому что всё в книге на своих местах. И погружаясь в дивный и экзотический мир болот Северной Каролины и неспешную жизнь их обитателей, как двуногих, так и пернатых, оказываешься в совершенно ином измерении, которое проще и сложнее одновременно, которое настолько другое, насколько это вообще возможно. С другими отношениями, другими желаниями и мечтами, другим пространством и совершенно иным течением времени. И окунувшись в него – это чудо какое-то – можно запросто выпасть из собственной реальности, настолько объемный, живой и настоящий этот книжный мир. Прекрасный автор, на самом деле, прекрасный, Делия Оуэнс, не только владеет словом (и переводчику тут отдельное спасибо, за то, что полностью передан авторский дух), но и обладает теми знаниями, что позволили сделать книгу не просто историей взросления, но и наполнить её массой интересных фактов, которые были уместны и так тонко вплелись в суть самой истории, что стали неразрывной и определяющей её частью. «Там, где раки поют», тот чудесный пример книги, в которой каждая деталь, каждое насекомое, каждая ракушка на своём месте. А еще это книга – проекция авторского опыта, не только профессионального, но и человеческого, поэтому Болотная Девчонка настолько живая и в достаточной мере автобиографичная.
показать
А еще эту книгу стоит непременно читать специалистам-филологам и будущим авторам, потому что давно я не видела столь тонких описаний природы, столь талантливо раскрытых характеров и такого погружения в эпоху.
Сюжет не сложный. На болотистых землях живёт многодетная семья: 5 детей (от 17 до 6 лет), мать и отец, «болотные крысы» - из тех, от кого в чистеньком посёлке нос воротят, потому что они – голытьба чумазая. Мать как может, тянет хозяйство, дети тут же – помогают и учатся, отец в основном пьет и поколачивает семейство. И наступает тот день, когда мать берет чемодан и уходит в никуда. Постепенно разбежались и дети – подальше от унылого бытия, счастья искать. На болотах осталась лишь малышка 6 лет с вечно пьяным и депрессивным отцом, который тоже вскоре уйдет.
Киа было 7 лет, когда она осталась совсем одна. Без денег, без еды, без топлива. Посреди болот. И теперь только чайки будут её друзьями. История Болотной Девчонки, которая учится читать уже будучи подростком и впоследствии станет гениальным биологом. Которая знает всё, что только можно знать про обитателей болот, умеет заметать следы и делать миллион дел, которые даже не придут в голову современному городскому жителю. Но которая пройдет бесконечно долгий путь к таким базовым и таким необходимым потребностям, как человеческое тепло и доверие.
Квинтэссенция одиночества – вот, что это за книга. Приправленная убийством, вокруг которого будет разворачиваться и закручиваться временная спираль, эта история держала меня до последнего. И не сильно и важно, кто был убийцей – в данном случае, но важен тот путь, который был пройден из начала 50-х годов, когда всё рухнуло, к нулевым, когда всё встало на свои места.
Две временные линии спиралью ДНК обвиваются вокруг друг друга, закручивая маховик той бесконечно активной и глубокой внутренней работы, что происходит внутри Киа, познающей мир тем странным и дивным способом, который выдался на её долю.
История взросления, история выживания. И столько всякого разного поднимается походу со дна болот. Старые тайны, история семьи, пришедшей к упадку, история империи, которая была выстроена на месте этого тлена, и, хотя «империя» не имеет ничего общего ни с богатством, ни с могуществом, но именно империю выстроила на родовых землях Киа. Свой собственный мир.
Сюда же другие, социальные аспекты: тут и расизм, и роль женщин и матерей, отцов и друзей, партнерство, точки опоры, социальные взаимоотношения, расизм – очень много всего.