Тень в сумерках
20:54 21-10-2021 Прогулка по Запретному городу...
За окном снова дождь...Бьются в окошко ледяные капли, размывают улицу, и уже не видно ни тополей, ни фонарей, ни витрин магазинов, и только мокрый асфальт блестит зеркалом разбитых луж...В этом году Госпожа Осень недолго носила золото и парчу, и уже даже упрямые берёзы осыпаются, зябко ёжась под порывами ледяного ветра, а тополя уже расстались с листвой. Всё роскошное убранство октября тонет в лужах, кругом холод, серость и сырость...Но даже в промозглом октябре есть своя прелесть - что-то неуловимо готичное в оголённых аллеях лиственниц и лип, и седых небесах, нависающих над городом, что превращают его в зыбкое сновиденье...
Впрочем, не будем грустить! Почему бы нам и не прогуляться по пекинскому диву - Запретному городу? Отчего бы и не совершить виртуальной прогулки? Айда смотреть, чего же это охраняет кошачья братия!
Небольшой рассказ о Запретном городе Пекина, долгое время служившем многим поколениям императоров Поднебесной, и красивые фото, как самого дворца, так и его коллекций!
А вот - страничка музея, где так много прекрасного: https://twitter.com/PalaceMuseum_
[изображение][изображение][изображение]
Под морем - небольшая прогулка по одному из самых больших дворцовых комплексов мира!
Тень очень любит музеи. Они - необыкновенны! Словно небольшие заповедники, где время не просто течёт по-иному, оно остановилось! С детства Тени везло и на прогулки, и на путешествия. Отдыхали мы совсем рядом с Москвой, и потому часто выбирались в Первопрестольную. Мама очень любит искусство, и в столице мы вместе с ней и сестрёнкой обошли немалое количество парков, усадеб, картинных галерей и прочих удивительных мест. Но до сих пор в душе живёт чувство прикосновения к другой эпохе, другому времени, уже прошедшему, но, тем не менее, всё ещё живому - когда Тень впервые оказалась на Красной площади, и с замиранием сердца прыгала по избитой, выщербленной мостовой...Куда-то пропало всё: и шумные туристы, и гуляющие старожилы, и марширующий отряд курсантов...Тень шла по булыжнику, который помнил Ивана Грозного, долгую Смуту, Стрелецкий бунт, твёрдую поступь Петра, и торжественный марш 1941 года...Все эти эпохи проносились мимо, и при этом были так близко, что, если затаить дыхание и прислушаться, можно их ощутить...
Точно так же, как уловить тёмные тени монахов, колеблемые по стенам собора Василия Блаженного, или услышать перестук колёс экипажей на Дворцовой площади, перед Зимним Дворцом в Питере, и - лёгкие, шелестящие шаги и шорох длинных платьев по паркету, летящих и танцующих пар в Большой зале, проносящихся в бесчисленных зеркалах...Океан Времени бьётся волнами в этих спящих залах, но рокот его слышен, стоит только прислушаться...
Архангельское и Кусково, Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея и музей им А. С. Пушкина, с собранием коллекций западно-европейского искусства...Каждое из этих мест - особенное.
И точно такое же особенное место - Гугун, самый большой дворцовый комплекс в мире.
Немножко цифр и общих фраз.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Запретный город (кит. упр. 紫禁城 , пиньинь Zǐjìnchéng, палл. Цзыцзиньчэн, буквально: «Пурпурный запретный город»; в наши дни обычно именуется кит. упр. 故宫 , пиньинь Gùgōng, палл. Гугун, буквально: «Бывший дворец») — самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 метров, 720 тыс. м², 980 зданий).
Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.
Построенный в период с 1406 по 1420 годы как дворец китайских императоров Мин, дворцовый комплекс с тех пор претерпел множество изменений.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
С 1925 года Запретный город находится в ведении Дворцового музея, чья обширная коллекция произведений искусства и артефактов была сформирована на базе императорских коллекций династий Мин и Цин. Часть бывшей музейной коллекции сейчас расположена в Музее императорского дворца в Тайпее; оба музея берут своё начало от одного и того же учреждения, однако после Гражданской войны в Китае разделились.
