Санди Зырянова
04:06 29-01-2021 Тень ветра
Уф, я все-таки дочитала "Тень ветра" К.Р.Сафона
Она очень красиво написана. Хотя динамики не хватает.
В ней под конец обнаружилась лихо закрученная фабула - лихо в духе Эжена Сю, то есть с невероятными ходами и совпадениями. С архизлодеем и архипредателем, да. С любовью. С выдачей одного человека за другого. И еще раз с любовью. И даже с любовью между потерянными братом и сестрой, как в бразильской мелодраме.
На фоне этой вялотекущей детективной истории дается широкая картина жизни Испании во времена Франко. Ужасные картины, по совести. С вмешательством полиции в личную жизнь, со свежими воспоминаниями почти каждого об убийствах, насилии, крови на пороге дома. И хуже всего - страх, ожидание расправы, которая нередко и наступает по ничтожному поводу. С одной стороны - водохранилища, которые строятся по всей стране, с другой - полицейский произвол (животрепещуще, да?), доносительство. политическая цензура. Простодушные испанцы, которые говорят, что выдающиеся люди века - это какой-то тореадор и Хосе Сталин, и спорят о потенции последнего. Домашнее насилие в его самой чудовищной форме. Удручающее сословное деление.
Много специфически испанского, поэтому много сносок, но так даже лучше: эффект погружения.
Я. кстати, вспомнила, почему мне не нравятся произведения испанских писателей. У них женщина это отдельный сорт человека, и мужчина может быть в нее только влюблен. Ну, или влюблен раньше, или влюбится когда-нибудь потом. Деловое, дружеское, товарищеское общение, общение по интересам? - не, не слышали. Правда, я не читала новейших испанских текстов, мож, там более адекватно. Но у Сафона это есть. И мне оно не понравилось. Хотя о женщинах в целом в книге говорится скорее лестно.
Очень много интересных мыслей. Книгу можно с ходу разобрать на цитаты.
Актуален сеньор Алдайя. То, что он несет только разрушение, такой архетип мужчины-разрушителя, - таких "бизнесменов" было много в 90е и частично в нулевые, и они так и вымерли, физически или разорившись, по той же причине: слишком яро лезли во власть. И распутство его тоже знаковое. Для этого типажа секс - еще один вид власти и контроля. Многие женщины, кстати, погорели на дурацкой вере в то, что секс = любовь: такой тип способен вылезти из постели и тут же разорить "любимую", уничтожить ее жизнь, даже убить.
Обе лав-стори оставили тошнотворное ощущение. Отцы в обеих омерзительны - этакие патриархи. Отцовская любовь у такого типажа не лучше секса: власть и контроль, иногда ценой жизни любимой доченьки, иногда просто в виде скандала.
И хэппи энд.
Так что ощущения двойственные: с одной стороны - живая жизнь и множество дельных высказываний, с другой - откровенный мелодраматизм в духе традиционной западной беллетристики. Но мастерство писателя блестящее, этого не отнять.