i-lightning
16:38 30-07-2021 Back to 2013 или Второе большое Азиатское путешествие (день 10)
30 июля 2013 года. «Большой круг»: Пре Руп, Восточный Мёбон, Та Сом и Ник Пин. Ангкор, Камбоджа

[изображение]

На тук-туке кататься нам понравилось, поэтому и в этот день для поездки «в поля» мы снова взяли тук-тук.
И радостно смотрели на – никакой художественной ценности, зато полная душа гармонии. Не знаю, что в этих полях такого, что они настолько резво повергают меня в благость, но что есть – то есть. Люблю поля.

Первая остановка – храм Пре Руп.
Это – один из храмов, в которых хорошо встречать закаты, но поскольку в этот раз мы не встречальщики закатов, поэтому мы приехали сюда утром. Народу было очень немного – храм расположен на востоке и, едущие по «кругам» до него доезжают позже.
Пре Руп был государственным храмом столицы короля Раджендравармана II.
Это – типичный храм-«гора», особенность которого – группы из
трех башен
.

Мы
лезем вверх
.

Верхний ярус
(вложение).

Башни
и «библиотека» на заднем плане.

Барельеф
Барельеф
[изображение]
.

Святилища и львы
Святилища и львы
[изображение]

[изображение]
.

Центральное святилище
.

Сверху прекрасно видна структура «вложений»-«кругов» .

Ещё
группа из трех башен
группа из трех башен
[изображение]
.

И .

Лестница
Лестница
[изображение]
.

Галереи внизу
.

Мы посмотрели храмик и
мимо рисовых полей
мимо рисовых полей
[изображение]
идем дальше.

Следующий по курсу – Восточный Мёбон.
Храм
очень похож на храм-«гору»
очень похож на храм-«гору»
[изображение]

[изображение]
, но на самом деле не является им. Вся «высота» образовалась после того, как вода, окружающая храм, отошла в неизвестном направлении, подняв храм на 5 метров.
Мы идем
внутрь
.

следующего уровня.

и остатки библиотек.

Пять башен Мёбона
.

.

Реставрационные
работы
.

По углам
террас
стоят
монолитные слоники
монолитные слоники
[изображение]

[изображение]
.
А мы идем
на выход
на выход
[изображение]
.
Еще
немного Мёбона
.

А мы едем дальше.

Та Сом или «Та Пром, версия light»

Наиболее прекрасной считается для входа восточная гопура, увитая деревом, но мы
зашли с запада
зашли с запада
[изображение]
.

Гопура третьего окружения
Гопура третьего окружения
[изображение]
.

Внутри все пахнет .

, в которые едва ли пробивается свет - чудесны.

.

Колодец
.

Лингам
.
Некоторые гопуры окружения
вполне отреставрированы
вполне отреставрированы
[изображение]

[изображение]
, а некоторые
лежат в руинах
лежат в руинах
[изображение]
. Согласно одному подслушанному французскому экскурсоводу – реставраторы не всегда понимают, как складывать каменные паззлы. Поэтому они остаются «насыпью».

А мы идем
на выход
на выход
[изображение]
.

Следующий храм Ник Пин или Храм посреди болот.

Ник Пин – маленькое святилище, расположенное на круглом острове.
Изначально это был королевский индуистский храм, который позже приобрел буддистскую символику: озеро – изображает священное гималайское озеро Анаватапта – источник четырех рек, выходящих через рты льва, слона, лошади и вола.

В древних письменах Ник Пин упоминается как «знаменитый остров, привлекающий своими бассейнами, которые смывают грязь грехов с тех, кто туда приходит». Это было местом паломничества: сюда приходили купаться, и «больные возвращались исцеленными», а сам храм ассоциировался с судном для пересечения "Океана Существования”.

