Писал историю-ответ на задолбайку. Похоже, опять не опубликуют (уже вышел конкурирующий). Пусть здесь лежит.
Ну здравствуй, "скромный технический специалист", знающий про влияние стоимости материалов и работ на конечную цену изделия. Ты знаешь, в целом ты даже прав: совсем дешёвые продукты, собранные дендрофекальным способом трудолюбивыми бенгальскими "все могу" разнорабочими, качественными заведомо быть не могут. Просто ввиду того, что есть некая минимальная сумма издержек, обеспечивающая то самое качество, и все, что ниже этого порога - это визуальная имитация продукта, заведомо лишенная функционала (например, слизывающиеся через пару месяцев эксплуатации пластиковые шестерни в механизме вместо стальных, или гаечный ключ из силумина вместо заявленного хромванадия, который порвет на первой же гайке).
Но, помимо "ниже" минимальной пороговой цены есть ещё и "выше". И вот тут уже все не так однозначно - выше может быть и на 20% и на 200. Для понимания, что влияет на такие ценовые различия, нужно определиться, что в эти деньги вообще входит? Итак, из чего складывается цена? Два компонента ты и сам упомянул. Материалы и работа. И ты был бы прав, если бы этими двумя слагаемыми все и ограничивалось. Проблема в том, что самое позднее когда так было - веке в XVI, да и то - в отдаленных поселениях, куда мытари не добирались. Сейчас же отпускная цена товара складывается помимо тех двух компонентов ещё из кучи факторов.
Это и всевозможные налоги и сборы, типа акцизов (не зря я про мытарей вспомнил). В разных странах они могут различаться очень сильно, что может, в свою очередь, давать огромный разброс по цене приводя к тому, что сравнимые по качеству товары из, например, Германии и, скажем, Польши могут отличаться по цене очень сильно ввиду большего налогового бремени в одной из стран. Как можно понять, степень "жадности" конкретной страны производства на качество, собственно, продукции не влияет никак, при сходной культуре производства и уровне работников. Понятно, что у более "цивилизованных" стран Европы, с учётом тенденций последних лет, аппетиты государственной машины будут повыше, чем у менее "цивилизованных" - более "цивилизованным" ещё толпы мигрантов теперь кормить. Но с качеством продукции это не связано.
Это и всевозможные накладные и транспортные расходы, которые тоже могут очень сильно варьироваться от страны или даже местности: стоимость аренды производственных площадей, стоимость энергии, энергоносителей и коммунальных платежей, стоимость транспортных услуг, влияющая, в конечном итоге либо на стоимость сырья, либо на затраты по поставке готовой продукции. Как можно понять, от того, что, скажем, в Англии все тупо дороже, чем в Италии, и это заложено в стоимость продукции, английская обувь лучше итальянской не стала.
Это и стоимость различных "нематериальных активов". Всевозможные патенты, к примеру, которые далеко не всегда оказывают влияние на качество конечного продукта, потому что это далеко не обязательно какая-то революционная технология обработки материала, или принципиально более качественное техническое решение, не имеющие равных. Зачастую в патенте фигурирует что-то вполне себе приземленное, имеющее кучу аналогов, близких по свойствам, но менее раскрученных. Ну как, например, есть известные кристаллы для бижутерии, а есть просто полированный хрусталь. По сути, одно и то же. Но кристаллы дороже ввиду патента. Ну или фианит и муссонит: оба суть - искусственный алмаз, технологически тоже достаточно сходны. Но юридически это - разные явления с разной закупочной ценой. Или это всякие сертификации, многие из которых вообще ничего не дают, но зато позволяют приклеить красивую этикетку на коробку конечной продукции и повысить цену. Или же просто бренд. И вот это все может очень даже запросто влиять на то, что сравнимые по своим качествам ботинки будут стоить в первом случае 40 евро, а во втором - 400 евро. Потому что первые - дисконт-бренд, а вторые - премиум-марка. Шьются, правда, на соседних конвейерах на одном и том же турецком заводе, одинаковыми нитками и из одной и той же кожи от одного и того же поставщика, но рыночные ниши - разные.
