emergency
03:02 04-07-2021 "Ожерелье Семли" Урсула Ле Гуин
Мне давно следовало прочитать весь хайнский цикл Ле Гуин, но как-то не доходили руки, и вот дошли.
Вообще что Земноморье что сабж, отличаются от всего остального фентези что я читал своим ощущением беспомощности.

В большинстве фентези человечество представляет из себя серьезную силу, благодаря магии находясь фактически на уровне не феодальном, а возрождения. Мир если не управляется крутыми магами, то как минимум эти маги чувствуют себя в нем хозяевами. Если какие-то злые силы есть - они условно победимы, хотя и с трудом.

Совершенно другой подход у Ле Гуин. Магия в ее мирах присуща всему, людям, животным, природе. И люди далеко не сильнейшие ее пользователи, и они совершенно беспомощны перед множеством других мистических сил, которые не являются ни добром ни злом, а чаще всего даже не обращают на людей внимания. Немного этой стилистики касается Игра Престолов, но вообще я нигде больше не находил такого в фентези, и это ощущение очень созвучно мне.

Еще сильнее это проявляется в хайнском цикле, где магии нет вообще, это сайфай, где человечество освоило перелеты со скоростью света, но проблема в том, что планеты все равно так далеко друг от друга, что сам пилот корабля стареет на год, а мир, куда он прилетает - на сотни лет. И тоже самое с любой связью. Поэтому человечество разбросано и с огромным трудом как-либо координирует между собой силы, ты отправляешь послание получатель получит его только через сто лет, а ответит тебе через двести. Это сайфай, где человечество утонуло в потоке времени и совершенно бессильно, где исследователи прилетают на дикие фентезевые планеты, каждый их перелет туда-сюда отправляет их поступки в далекое прошлое, делает легендарными.

Цикл начинается с рассказа "Ожерелье Семли", про средневековую девушку, которая ищет ожерелье своих предков, пока не узнает, что его продали на космический корабль. Тогда она забирается на этот корабль и исследователи пожав плечами забирают ожерелье из своего музея и отдают ей. Но когда она возвращается домой с корабля - оказывается что она заплатила за ожерелье временем, дома прошло десятилетие, ее муж умер, дочь выросла.

Рассказ передается с ее точки зрения, так что все произошедшее для нее это классическая сказочная притча, при том, что Ле Гуин принципиально никакой магии не вводит здесь, чистые технологии и законы физики.

Отличный рассказ, еду дальше.