emergency
03:40 26-10-2021 "История психологии" Ярошевский
Серьезный толстый том на 600 страниц, при том что по факту мне в нем нужно не очень много. Надо было брать другую книжку того же автор "краткий курс".

Изначально психология зародилась в древних странах как подвид медицины (что в принципе недалеко от ее текущего состояния). Еще древние медики делили людей на психотипы, которых у древних китайцев было три: сильный подобный тигру, неуравновешенный подобный обезьяне и спокойно-замедленный не знаю подобный кому. Волу? Судя по всему где-то на этой основе появились и гороскопы.

Далее пошло развитие философских школ, и все три науки - философия, медицина и психология - слились воедино, и в этом слиянии живут до сих пор. Я бы сказал что там еще религия тоже рядом ночует.

В книге описаны психолого-философские концепции древних греков, но как и большинство древнегреческих концепций они крайне отвязаны от какого-либо практического применения. Вобщем это не интересно. Далее начались средние века, где конечно все трактовалось в рамках Библии. Это тоже не интересно.

И средневековье начало завершаться на Бэконе, который принялся возвращать в науку идею опыта. С этого момента начинается дискуссия об универсалиях, общих идеях объектов. К примеру стол может быть круглым, но есть некая общая идея "стол" и общая универсальная идея "круг", и там короче скорее философская концепция, что такое эти универсалии, находятся они внутри объектов или где-то сами по себе, однако психологии касается то, что разум человека в основном оперирует именно этими универсальными идеями-обобщениями.
На этом всем уже в 13 веке оттоптался Оккам, предложивший вообще игнорировать все, что можно. Схоластика в ответ крякнула.

Энивейс все это тоже философия, так что таймскип до 17 века, когда появляется учение об условных рефлексах. Причем изначально, внезапно, в физике Декарта. Фактически пошло рассмотрение человека как механизма.
Декарт считал, что рефлекс - это внешнее отражение внутренних процессов. Вообще говоря любое действие человека это так или иначе отражение внутренних процессов, не понимаю о чем вы мистер. А внутренние процессы - отражение внешних раздражителей. И наоборот. Курица или яйцо.

Гоббс разделяет свойства объектов на первичные (которые описывают суть этих объектов) и вторичные (которые вызывают в нас эмоции). Вижу здесь предпосылки разделения на логическое знание и ассоциативное.
Окей, так и есть - за этом пришла идея о том, что мы мыслим ассоциативно.

Далее Гоббс и Спиноза размышляют целиком ли человек управляется импульсами или есть еще некая "воля" которая его ведет. Рассмотрение человека как механизма приводит к мысли о том, что он - тупо жывотное.

1709 - Беркли пишет что мир мыслей существует паралельно с физическим и должен быть так же исследован

1725 - Вико описывает как само поведение людей влияет на развитие общества, и как это развитие влияет на мировоззрение

1732 - Вольф вводит термин "психология" и придумывает классификацию проявлений человеческой души

1739 - Юм пишет что для человека вообще никакого мира вне сознания нет, есть только иллюзия физического мира.

1740 - Бюффон описывает историю планеты, где указывает момент зарождения на ней разума

1745 - Ламетри исследует животных и людей и доказывает, что их образ мыслей схож.

1748 - Далее Ламетри спорит с Беркли, утверждая что мир души это и есть часть физического мира. Он утверждает, что мыслить может сама по себе материя, то есть душа "самозарождается" при правильном строении нервов т.е. ткани.
Одновременно Монтескье продвигает идеи Вико и рассуждает как географические условия влияют на мировоззрение людей.

1749 - Гартли предполагает, что человек полностью руководствуется ассоциациями. Фактически это первая материалистическая концепция бессознательного, отвязанная от религии/философии. Гартли признает два основных мотиватора - удовольствие и страдание. Концепция Гартли воюет с религиозными идеями "свободы воли", следуя которым душа никаким законам не подчиняется.

