i-lightning
15:44 29-12-2021 Книги-2021: Декабрь
134. Арно Штробель «Оффлайн» (Переводчик - Р.Н.Прокуров, Изд. «Inspiria», 2021 г., Серия «Tok. Национальный бестселлер. Германия») 4/10
Посредственно, ближе к «плохо». «
показать
Оффлайн» заявлен как герметичный детектив: корпоративный выезд на информационный детокс превращается в отрезанном от цивилизованного мира особнячке в жесткач. Членовредительство и трупы. Казалось бы – неплохо, но, по факту, аннотация – самое интересное, что есть в этой истории.
Потому что самому триллеру слишком многого не хватает.

Весь сюжет сводится к бегающим слоникам и тому, как они трясутся от страха. Нет ни расследования (хоть какого-то), ни саспенса (с плохой овцы бы).

Пролог раскроет мотивацию, все авторские «фишки» настолько банальны, что даже странно, когда двоичный код становится основной загадкой. Твисты вторичны и бОльшая часть из них очень условно достоверна.

Нет внятного злодея. Потому что даже психопаты должны быть внятными, а не «напишу что попало, пусть выглядит сумасшедше». В какой-то момент садовник просто вываливается на сцену с окровавленными садовыми ножницами и дико хохочет. Прежде всего над читателями.

Нет массовки – т.е. даже второстепенный план, который достаточно наметить штрихами и мазками, провален весь. В «10 негритятах» про каждого героя можно отдельную книгу написать, настолько они живые и настоящие. Тут же всё плохо. Нет ни одного персонажа, который читателю хотя бы просто знаком, не то, чтобы близок или приятен. Автор почему-то счел достаточным всех этих людишек просто назвать. «Это – Джон, он монтёр. Джон бежит и кричит».
Одной стороны, ну и пусть, никто не цепляет, ни за кого не переживаешь, никому не сочувствуешь, нервы целее. С другой стороны, зачем тогда это всё.
Так и получается, что весь «Оффлайн» - пустота и крики.


135. Марта Уэллс «Отказ всех систем» («Дневники КиллерБота»-1: книга 1 «Отказ всех систем» (All systems red), книга 2 «Искусственное состояние» (Artifical condition). Переводчик - Н.В.Рокачевская, Изд «fanzon», 2019 г.) 9/10
136. Марта Уэллс «Стратегия отхода» («Дневники КиллерБота»-2: книга 3 «Нестандартный протокол» (Rogue Protocol), книга 4 «Стратегия отхода» (Exit Strategy). Переводчик - Н.В.Рокачевская, Изд «fanzon», 2020)
137. Марта Уэллс «Сетевой эффект» («Дневники КиллерБота»-3: книга 5 «Network Effect». Переводчик - Н.В.Рокачевская, Изд «fanzon», 2021 г.)
5 серий этой саги переведено и скомпоновано в три книги (будут ещё), но нет смысла говорить про каждую историю отдельно.
показать
В этом суть происходящего: «Дневники Киллербота» лучше всего читать залпом, после того, как выйдут все части. В противном случае, если читать по мере выхода, велик шанс забыть, что же было в предыдущей серии. Настолько это невесомо)

«Дневники Киллербота» - такая квазинаучно чуть-чуть боевая фантастика (лайт) про некое корпоративное будущее, в котором провалившаяся экспедиция мало-помалу превратилась в целую эпопею.

Боты с искусственным интеллектом – их великое множество, среди их есть боевые боты или сексботы, дополненные люди, своеобразные отношения между всеми.
Киллербот - главный герой и тот, кто рассказывает сказку, любит сериалы и тишину. Он - социофоб или сам так о себе думает, вечно влипает в какие-то приключения, пытаясь спасти людей, с которыми его сталкивает ход истории. От серии к серии количество людей вокруг КиллерБота увеличивается – постепенно бот прирастает друзьями.
Каждая книга - отдельная история, но все они имеют сквозную линию, которая мало-помалу развивается.

Тут нет особых умствований или философии, это истории-глаголы. Поэтому в каждой з них КиллерБот будет взламывать, спешить, блокировать прослушку, стрелять, запускать дронов, программировать, продумывать, сканировать и делать множество иных штук. Литературностью эта серия точно не грешит, местами скатываясь в сплошное «пуль-пуль, пыщь-пыщь и тарарах».