Не омовения ради, а любопытства для, мимо
болотца
по
деревянному настилу
деревянному настилу
[изображение]
мы шли к неведомой цели.
С одной стороны настила –
гладь озера
гладь озера
[изображение]
, с другой –
зелень болота
зелень болота
[изображение]
. Болото наиболее аутентично – в джунглях так все и должно быть.
По дорожке мы вышли
к храмовому озеру
к храмовому озеру
[изображение]
.
Прямо на нас уставилась
черная арка
черная арка
[изображение]
, которая на самом деле оказалась одной из четырех часовен, расположенных внутри ступеней центрального водоема.
К подойти невозможно – бассейны отгорожены
заборами
заборами
[изображение]
, поэтому рассмотреть подробнее скульптурные группы не получилось.
Так, то что мне издалека казалось
морским котиком
морским котиком
[изображение]
, на самом деле оказалось конем, несущим повисших на нем человечков. Изображение связано с легендой, взятой из санскритского текста: купец Симхала вместе со своими товарищами отправился на поиски драгоценных камней. Страшная буря потопила его корабль у берегов Тамрадвипы (остров Цейлон); там купцы стали добычей ужасных людоедов, которые грозили их пожрать. И тогда бодхисатва Авалокитешвара превратился в коня по имени Балаха, очутился на острове, а затем поднялся в воздух и перенёс купцов к Будде, спасая от смерти.
Посмотрев на святилище, снова
мимо озера
мимо озера
[изображение]
оно воистину прекрасно – мы поехали завершать осмотр Ангкора.


В комментариях:
- Преа Кхан и Пном Бакенг
Комментарии:
i-lightning
16:34 30-07-2021
«Большой круг»: Преа Кхан и Пном Бакенг

[изображение]

Преа Кхан или Храм Отца.

Преа Кхан был одним из крупнейших проектов Джаявармана VII и был больше, чем просто храм – это был буддийский университет с более чем тысячей учителей и его окружал большой город.
Храм Та Прохм был посвящен матери Джаявармана VII, а Преах Кхан - пять лет спустя, в 1191 году - был посвящен отцу короля. С него была создана статуя бодхисаттвы Локешвара.

За аллеей со столбами вдоль неё следует , похожий на те, что пересекают ров Ангкор Тома: тела двух гигантских нагов по обе стороны дамбы, держит ряд девов (полу-богов) слева и асуров (демонов) справа.
Здесь, как и у ворот Ангкора Том, наги функционируют в качестве нага-моста между миром людей и богов, по которому мы и
перешли
ко
входу
в храм.

Восточная гопура внешнего окружения имеет три входа, каждый с . Стены из латерита украшены
барельефами
.

Гопура третьего окружения
Гопура третьего окружения
[изображение]

[изображение]
является самой большой в Ангкоре.
Сразу за гопурой расположены живописные .
Судя по
барельефам с апсарами
– это был Зал Танцовщиц.
Проходы
галереи
с попадающим в них светом таинственны и прекрасны.

Преа Кхан – это первый (и единственный) храм, в котором мы увидели
лингам и йони
лингам и йони
[изображение]
соединенные воедино. Мужское и женское начало вместе – символично донельзя.

В маленьком храме Вишну, расположенном за гопурой второго окружения был обнаружен
ритуальный предмет
ритуальный предмет
[изображение]
с отверстиями для трех статуй и с носиком для проведения ритуала освящения воды как у лингама. Отсутствующие статуи, согласно надписям на косяке, изображали Раму, Лакшмана и Ситу.

Пространство между галерей второго окружения и внутренним окружением сильно загромождено дополнительными постройками, которые сейчас находятся в состоянии
руин
.
Впрочем, на красоту
барельефов
это не влияет. Они – чудесны.

Галерея
.
Ещё один проход
Ещё один проход
[изображение]
ведет
во двор
к святилищу. Внутри которого располагается
ступа
.

Внутренние стены здесь испещрены
небольшими отверстиями
небольшими отверстиями
[изображение]

[изображение]
, которые служили для крепления бронзовых облицовочных листов. Согласно храмовым надписям их было использовано более 1500 тонн.

На стенах можно обнаружить не только , но и
выцарапанные рисунки
выцарапанные рисунки
[изображение]

[изображение]
.

Ритуальный камень
Ритуальный камень
[изображение]
.

Значительная часть храма выглядит
как-то так
как-то так
[изображение]
.

Шёлково-хлопковые деревья, ползущие
по стенам
– воистину прекрасны. Я по ним уже соскучилась)

Гопуры внутреннего окружения
.

Иногда по стенам ползают не только деревья, но и
пеньки
)))))

Храм расположен симметрично, поэтому, пройдя его насквозь, мы снова вышли к третьему окружению, с его постройками, которые сейчас лежат
в развалинах
и к большой крестообразной террасе с
наговыми балюстрадами
наговыми балюстрадами
[изображение]

[изображение]
, и
львам
.