1755 - Руссо рассуждает (pun intended) что человек сам по себе безгрешен, но общество его портит

1757 - Геллер продвигает изучение рефлексов и раздражителей

1764 - Рид пишет что человек рождается с уже заложенными представлениями о морали

1770 - Гердер описывает влияние языка на мировоззрение

1773 - Гельвеций в противовес Руссо утверждает что только общество делает человека порядочным, а так он та еще сука

1779 - Прохазка развивает идеи Геллера и отмечает, что не все раздражители вызывают у человека реакцию и исследует переход между раздражителем и реакцией. Он выдвигает теорию что за рефлексы отвечает вообще вся нервная система в целом, что сознание человека это цельная конструкция, отдельные органы сами по себе не работают без команды.

1780 - Дидро пытается помирить Гельвеция и Руссо, утверждая что и сам человек тот еще фрукт, и общество когда как его то портит то Возвышает. Пришли с того к чему начали.

1784 - Раш замечает что процесс мышления не зависит от желания человека и сознательно его невозможно остановить. Так же он считает что сама по себе либеральная свобода делает человека более счастливым, ну знаете ли когда как и когда кого.

1787 - Тидеман пишет первое пособие по психологии детей

1789 - Кабанис изучает, насколько болезненна гильотина и решает что нет. В процессе он делит все действия человека на сознательные, полусознательные и рефлекторные (бессознательные)

1792 - Стюарт развивает идеи Рида, но утверждает что представления о морали (и справедливости) заложены не в человеке, а в самом мире, что это "самоочевидные истины".

1794 - Кондорсе продвигает идеи Вико где обуславливает поведение общество психологией не людей, но масс

1807 - Гегель считает ход истории "объективацией духа", то есть что люди трансформируют мир под представления изнутри своей головы. Во много на этой идее будет паразитировать Маркс, а потом и Ленин, и вообще тоталитаристы

1811 - Белл продвигает изучение строения мозга, в первую очередь разбирает по косточкам спинной и открывает связь его с головным.

1816 - Гербарт разбирает ассоциации как более сильные и менее, и пытается выстроить систему типо термодинамики по уровню воздействия ассоциаций на человека, фактически он пытается выделить единицу желания, но так и не находит объективного способа эту единицу определить

1819 - Шопенгауэр заметил, что бессознательное восприятие работает значительно бодрее сознательного, но хуже управляется "здоровый слепец несущий на плечах немощного зрячего" (я конечно не Шопенгауэр, но вижу это наоборот).

1820 - Браун пытается трансформировать ассоциативную схему работы мозга, т.к. до него эта модель была излишне механистической, и он вводит идею о том, как связи между идеями рождают новые идеи и вообще первичность связей, а не объектов

1824 - Велер синтезирует мочевину, доказывая что живую ткань можно создавать искусственно. Это последний гвоздь в представлениях о живых существах как наделенных сверхъестественной силой. За этим следуют и представления о сознании, как о части физического мозга, а не отдельной божественной сущности

1830 - Конт выделяет сам факт общения как отдельную тему изучения в психологии

1833 - Мюллер еще продвигает изучение спинного мозга за Беллом и в частности утверждает что рефлексы совершенно никак от психологии не зависят.
Одновременно Уитстон изучает способность глаза воспринимать трехмерное пространство (в том числе изобретает стереоскоп). Оказывается что все наши органы - зрение, слух, осязание - все так или иначе базируются на чувствах.

1834 - Вебер выводит зависимость между интенсивностью раздражения и силой реакции на него. В частности вводит понятие "порога чувствительности" и насыщенность разных участков кожи нервными волокнами. Это первое успешное приложение математики к психологии

1843 - Милль предполагает что вообще все сферы жизни общества базируются на психологии

1844 - Лейкок доказывает, что рефлекторные реакции могут быть вызваны чисто психическими воздействиями к примеру человек может инстинктивно сделать глоток только от мысли о воде. Это открывает отдельную область науки - психомоторику - бессознательное поведение рефлексов человека под руководством психики
Дондерс констатирует что тепло тела - вызвано происходящими в нем химическими реакциями

1852 - Лотце открывает, что от органов чувств мозгу поступает каша из сигналов, и уже мозг их упорядочивает в нечто осмысленное

1853 - Плюгер показывает что рефлекторные реакции обезглавленной лягушки не аналогичны реакциям живой, что доказывает, что даже самые базовые рефлексы управляются мозгом

1855 - Бэн вводит концепцию "проб и ошибок", которой руководствуется организм при поведении (позже ее возьмет за основу Дарвин, но он припишет ее не человеку а всей природе разом).