Бот, конечно же, типичный МартиСью, поэтому он будет непременно великолепен и непременно всем покажет. Такой Терминатор-ДжеймсБонд))))))))

Наверное, тем, кто рос на Азимове или Симмонсе, подобные истории про похождения искусственного разума покажутся смешными. И, конечно же, истории будут абсолютно вторичными: Марта Уэллс не привнесла ничего нового ни в идею андроидов, ни в перезагрузки сознаний, ни во что. Каждый сюжетный поворот знаком. Тот случай, когда всё это было уже, и отсылки к другим (очень часто культовым произведениям) призваны не только создать фон узнаваемости, но дополнить читательскую реальность тем, чем не захотела наполнять её автор.
Но это тот самый случай, когда Марта Уэллс прекрасно осознаёт эту вторичность и не претендует ни на что. Именно это делает историю милой и лёгкой: никаких серьёзных щей, никаких раздуваний щёк – прекрасно занятая ниша.

Конечно, тут будут отголоски глобальной повестки. Поэтому белых цисгендерных людей в книге практически нет (но и романтики особой нет - так что все эти концепции сосуществования индивидов не напрягают). Есть дискриминация, несправедливость, преступные замыслы и корпорации. Но по большому счёту, вообще ничего не напрягает, поэтому весело, задорно, затейливо и не скучно можно провести несколько вечеров. Чистое не замутнённое интеллектом развлечение, не несущее никакой смысловой нагрузки. Литературный фаст-фуд, только теперь в формате "как будто н/ф".
Ещё и написано хорошо.
Когда хочется быстрых литературных углеводов, но чтобы как будто не чипсы - идеально)))))


138. Бен Элтон «Время и снова время» (Переводчик – Александр Сафронов, Изд. «Фантом Пресс», 2016 г.) 9/10
Я люблю Бена Элтона за то, что он не скучный.
показать
Всё, что я у него читала, было настолько разным: тут и детектив, и социальная сатира, и антиутопия, и историческая драма, что я могу только снять виртуальную читательскую шляпу. Это круто. Ставить перед собой разные задачи и вполне успешно их реализовывать.
И вот – фантастика. Условно научная фантастика (сказка про Ньютона, который открыл перемещения во времени, забавна, но из научного там только Ньютон) про попаданца.

«Хью Стэнтон – отставной спецназовец и самый одинокий человек на свете… Стэнтон знает, что грядет большая страшная война, коллективное самоубийственное безумие, которое разрушит европейскую цивилизацию и ввергнет в страдания миллионы людей. Двадцатый век станет веком Великой войны, унесшей десятки миллионов жизней. И лишь Стэнтон понимает это, ведь для него нынешний век уже история. Он прибыл из будущего – перепрыгнул с одного временного витка на другой, воспользовавшись посланием сэра Исаака Ньютона, которое тот завещал вскрыть через столетия после своей кончины.»

У Хью Стэнтона есть миссия. Он должен изменить историю, предотвратить войну и не дать Гаврило Принципу убить эрцгерцога Франца Фердинанда – с чего, по мнению задорной компании Хроносов, все беды 20-го века и начались.

Стэнтон, благодаря подсказкам Ньютона, попадает в начало века со своей миссией и заверте… Тут и путешествие по Европе начала 20 века, и размышления о природе времени, и целая акция по уничтожению Принципа, и эффект бабочки.
Контраст между началом «Времени» и финалом – огромный. Как маховик раскачало. Если первая часть довольно неспешная, излишне эмоциональная и далеко не всегда понятно, к чему одно или другое, то примерно с середины истории повествование набирает обороты и несётся вскачь, подхватив читателя под руку.
Очень интересно! Особенно, когда сыграет главный твист и вотэтоповорот)))

У меня есть вопросы к переводчику (особенно недоумеваю я по поводу названия), у меня остались вопросы к Бену Элтону, потому что отдельные моменты абсурдны. Вопросы остались, даже несмотря на то, что какие-то из них ближе к концу испарились: автор довольно изящно вывернулся из тисков историчности. Но остались те, что не про историю, а про здравый смысл.

Отдельной темой для меня проходит советикофобия. Она объяснима на уровне текста, но отдельные главы мне читать было неприятно (автор излишне упорот в желании показать ужасы кровавого мордора. И хотела бы я верить, что это – пародия на то, как подобную истерию поддерживают СМИ и отдельные политики, но, боюсь, это не так).