Включён ЮНЕСКО в число крупнейших в мире собраний сохранившихся древних деревянных строений.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Распространённое наименование «Запретный город» — перевод китайского названия Цзыцзиньчэн (Пурпурный запретный город). Другим названием, имеющим такое же происхождение, выступает «Запретный дворец». Что же означает такое длинное и сложное слово? Попробуем разобраться!
Цзы, или «Пурпурный», подразумевает Полярную звезду, которая в древнем Китае называлась звездой Цивей и в традиционной китайской астрологии была небесным обиталищем Небесного Императора. Окружающая небесная область — Три ограды (кит. упр. 紫微垣 , пиньинь Zǐwēiyuán, буквально: «Вместилище Цивей») — была сферой Небесного Императора и его семьи. Запретный город как резиденция земного императора был земным эквивалентом этой сферы.
Цзинь, или «Запретный», относилось к тому факту, что никто не мог войти во дворец или покинуть его без высочайшего дозволения. Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами; только император и его приближённые имели право здесь находиться, а для простого люда эта часть Пекина была недоступна. Ещё в XIX веке иностранцы почти никогда там не бывали, поэтому, когда Пекин был взят в 1900 году при подавлении Боксёрского восстания, многие европейцы и американцы писали, как они смогли впервые посетить таинственный дворцовый комплекс.
Чэн означает «город».
[изображение]
[изображение]
[изображение]
В 1402 году Чжу Ди узурпировал трон и стал императором, правившим под девизом «Юнлэ», что означает "Вечное счастье". Он сделал Пекин столицей империи Мин, и в 1406 году по его указанию началось строительство того, чему предстояло стать Запретным городом.
План Запретного города был разработан множеством архитекторов и зодчих, а затем изучен императорским Министерством труда. В число главных архитекторов и инженеров вошли Каи Синь, вьетнамский евнух Нгуен Ан, Куаи Сиань, Лу Сиань и другие.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Строительство продолжалось 15 лет, потребовав труда ста тысяч искусных ремесленников — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. — и до миллиона строителей. Колонны важнейших залов были выполнены из цельных брёвен драгоценного «китайского лавра (махила)» — наньму (кит. упр. 楠木 , пиньинь nánmù, — Phoebe nanmu (лат.), встречающегося в джунглях юго-западного Китая. Повторить такое достижение в последующие годы не удалось: огромные колонны, которые мы видим сегодня, были сооружены заново при династии Цин, с использованием разнообразных пород сосны. Огромные террасы и большие каменные резные орнаменты были сделаны из камня, добытого в каменоломнях под Пекином. Самые крупные фрагменты невозможно было доставить обычными средствами; вместо этого, вдоль маршрута были вырыты колодцы, водой из которых в разгар зимы поливали дорогу. Таким образом создавался слой льда, по которому тащили камни.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Полы крупнейших залов были вымощены «золотыми кирпичами» (кит. упр. 金砖 , пиньинь jīnzhuān) из обожжённой глины, добытой в семи уездах префектур Сучжоу и Сунцзян. Обжиг каждой партии занимал месяцы; в результате были получены гладкие кирпичи, при ударе издававшие металлический звук. Большая часть внутреннего мощения, которое мы видим сегодня, представляет собой оригиналы, возраст которых составляет шесть веков.
Почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца, для создания искусственного холма Цзиньшань.
Когда в 1420 году дворец был закончен, Чжу Ди переехал в него, а Пекин официально стал основной столицей империи. Однако не прошло и девяти месяцев по завершении их строительства, как три главных зала, включая тронный, сгорели. Восстановление их заняло 23 года.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Запретный город обладал уникальными для своего времени характеристиками. Во всём дворцовом комплексе нет ни одной печной трубы. С самого начала, после постройки, здесь была устроена система отопления, проведённая под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами построек, к которым были проведены подземные трубы, по которым и поступал тёплый воздух. Также обитатели Запретного города для обогрева использовали особые жаровни с древесным углём, при горении не имевшем дыма и запаха. Эти жаровни были оборудованы специальным колпаком, исключавшим случайный выброс горячих углей. По этой причине необходимость в печных трубах во дворце отпадала. Такая система отопления была экологичной и существенно повышала противопожарную безопасность в Запретном городе, который, в основном, построен из дерева.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Возраст Гугуна - целых 6 веков!!! Он пережил падение и взлёт не одной династии китайских императоров, прежде чем превратился в музей.