Наконец, это может быть банальная жадность хозяина марки. Я тебя удивлю, но доходная часть цены никак не нормируется, в современном мире нет такого, что 20% издержек - и баста! Каждый ставит в меру своей жадности и рыночных ожиданий. Немного регулируется конкуренцией, поэтому любой производитель стремится к монополии, чтобы не оглядываться ни на кого. Иногда эта жадность хоть чем-то обосновывается, например тем самым брендом, или "уникальными материалами", иногда - ничем, просто, как в том анекдоте, "очень деньги нужны".
Я уж молчу про разные наценки у разных торговых сетей, которые тоже вносят немалый вклад в итоговую розничную цену.
Это все касалось цены. Теперь поговорим о, собственно, эксплуатационных качествах. Дело в том, что высокая цена вовсе не гарантирует более приятной и комфортной эксплуатации. Даже если не оглядываться на написанное мною ранее, в общем случае высокая цена означает только "сделано прочно, не развалится, служить будет долго". Все. Это программа минимум, а программу максимум никто не обещал: цена - отнюдь не гарантия эргономики, удобства эксплуатации, универсальности и т.п. Итальянский гарцующий жеребец стоит сильно дороже других машин, но повседневно по нашим дорогам все же лучше перемещаться на родной ладье с берегов великой реки - она хотя бы не потеряет глушитель на ближайшей кочке и не будет заставлять тормозить почти до нуля на каждом "горбыле", в отличие от. А коня оставить для души и трека.
Более того, потребительские качества могут быть даже индивидуальными, что тоже никак не перекрывается ценой. Это я подвожу к ботинкам автора истории, на которую ты отвечал. Тем, что за килоевро. Для обуви существует такая вещь, как "колодка". То есть, некая условная форма стопы, на которую ее шили. Я тебя удивлю, но она не одинакова для всех людей - существует как минимум несколько типов стоп. Так вот, если колодка не подходит, то мучить такая обувь будет своего владельца за любые деньги. Это справедливо для любой промышленной обуви. Утверждение "дорогое жать не может" применимо к индивидуальному пошиву, который шьётся под конкретную ногу и подходит всегда. Промышленное же может не подойти запросто, сколько бы оно ни стоило. Бывает, что колодка не подходит явно, и это выявляется ещё на этапе примерки. А бывает, что в целом колодка похожа на твою, но есть какая-то мелочь, типа слишком малого подъёма, который давит на свод стопы в процессе носки - сразу этого не видно, а вот за час-два этот подъем намнет тебе ногу достаточно, чтобы каждый шаг отдавался нестерпимой болью. Видимо у владельца ботинок "дьявольской" марки именно такая ситуация. Я и сам покупаю обувь известной беларусской марки не потому, что не могу себе позволить что-то другое, или потому, что я ее фанат. Наоборот, их качество изготовления в последнее время вызывает у меня очень большие вопросы. Давно бы пора сменить. Но - не на что! Они единственные, чья основная колодка (большинство моделей, то есть) мне подходит на все 146 процентов. Помимо них я пытался покупать обувь известных марок от обувных столиц мира. Италия - не подходит вообще. Жаль, они красивые и прочные. Германия - подошла ровно одна марка, и то - сильно не все модели. То есть реально нужно ковыряться, перерывать полмагазина в поисках подходящей модели. А у означенных белорусов мне походит почти все, можно просто схватить с полки понравившуюся модель, и она подойдёт - лишь бы размер был.
А твоя сентенция о машинах выдает в тебе только то, что ты в этом вопросе не разбираешься совсем. Спроси любого опытного автомастера, и он расскажет тебе, что старые тачки, при условии изначального качества сборки, ходят гораздо лучше и дольше современных поделок, среди которых даже три луча уже не гарантируют ничего - треть их заезжает по гарантии на дилер в первые полгода эксплуатации, причем многие из них - сразу, через пару недель. И ты, базируясь на собственном невежестве в данном вопросе ещё и пытаешься кого-то обличать со снобизмом в тоне. Похоже, главной целью твоего опуса было уличить кого-то в "нищебродстве", что живо свидетельствует о твоих собственных комплексах. Подумай об этом.
С сочувствием, инженер и экономист, работающий в сфере ценообразования.
Можно комментить и обсуждать, это не просто "повесил, чтоб не пропало".