1858 - Дондерс изучая особенности зрения доказывает, что скорость реакции у разных людей разная, более того - что в нее вмешиваются (или не вмешиваются) мыслительные процессы, замедляя ее

1859 - Дарвин выпускает "Происхождение видов", где описывает эволюцию через конкуренцию как основной мотив любых существ

1860 - Фехнер развивает идеи Вебера с высчитыванием человеческих реакций математическими формулами и начинает этим новое отделение науки - психофизику
Штейнталь и Лазарус издают журнал о психологии народов

1861 - Геринг доказывает, что глаз воспринимает цвета с помощью химической реакции

1863 - Гельмгольц изучает скорость распространения импульсов по телу человека, и так же доказывает что глаз и ухо могут любыми способами подстраиваться под искажения среды, что означает их полную зависимость от мозга. Из этого он выводит, что мозг делает "бессознательные умозаключения" относительно окружающего, которые в сознание уже поступают в виде обработанной понятной картинки
Сеченов открывает "тормозные центры" в мозгу, раздражение которые замедляет двигательную активность, это начало нейродинамики, и так же идей о том, что воздействуя на мозг можно изменить породу людей.

1867 - Ушинский вводит описывает "полу-рефлексы" выделяя особенности человека привитые ему воспитанием и отличая их от врожденных

1869 - Гальтон добавляет статистические методы в экспериментальную психологию и в частности доказывает влияние генетики и наследственности на поведение людей, выдвигается теория генетических предпосылок. Это все предпосылки расовой теории и прочей евгеники. Еще он вводит в практику тесты айкью.

1870 - Дарвин продолжает додалбывать свое книгами "Происхождение человека" и "Выражение эмоций у животных и человека"

1872 - Спенсер продолжает идеи дарвинизма в психологии и описывает все поведение человека как непрерывные попытки приспособиться к среде

1874 - Брентано выводит идею о том, что экспериментальная психология должна записывать реакции сознания, воспринимая его как некое отдельно живущее в голове животное, и пытаясь по этим реакциям понять, что оно хочет и какое оно

1875 - Бернар открывает гомеостаз, общую связь всех систем человека и стремление организма поддерживать баланс в этих системах, и воспринимает мыслительный процесс как часть гомеостаза
Мах замечает, что у человека есть только ощущения, и это еще вопрос, стоит ли за ними какая-то реальность

1876 - Ланге указывает на зависимость реакции от переключения внимания испытуемого. Он пытается связать низшие (рефлекторные) и высшие (сознательные) процессы в мозгу
Тен описывает усвоение ребенком речи

1879 - Вундт открывает первую лабораторию экспериментальной психологии, это начало появления дипломированных психологов как отдельных ученых, не философов
Гальтон изучает реакции на разные слова, и выводит что время реакций сильнее зависит от самих слов, чем от характера испытуемого, то есть одни ассоциации объективно появляются медленнее чем другие

1881 - Выходит первый журнал по психологии
Вундт обобщая исследования Гальтона ранжирует ассоциации на словесные, внешние и внутренние
Прейер дает самые подробные описания психологии ребенка для своего времени и описывает изменения характера ребенка с возрастом. В частности он замечает, что уже при рождении некоторый характер у ребенка есть, однако целиком это не определяет его дальнейший характер

1882 - Романес описывает психику животных, это большой шаг, так как до этого считалось что у животных вообще никакой психики нет
В том же году Леббок описывает социальное поведение пчел

1883 - Кюльпе вводит новый способ эксперимента, при котором проверяются не ассоциации и ощущения испытуемого в ответ на раздражитель, а его действия

1884 - Крепелин выпускает учебник душевных болезней, чем начинает область дифференциальной (индивидуальной) психологии - описывающей различия между людьми
Джемс описывает эмоции как результат неких внутренних химических процессов (до этого считалось наоборот). Так же он не считает эмоцию мотиватором, а наоборот описывает что эмоция - следствие мотивации. Так же он (предшествуя Юнгу) вводит разнообразные "я" человека.

1885 - Эббингауз исследует реакции на искусственные бессмысленные слова, и потом изучает работу памяти. В результате выводит закономерности для скорости заучивания и "кривую забывания". Это сильно продвигает экспериментальную науку, позволяя исследовать реакции без привязки к конкретным словам и объектам.