В наши дни дворцовый комплекс является одной из главных туристических достопримечательностей Пекина. Запретный город ежегодно посещают около 7 миллионов человек; в летний период, число туристов достигает 77 тысяч в день.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Запретный город представляет собой прямоугольник с длинами сторон 961 метр (с севера на юг) на 753 метра (с востока на запад). Он состоит из 980 сохранившихся зданий с 8886 комнат (хотя в это число могут не входить различные вестибюли). Ещё одной часто встречающейся оценкой является 9999 комнат, включая вестибюли; хотя эта цифра часто цитируется, она не поддерживается данными изысканий и, скорее всего, представляет собой устную традицию. Существует легенда, по которой к основателю династии Мин явился во сне разгневанный планировкой дворца Нефритовый император. Только Небесам дозволено иметь дворец в 10 000 комнат! Так лишнюю, спорную, 10 000-ую комнату пришлось убрать. Действительно, Земля - это Земля, а Небо - это Небо!
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Запретный город традиционно разделяется на две части. Внешний дворец ( 外朝, Вайчэн), или Передний дворец ( 前朝 ), включает в себя южные участки, и использовался для церемониальных целей. Внутренний дворец ( 内廷 , Нэйтин), или Задний дворец ( 后宫 ), включает северные участки, являлся резиденцией императора и его семьи и был предназначен для занятия повседневными государственными делами.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Запретный город окружают стена длиной 3400 метров и высотой 7,9 метров, и ров глубиной 6 метров и шириной 52 метра. Ширина стен у основания составляет 8,62 метра, к вершине они сходятся до 6,66 метров. Эти стены служили в качестве как защитных, так и поддерживающих стен дворца. Они были построены из утрамбованной земли в качестве основы и с обеих сторон покрыты тремя слоями специально обожжённых кирпичей, промежутки между которыми были заполнены известковым раствором.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
На четырёх углах стены размещены башни, замысловатые крыши которых украшены 72 рёбрами (воспроизводя Павильон принца Тенга и Павильон жёлтого журавля, как они запечатлены на картинах эпохи династии Сун).
Для простолюдинов, обитающих вне стен, эти башни являются самыми заметными компонентами дворца, и с ними связано много народных преданий. Согласно легенде, мастерам не удалось снова собрать угловую башню после того, как она была разобрана для ремонта в ранний период династии Цин, и она была восстановлена лишь после вмешательства бессмертного плотника Лу Баня.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Стены с каждой стороны снабжены воротами. В южной стене находятся главные, Меридианные (Полуденные) ворота (кит. 午門 , Умэнь). (С площади Тяньаньмэнь в Запретный город ведут Врата небесного спокойствия.
От Меридианных ворот отходят два выступающих крыла, которые вместе с самими воротами формируют три стороны расположенной перед ними площади (площадь Умэнь, или Меридианных ворот). Ворота снабжены пятью проходами. Центральный проход является частью Императорского пути — вымощенной камнем дороги, которая формирует центральную ось Запретного города и всего древнего Пекина, и ведёт от Врат Китая на юге вплоть до самого Цзиньшаня на севере. По Императорскому пути может ходить или ездить только император (а также императрица — по случаю своего бракосочетания — и студенты, успешно сдавшие Императорский экзамен).
[изображение]
[изображение]
[изображение]
На севере расположены Ворота Божественной Мощи (или Военной Доблести) (кит. 神武门, Шэньумэнь), выходящие на парк Цзиншань. Восточные и западные ворота называются «Восточные Ворота Славы» (кит. 东华门 , Дунхуамэнь) и «Западные Ворота Славы» (кит. 西华门 , Сихуамэнь). Все ворота Запретного города декорированы девятью рядами по девять золотых гвоздей — за исключением Восточных Ворот Славы, которые украшены лишь восемью рядами.
