Смотрю тут (скорее слушаю) раздоры Breaking bad от Жукова с Гоблачем. Забористая вещь, да. Вспомнился мне разбор первого сезона, а точнее той серии, где мистер Уайт (тогда ещё Уайт), поняв, что окончательно увяз в криминальной хрени, сидит и вспоминает аспирантуру. Когда он со своей тогдашней невестой (которая потом к его другу и партнеру свалила) искал химический состав души, раскладывая человека на элементы по массе. И Жуков обращает внимание, что вот, мол посмотрите, как тонко сделано: даны две сцены рядом, вот эта в аудитории, и Уайта за рулём, сидящим в машине на закате на пыльной и грязной дороге. Что вот там аудитория с огромным окном во всю стену, через которое пробиваются лучи рассветного солнца, они там о душе рассуждают, из окна вид открывается в прекрасные дали (перспектива, понятно, метафора, не дураки тут собрались), девушка с одухотворенным лицом рядом, фактически - Мадонна (не
та, а библейская), которая правда потом той ещё Мадонной окажется, но это - детали. И вот они как бы воспаряют в этой сцене, стремятся к свету, тогдашний Уолтер стремится к свету. И тут же - резкий контраст с днём сегодняшним, пыльной дорогой на закате (кстати, он не зря там стоит на мосту, тут тоже символизм во все поля - тут тебе и Стикс и Рубикон и прочее) и мы понимаем, что пришел-то по итогу Уолтер во тьму.
Понятно, что символизм сцены должен ознаменовать перерождение главного героя, но у меня, как обычно, свои ассоциации. Более жизненные. Потому что криминальной хренью, похожим, занимаются у нас сильно не все, но вот путь от одухотворенного юноши со взором горящим до побитого молью лысого мужика на пыльной обочине проходили многие. Когда ты во время учёбы в пору туманной юности занимаешься чем-то, что самому тебе кажется жутко перспективным и интересным, когда ты представляешь как тема, которую ты разрабатываешь изменит, ну если не мир, то хотя бы отрасль, что впереди - открытые горизонты, безудержный творческий поиск, бдения в лабораториях или перед монитором с крутящейся на нем средой разработки, и понедельник начинается в субботу, а ты горишь какой-то идеей и важно только то, что ты делаешь сейчас и есть только миг между прошлым и будущим, и вот это все. А потом ты выходишь из вуза и понимаешь, что за твои светлые идеи особо не платят, потому что, в большинстве мест твоей отрасли они нахер никому не нужны и платить за них никто не собирается, а кушать хочется уже вот прямо сейчас. А там, где нужны и за них даже платят, лимит мест ограничен похлеще, чем в твоей аспирантуре. А на тех местах, куда тебе реально попасть вот прямо сейчас, реально нужно перекидывание "навоза" совковой лопатой, фигурально выражаясь, конечно. Просто навоз - специфический и для понимания его сути и куда его кидать требуется высшее образование и профессиональная подготовка. Но смысл от этого не сильно меняется. И вот как-то само собой за этой рутиной оказывается, что прошло уже пятнать лет, а ты, как-будто ещё вчера радостно расписывавший формулы на доске в светлой аудитории с огромными окнами с видом на залив, и заливавшийся соловьем о перспективах внедрения новых технологий, обнаруживаешь себя в пыльной конторке, из окна которой виден задний двор железнодорожного депо, заваленный колёсными парами и прочим металлоломом в компании таких де мрачных типов с потухшим взором и занимающимся какой-то несусветной фигней, даже в примерное сравнение не идущей с тем, чем ты жил тогда, в той аудитории. Да и из зеркала на тебя смотрит уже давно и не юноша с горящим взором, и не импозантный уверенный в себе профессор/изобретатель/разработчик/нужное подчеркнуть с ироничным взглядом, а вовсе какой-то усталый и опухший от недосыпа морлок. А твои былые наработки, не то, что в отрасли, а в твоей-то личной карьере и жизни ничего к лучшему не изменили, да и вряд ли теперь изменят уже.
Неудивительно, что Уайт попытался удолбаться на машине с моста. Вот это сравнение было/стало, способно и более крепких духом людей в тоску вогнать. Грустно все это.
Current music The Offspring - Kids aren't allright