1890 - Кеттел определяет "объем внимания", и влияние на него раздражителей, после чего следуя за Гальтоном массово экспериментирует на тестах на интеллект и прочие способности, делая их одним из основных способов эксперимента в психологии

1891 - Фрейд разрабатывает методы терапии гипнозом, задавая основу психоанализа

1894 - Крис открывает различные функции палочек и колбочек, Кениг - роль зрительного пурпура
Ллойд-Морган вводит правило аналог бритвы Оккама по которому если поведение можно объяснить более низкоуровневым процессом, оно описывается им
Вагнер изучает поведение животных при строительстве плотин, муравейников и т.п.

1895 - К этому времени в США уже так много лабораторий, собирающих результаты психологических тестов, что приходится создавать центры, координирующие весь собранный материал
Тард вводит основы социальной психологии, влияния социума на поведение человека
Лебон описывает психологию толпы

1896 - Дьюи определяет сознание как реакцию на нарушения координации между организмом и средой, которая используется организмом чтобы подстроиться к изменениям среды

1898 - зоопсихологи бьются над вопросом, есть ли психология и сознание у насекомых и даже одноклеточных, и на каком этапе развития организма она начинается
Дюргейм описывает коллективные представления людей, еще не "коллективное бессознательное", но уже близко к. Дюргейм описывает механизм подражания, то есть по его мнению человек подражает коллективному представлению о человеке.
Торндайк создает первую лабораторию зоопсихологии и описывает способность к обучению у животных. Он выводит законы, по которым формируются ассоциации. Это все начало крупного нового направления - бихевиоризма (т.е. поведенческой психологии) - который рассматривает не сознание и даже не мозг человека, а его поведение.

1899 - Первый международный конгресс психологов

1900 - Фрейд задает основы психоанализа, описывая бессознательные процессы и впервые вводя такие понятия как - защитные механизмы, фрустрация, вытеснение, регрессия, фиксация и тп. Он впервые дает теорию бессознательной части человека. Он же вводит и метод свободных ассоциаций во время психологических сеансов. Во многом именно он начинает практику личных посещений гражданами психолога, при которых психолог просто слушает пациента (ближе к 30м годам).
Фрейд считает основой поведения либидо и считает что основа поведения задается в детстве

1901 - Марбе экспериментально выводит, что процесс мысли это логическое а не психологическое действие. И так же вводит термин "установка сознания" который означает внутренний бессознательный импульс испытуемого, который уже искаженно формализуется мышлением. Все это удар по попыткам психологов проводить эксперименты на себе

1903 - Брайян и Хартер следом за Эббингаузом создают кривую формирования навыков. В частности они выводят важность усвоения навыка для работы памяти
Тейлор использует принципы психологии для интенсификации труда и организации производства, и этим начинает науку психотехнику

1904 - Бине и Симон формируют самый популярный набор IQ тестов, удаляя из них все, что требует от человека конкретных знаний. Эти тесты массово используются на школьниках и используются в государственной системе образования.
Холл предлагает создавать отдельную науку - изучение психики ребенка

1905 - Мюнстерберг модифицирует IQ тесты школьников и вводит массовое тестирование профпригодности рабочих, в том числе тестируют и солдат.
Ах вводит термин "осознанность"

1907 - Спирмен исследуя результаты тестов вводит "джи фактор" - фактически общий коэффициент интеллекта
Бюлер доказывает, насколько сильно мысли искажают реально происходящие в сознании процессы

1908 - Мак-Дугал считает что все поведение человека базируется на примитивных инстинктах и только вуалируется под нечто более культурное
Юнг вводит тест на быстрые ассоциации

1909 - Парсон вводит термин "профориентация" и вводит бюро, помогающее людям выбирать профессию методом тестов
В США публикуют опыты Павлова, которые вводят в экспериментальную психологию методы поощрения, наказания и закрепления. Павлов вводит идею условного рефлекса.