Впрочем, названия внутренних помещений дворца звучат так же красиво и причудливо! Какие наименования, ну просто, песня! Зал Верховной гармонии, (кит. 太和殿 , Тайхэдянь), Зал Центральной (Полной) гармонии (кит. 中和殿, Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (кит. 保和殿, Баохэдянь), залы Военного величия и Литературной славы, Зал Небесной чистоты (кит. 乾清宫, Цяньцингун), Зал Объединения и мира (кит. 交泰殿, Цзяотайдянь), Зал Земного спокойствия (кит. 坤宁宫, Куньнингун), Зал Умственного развития...
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Впрочем, кроме дворцовых комплексов, в Гугуне имеются и природные уголки. К Запретному горду примыкают сразу три императорских парка - Цзинсян, Бейхай и Чжонгнанхай, в котором сейчас располагается здание Центрального комитета коммунистической партии Китая.
Крыши почти всех строений Запретного города покрыты черепицей золотого цвета, поскольку золотой - цвет императора. Цвет крыши отличается лишь у библиотеки и покоев наследного принца. Крыша библиотеки - черного цвета, поскольку черный цвет в Китае ассоциируется с водой, и строители надеялись, что черный цвет поможет отвести от здания пожар. Крыша покоев принца - зеленая, ведь зеленый - цвет роста.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
По подсчетам, сделанным при открытии музея Запретного города в 1925 году, в его экспозиции хранилось более 1,7 миллионов предметов, составляющих историческую ценность, не считая книг и рукописей, в том числе, выполненных рукой императора.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
В 2016 году в Запретном городе вновь провели инвентаризацию - на этот раз в коллекции насчитали 1862690 артефактов, из них 55132 предмета были ранее неизвестны музейным служителям музея: те даже не знали, что эти предметы есть в запасниках. Наверняка там хранится еще несколько десятков тысяч неучтенных ценностей.
В коллекции фарфора и керамики музея Запретного города хранится более 340 тысяч объектов эпохи династий Тан и Сун. Среди них - личная фарфоровая посуда императоров Китая.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
В коллекции музея насчитывается более 50 тысяч картин, 400 из которых выполнены ранее 1271 года н. э.
В дворцовой коллекции почти 10 000 бронзовых экспонатов, 1600 из них - изделия, изготовленные ранее 221 года до нашей эры.
Запретный город украшают многочисленные статуи животных. Чем больше статуй животных на крыше и в залах здания, тем более значимо само здание. Большинство статуй - это львы, драконы и фениксы, всего же среди статуй можно увидеть 9 видов животных. Лишь в двух зданиях представлены все 9 видов: это императорский Дворец всеобщей гармонии и Дворец земной безмятежности, где располагались покои императрицы.
Статуи львов на территории дворца всегда стоят парами: одна изображает самца, другая - самку. Лев в китайской мифологии - символ силы, так что львиные статуи считаются охранниками дворца.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Интересные факты и величины:
1. На постройку Запретного города понадобилось 14 лет (с 1406 до 1420).
2. К строительству было привлечено более 1 000 000 рабочих, в том числе более 100 000 ремесленников.
3. Запретный город служил главной резиденцией Императоров Китая на протяжении 492 лет (1420–1912).
4. Он был домом 24 императорам: 14-ти из династии Мин и 10-ти из династии Цин.
5. Площадь Запретного города охватывает 720 000 м², из которых 150 000 м² занимают постройки.
6. Территория дворцового комплекса состоит из более чем 70 дворцовых блоков: в них расположены 980 зданий с более чем 8700 комнатами.
7. Протяжённость стен с севера на юг составляет 961 м, с востока на запад – 753 м.
8. Запретный город (Гугун) окружён 10-метровой стеной протяжённостью 3,4 км.
9. Вокруг дворца был прорыт ров шириной 52 метра.
10. Гугун ежегодно посещает 14 миллионов туристов, максимальное допустимое количество человек в день – 80 000.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Основные цвета Запретного города – жёлтый и красный. Стены, колонны, двери и окна были в основном окрашены в красный цвет, что в китайской культуре считается символом удачи и счастья.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Но, конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Фотографии со странички музея, запечатлевшие ход времени: игру света и тени, пустынные площади, покой спящих залов, каменное кружево фантастических горгулий на крышах, резная черепица, мосты, мостики, решётки, дворики, статуи львов и фантастических птиц, шелест золотых лист гинкго и удивительные чудеса многочисленных коллекций...
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение][изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]