Еще заметки о поездке по области.
Электрички вообще не развиты. Один раз утром и один вечером по большинству направлений - это ни о чем. Все передвижение идет на автобусах, которые, надо отметить, ходят четко по графику и стоят адекватно. Дороги отличные! Почему так, не знаю. Видимо, РЖД считает, что не рентабельно.
Вся область по факту объезжается туда-обратно легко. Можно утром выехать из Калининграда, доехать до нужного места, погулять там и вернуться обратно. И в этом главная проблема для этих городков - туристы не остаются на ночь (за редким исключением). Все гостиницы, в которых я останавливалась, стоят пустые или полупустые. Все деньги, туристы, вся тусня или на побережье,или в Калининграде. Из-за этого и у городков нет особого стимула развиваться дальше, чем есть сейчас, как мне кажется, возможно, ошибаюсь.
Многие исторические здания, в которые вложились частники и устроили музейчики и другие туристические заманухи, выглядят отлично. Я бы сказала так: там, где частники, как правило, место притяжения. Тот же Форт 11, например. Подавляющая часть зданий, принадлежащая министерству обороны, очень печальна. Это просто боль. Не всё,конечно, но министерство,на сколько я понимаю, вообще не горит желанием вкладываться в реставрации и прочее, они используют до последнего старую немецкую застройку. И отдавать никому не собираются.
Много совместных программ по реставрации. В Советске были таблички о сотрудничестве России и Польши. Немцы тоже, как я поняла, частично вкладываются (те, кто тут жил, например).
Очень сильно грустно людям,что границы закрыты,потому что особо никуда не поедешь, они оторваны от всех.
Возможно,мои выводы ошибочны, плюс я всё еще здесь, но пока так.