Но в общем и целом, довольно увлекательная история)


139. Сергей Лукьяненко «Три дня Индиго» (Измененные-2, Изд. «АСТ», 2021 г.) 6/10
Продолжение романа «Семь дней до Мегиддо» и теперь к постапу и космической фантастике добавился лёгкий привкус детектива. Но привкус этот почти невесом, поэтому обольщаться не стоит.
показать
В остальном – это буквально продолжение первой части, без которой книга не имеет смысла.
Те же шутки и та же бытовая философия уровня статуса вконтакте, те же приключения (местами совсем похожие, разве что антураж чуть другой), те же вотэтоповороты, обусловленные в основном роялями и всякими «он догадался/ему повезло».
Некое развитие получит картина мира: чуть больше информации и про инопланетян, и про измененных, и про прежних. Но всё, что касается человеческой составляющей (диалоги, характеры, отношения) – настолько неизменно, что спрессовалось в картон. Главные герои традиционно никуда не развиваются, поэтому местами скучны, а местами абсурдны. Попытки Лукьяненко поиграть в тройничок провалились.
Всё остальное будет динамичным повторением первой части.


140. Франк Тилье «Жил-был раз, жил-был два» (Переводчик – Римма Генкина, Изд. «Азбука, Азбука-Аттикус». 2021) 7/10
Франк Тилье умеет заворачивать сюжеты так, чтобы в одной истории смешивались в кучу пластинаторы и дождь из мертвых птиц, Караваджо и русские, шахматы и закопанные клады.
показать
И чтобы всё это было щедро присыпано потерей памяти – дабы наверняка.

«Семнадцатилетняя Жюли пропала в марте 2008 года. Отец Жюли, лейтенант Габриэль Москато, отчаянно пытается найти дочь и в своих поисках оказывается в гостинице «У скалы». Взяв у владельца журнал регистрации, он отправился в номер 29 на третьем этаже и заснул. А проснулся под звуки глухих ударов в окно – шел дождь из мертвых птиц. Ни его вещей, ни телефона в номере не было, а был на дворе 2020 год. Куда-то пропали 12 лет и память Габриэля.»

Это – динамично. Свежие трупы, старые тайны, возобновлённое расследование, переплетенные события 2008 и 2020 года, психопаты и чудовищные схемы, идущие рука об руку гениальность и безумие.

Мне было интересно следить за сюжетом. Тот случай, когда максимально аккуратно сохранена квестовость и расследование продвигается шаг за шагом от артефакта к артефакту, от разговора к разговору.

И всё было бы отлично, если бы не два момента. Первый – та самая потеря памяти. Я понимаю, зачем автор использовал этот приём, но в данном случае мне он показался тем самым микроскопом, которым забивали гвозди. Да, гвоздь был вбит, но микроскоп можно было заменить банальным молотком. В противном случае гора и мышь получились во весь рост.
Ну, и второй момент, который даже более значимый – детали и сюжетные повороты, интрига и твисты «съели весь человеческий фактор». Поэтому большинство персонажей были претенциозными предсказуемыми пупсиками, в которых радостно игрался автор.
Тот случай, когда триллер интересный, но при этом он абсолютно ничем не зацепил на уровне эмоций.
Комментарии:
mopushville
23:39 30-12-2021
Лукьяненко для меня как тот кактус, и вроде жрать уже не хочется, но почему-то плачешь и жуешь.
Как-то он перестал быть мною уважаемым в последние книги. Что меня бесконечно печалит. Это как ранняя Хмелевская, блеск и восторг, а последние книги читать невозможно.
Понятно, что авторы не молодеют и возрастное влияет на творчество, но как же это грустно.
i-lightning
06:54 31-12-2021
mopushka так и есть))) Мне кажется, что Лукьяненко, как присел на волну в начале нулевых, так ничего не изменилось. Проблема в том, что его читатели из нулевых выросли, а тексты так и остались на уровне "для 16-леток норм, сожрут всё". И уже в этом "сожрут всё" можно выискивать что-то хоть более-менее сносное. Изменённые на общем фоне - классика и почти норм, ибо тот же Порог - это грусть-печаль)
Но да, колюсь и жру, как то ёжик, ибо с Лукой много связано и даже некая ностальгия навевается))))