Баллюстрада с нагами
Баллюстрада с нагами
[изображение]
,
терраса и разрушенные галереи
.

Поскольку выйти нам нужно там же, где мы заходили, мы идем назад.
Внезапно –
удивительное дерево
удивительное дерево
[изображение]
. Что его так возбудило?
По проходам
, мимо
разрушенной статуи Будды
разрушенной статуи Будды
[изображение]
, мимо
галерей
и разрушенных барельефов
вповалку
вповалку
[изображение]
, мимо
развалин
развалин
[изображение]
и деревьев, пытающихся
проникнуть
проникнуть
[изображение]
на территорию храма, мы идем
к выходу
к выходу
[изображение]
.

Проходим
сквозь башню
сквозь башню
[изображение]
, внутри которой обнаружилась еще
одна статуя Будды
одна статуя Будды
[изображение]
.
Если задрать голову вверх – можно увидеть
как сложен купол
как сложен купол
[изображение]
, а сложен он кирпичными блоками «пирамидкой».
Протискиваемся
между стенами
между стенами
[изображение]
.
идем на выход.
В каком-то из закутков нашли
пирамидки
пирамидки
[изображение]
, сложенные паломниками.
Димас
пристроился и сложил
собственную
собственную
[изображение]
.

Знакомый
лингам
– потёрли его на прощание и на удачу и сквозь дверцу из «Алисы»
вышли
наружу.

А снаружи – нага-мост с его
дэвами и асурами
дэвами и асурами
[изображение]
.

Тянем-потянем
))))
Некоторые из них просто сложены
из камней
из камней
[изображение]
.
А ров все же очень похож на
болото
.

Гопура выхода
.
Вчерашним маршрутом через Ангкор Том мимо
Террасы слонов
и мы двигаемся к Пном Бакенгу или «Храму дождя».

Пном Бакенг, благодаря его расположению на вершине горы – еще одно из мест, где принято встречать рассветы-закаты. Поэтому днем тут очень немного туристов. Практически нет.
Особенно их мало в дни, подобные нашему – когда не очень понятно, когда хлынет дождь: прямо сейчас, или секунд через 30.
Впрочем, мы уже подъехали к
подножию
подножию
[изображение]
горы и начали восхождение наверх по
серпантину
серпантину
[изображение]
. В «туристические» часы тут действует «слоновье такси», но днем мы его не нашли.
Поднимаясь вверх, можно увидеть
старую лестницу
, которая сейчас поросла травой и разрушена корнями, и потому огорожена от назойливых туристов перегородкой – только пешком по серпантину, только хардкор!
Особо глазастые могут разглядеть
хвост змеи
хвост змеи
[изображение]
, что охотилась в кустах на крысу))))
Кроме змеи мы нашли сотни пауковых домиков, так что подъём был не скучным.

Со смотровых площадок открываются дивные
виды
на рисовые поля и на дождь, который уже совсем рядом.
Впрочем,
пирамида
храма уже видна, а значит мы почти пришли.
У подножия – статуя священного
быка Нандина
быка Нандина
[изображение]
. А кое-кто уже спрятался под навесом – значит, дождь нас догнал.
Между первой и второй порциями «небесной благодати» мы начали
подъём
– спуститься вниз мы уже не успевали категорически. Поэтому – «Только вперед!».
Храм, сложенный в 9 веке весьма поврежден. От некоторых львов, например, остались одни
воспоминания
воспоминания
[изображение]
.

.

Уцелевшие
львы
.

Из-за надвигающегося ливня
видимость так себе
видимость так себе
[изображение]

[изображение]
. Поэтому обещанную панораму и виды на Ангор Ват мы не получили. Поэтому довольствуемся
наличествующими прекрасностями
наличествующими прекрасностями
[изображение]

[изображение]
.

Верхняя платформа – пять башен, расположенных в шахматном порядке. В центре –
святилище
.
Судя по
каплям на объективе
каплям на объективе
[изображение]

[изображение]
, дождь нас таки догнал. Там же в святилище мы и прятались от ливня, зазвав к себе в «домик» еще и компанию корейцев. А потом дружно с ними съезжали вниз – после дождя спуск (он же подъем) становится нереально скользким.

Поскольку фотоаппарат был надежно укрыт от дождя, это стало моими последними фотографиями на сегодня. На часах – почти два, а значит снова пришло время отдыха и ничегонеделания.