1910 - Россолимо выделяет одиннадцать типов психических процессов
Зингер заявляет что сознание само по себе это часть поведения

1911 - Появляется устойчивое выражение IQ

1912 - Лазурский описывает отношение человека со средой именно как "отношения", то есть как с другим человеком
Вертгеймер начинает направление гештальт-психологии. Оно похоже на бихевиоризм, но рассматривает как основу не просто поведение, а его структуры - гештальты. Так же они объединяют реакции, мысли и чувства человека в единый "феномен", что создает феноменологический подход.
Юнг расходится с Фрейдом (отрицая либидо как основной драйвер) и вводит новое направление - аналитической психологии и в нем понятия коллективного бессознательного, архетипов и прочее.

1913 - Мюнстерберг проводит прото-тренинги, благодаря которым на заводах улучшаются условия труда
Зельц исследует порядок построения мыслей
Уотсон вводит базу бихевиоризма, методологию и основные термины направления

1914 - Шпрангер выделяет шесть типов социального (культурного) поведения человека
Хантер выводит отсроченные реакции
Холт описывает сознание само по себе как реакцию на раздражитель

1916 - Термен улучшает тесты Бине-Симона

1917 - Келер вводит понятия инсайта - момента, когда человек понимает решение задачи. На этом пункте сталкивается гештальтизм и бихевиоризм, одни считают что задача решается постепенно, другие - что мгновенно (инсайтом).

1920 - Мак-Дугал противостоит бихевиоризму, заявляя что психология должна заниматься бессознательными скрытыми мотивами, управляющими человеком
Келер вводит базовые понятия гештальтизма. В следующие годы формируется более сотни законов гештальтов. В целом эти законы объясняют формирование в мозгу ассоциации и следом за ней - линии поведения

1923 - Фрейд вводит понятия оно (ид), эго, супер-жго.

1926 - Адлер развивает неофрейдизм, где (как и Юнг) ставит основой поведения человека стремление подняться в социуме, он вводит понятия неполноценности и сверхкомпенсации

1929 - Лешли прививает животным навык, а потом ампутируем им части мозга, пытаясь лишить этого навыка, и приходит к тому что за любой навык отвечает весь мозг разом, вся структура

1932 - к этому времени психология распадается на бихевиоризм, неофрейдизм и гештальтизм, которые не стыкуются друг с другом, и не может собраться в единую систему
Толмен продвигает бихевиоризм, вводя идею когнитивных карт и потребностей. Во многом необихевиоризм в его изложении стал приближаться к гештальтизму. Он вводит идею латентного научения, то есть вещей которые испытуемый учит сам того не зная, а которые помогают ему достигать того, что он учит сознательно.

1933 - Халл описывает гипноз и внушаемость

1934 - Мид описывает поведение индивида в рамках социальной группы

1935 - Левин вводит теорию поля - модели окружающего пространства в бессознательном человека, где создаются точки напряжения, заставляющие человека двигаться. Это развитие гештальтизма, еще большее объединение гештальтов в единое поле. В рамках этой теории изучается механизм принятия решений. Так же он вводит практику групповых консультаций, вводит идеи динамики группы

1937 - Хорни двигает неофрейдизм в сторону проблем социального окружения человека, объясняя этим проблемы самого человека

1938 - Скиннер описывает управление поведением рефлексов

1939 - Стивенс задает методологию эксперимента в бихевиоризме - операционализм

1941 - Пиаже описывает изменение в поведении ребенка с взрослением, при этом впервые рассматривает его не как недо-взрослое, а как самостоятельный процесс, не хуже, но другой

1943 - Халл строит общую модель поведения человека в "Системе поведения" и вводит понятия - сила навыка, драйв, первичное и вторичное подкрепление.

1948 - Салливан описывает личность как продукт межличностных отношений

1953 - Скиннер создает обучающие машины.

1956 - Фромм продвигает неофрейдизм в сторону любви, ненависти, жажды власти и стремления подчиняться как главных драйверов

1959 - Кардинер описывает личность как плод культуры, чем начинает психологическую антропологию

Ииии все. Фактически на соровых книга заканчивается. Никакого Маслоу, никакого Карнеги.
Все это безумно интересно, кстати книга написана богатейшим языком, ну то есть мне постоянно приходилось открывать словарь чтобы понять что автор имеет ввиду.
Вощем надо искать еще том, раскрывающий конкретно двадцатый век и желательно бы еще кусок двадцать первого захватить.

Но повторюсь - безумно интересно все это.